Инвестиционные проекты востока России

25 февраля 2008, 00:00
  Сибирь

Кроме проекта Нижнего Приангарья в Красноярском крае и комплекса цветной металлургии в Читинской области, который будет создан ГМК «Норильский никель» на собственные средства и с помощью Инвестфонда РФ, билет в светлое будущее получили новообразованный Забайкальский край, а также республики Тыва и Бурятия. В Тыве Объединенная промышленная корпорация начнет разработку Элегестского месторождения коксующегося угля, построив совместно с государством 459 км железнодорожной линии Кызыл–Курагино. Общие инвестиции в проект составят более 152 млрд рублей, из которых почти 50 млрд выделит Инвестфонд. А ИФК «Метрополь» совместно с ОАО «ГидроОГК», администрациями регионов и Инвестфондом создаст новый энергопромышленный район в Бурятии и Забайкальском крае. В его состав войдут каскад ГЭС на реке Витим, несколько ГОКов, металлургический комбинат по переработке цинка, горно-химический комбинат, а также сопутствующие производства (цементный завод) и объекты инфраструктуры. В частности, железная дорога, которая свяжет новые производства с Транссибом и БАМом. Совокупный объем инвестиций в проект превышает 232 млрд рублей.

На подходе — бионефтехимический кластер в Омской области (проект разрабатывает группа компаний «Титан»), строительство Северо-Сибирской железной дороги, а также уже реализуемые более мелкие проекты. В частности, особые экономические зоны различного типа в Томской и Иркутской областях, в Бурятии, Алтайском крае и Республике Алтай, технопарк в Новосибирске. И многое другое.

Еще больше повезло Дальнему Востоку. Подъем восточной окраины объявлен национальным приоритетом. В августе прошлого года Правительство России утвердило новую редакцию федеральной целевой программы развития округа (дополненную регионами Забайкалья) с беспрецедентным объемом госфинансирования — более 466 млрд рублей до 2013 года. Почти весь объем пойдет на проекты в области транспортной и энергетической инфраструктуры — по этим двум отраслям округ отстает от остальной страны на порядок. А в качестве еще одного спасительного маяка заявлен форум АТЭС 2012 года, провести который планируется пока еще в абсолютно не готовом для этого Владивостоке.

Стоит отметить еще одну важную особенность нового этапа развития зауральских территорий. Вопрос инвестирования в инфраструктуру, кардинальное обновление которой особенно актуально именно для Сибири и Дальнего Востока (прежде всего из-за огромных расстояний между регионами), потерял свою остроту. Необходимость скорейшего решения проблем транспорта и энергетики уже не вызывает сомнений и постепенно облекается в формы вполне конкретных объектов финансирования. В рамках ФЦП «Развитие транспортной отрасли России на 2010–2015 годы», проект которой сейчас дорабатывается Минтрансом, СФО и ДФО будет выделено за счет федерального бюджета и Инвестфонда более 2,3 трлн рублей. Общее финансирование ФЦП только в Сибири запланировано на уровне 1,9 трлн рублей. Основные инвестиции, что очевидно, пойдут на железные и автомобильные дороги. Запланирована реконструкция федеральных автомагистралей «Байкал», «Чуйский тракт» и «Енисей», гидротехнических сооружений внутренних водных путей в Енисейском, Байкало-Ангарском, Обском и Обь-Иртышском бассейнах, а также взлетно-посадочных полос и инженерных сооружений в 27 аэропортах.

Подготовил Александр Попов