Столпы нефтехимии и переработки

Вадим Чухонцев
3 февраля 2008, 00:00
  Сибирь

Омская область, реализуя свое главное преимущество — близость к месторождениям углеводородов, превратилась в их мощного переработчика, транспортировщика и продавца

Омская область протянулась с севера на юг на 600 км, а с запада на восток — на 300 км. Такая конфигурация, сопровождающаяся соседством с Тюменской областью на западе и севере, Томской и Новосибирской областями — на востоке и Казахстаном на юге, в свое время задала направление развития определенного набора отраслей.

Желтые нефтяные майки

Для становления отраслей-лидеров: нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленностей — определяющим фактором стала близость к местам добычи полезных ископаемых вкупе с расположением на пересечении транспортных потоков. Однако на первом месте рейтинга обнаруживаем «Транссибирские магистральные нефтепроводы», обеспечивающие доставку углеводородов до потребителей и мест переработки. При высоких объемах выручки их показатели рентабельности (36,4%) очень хороши, но по итогам 2005 года они были еще выше (58,8%). А ведь еще год назад мы бы увидели на этом месте бывшего лидера региона — «Сибнефть». Но в связи с переходом под крыло «Газпрома» и сменой места прописки в рейтинге остались только ключевые «дочки» компании: Омский НПЗ (ОНПЗ) и «Омскнефтепродукт», расположившиеся на второй и третьей строчках. Омский НПЗ в 2006 году показал более чем 60-процентный прирост выручки, несоизмеримый с 12-процентным ростом объемов переработки, что связано с улучшением конъюнктуры рынка нефтепродуктов. Также преимуществом ОНПЗ является самая высокая в России глубина переработки, составившая в 2006 году 84,5%, что выше среднеотраслевого значения на 12,8%. Недостаточная глубина переработки является бичом отечественной переработки нефти в целом, и в данном случае большие объемы производства продуктов с высокой добавленной стоимостью не замедлили сказаться на доходах. Действующей на Омском НПЗ инвестпрограммой предусмотрена реализация множества мероприятий по строительству новых и модернизации существующих мощностей. За счет нее уже к 2011 году планируется начать выпуск продукции, соответствующей стандартам Евро-4 и Евро-5. Ряд проектов уже реализован. Эти факторы позволят удержать финансовые показатели завода на высоком уровне, так как уже сейчас в стране ощущается дефицит высокооктановых видов топлива, а в дальнейшем их потребление будет только возрастать.

Третье место «Омскнефтепродукта» в основном рейтинге закономерно, поскольку это одно из самых крупных предприятий по сбыту нефтепродуктов в Сибири и на Дальнем Востоке. В его активе — 103 АЗС и 7 нефтебаз. Присутствие в региональных рейтингах крупных сбытовиков нефтепродуктов — обычное явление. На высоких позициях в соответствующих рейтингах обосновывались «Роснефть-Алтайнефтепродукт», «Новосибирскнефтепродукт ВНК», «Иркутскнефтепродукт» и другие. Но омская компания по размеру выручки превосходит каждую из упомянутых в среднем в два раза.

«Магистральные нефтепроводы» и ОНПЗ являются абсолютными лидерами в регионе и по размеру прибыли. «Омскнефтепродукт» также оказался на 7-м месте среди наиболее прибыльных компаний региона. Пожалуй, для рентабельности омских предприятий, связанных с нефтехимией, наравне с хорошей рыночной конъюнктурой одним из определяющих факторов является близость к месторождениям. Например, транспортное «плечо» между ОНПЗ и месторождениями — самое короткое в Западной Сибири.

Неоднозначная нефтехимия

Близко к тройке лидеров по духу и месту в рейтинге оказалась группа «Титан». Достаточно сказать, что входящее в ее состав относительно молодое ЗАО «Экоойл» в короткий срок стало крупнейшим производителем метилтретбутилового эфира — высокооктановой кислородосодержащей добавки, которая применяется на НПЗ для получения неэтилированного бензина. В 2006 году оборот «Экоойла» превысил 1 млрд рублей. Но перспективы данного продукта не вполне ясны. Из-за обнаруженных в нем вредных веществ некоторые производители бензинов переходят на другие добавки. Тем не менее, «Экоойл» постепенно расширяет его производство.

Но основным активом группы «Титан» является «Омский каучук», занимающий одно из лидирующих мест среди российских производителей синтетического каучука. Несмотря на это, все последние годы предприятие показывает стабильный убыток, а в 2006 году — незначительное падение объема выручки. Но в целом прибыль группы позволила ей обосноваться на 10-й строке самых прибыльных компаний области. Возможно, масштабные инвестиции группы в возведение завода по выпуску полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год выведут ее на новый этап развития и позволят достать соседей по рейтингу, стоящих выше. Запуск завода намечен на текущий год. Основными потребителями станут производства по выпуску биоксально ориентированной пленки, упаковки и мешков. Для обеспечения сбыта руководство группы выражало готовность выступить в качестве гаранта поставки сырья и даже поучаствовать в роли гарантов для получения кредитов. Таким образом, по инициативе и при координации группы «Титан» в регионе получает развитие целый полипропиленовый кластер.

Среди других представителей нефтехимической промышленности наибольший интерес вызывает СП «Матадор-Омскшина», в котором холдингу «СИБУР» принадлежит 50-процентная доля. Совместное предприятие за свою недолгую историю сумело в несколько раз увеличить объем выпуска продукции. И хотя в 2006 году он незначительно снизился относительно прежнего года, выручка компании увеличилась на 19,2%. Судя по всему, благодаря стартовавшей еще в 2005-м программе по модернизации и расширению производства в прошлом году компании удалось на 8% нарастить выпуск шин. Это должно положительно отразиться на выручке. Кстати, другой участник рейтинга — «Омскшина» — также входит в «СИБУР» и показывает сопоставимые показатели роста выручки при больших ее объемах. При этом, в отличие от «Матадора», «Омскшина» в сравниваемых периодах сработала с убытками. Такой ход дела находится как раз в русле предрекаемого аналитиками падения доли отечественных производителей шин. Посмотрим, кто в итоге выйдет победителем на этом непростом рынке. Вполне вероятно, что без помощи иностранцев нам не обойтись. Одной из форм сотрудничества является создание СП, подобных «Матадору». Отметим, что главной ближайшей целью СП «Матадор-Омскшина» является увеличение объема выпуска шин до 4 млн штук к 2010 году (что на 27% больше показателей 2007 года). Это вполне реально при сохранении взятого в 2007-м темпа прироста.

Отраслевой пьедестал

Характерно, что благодаря сильным позициям предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей, лидирующие позиции промышленного сектора в рейтинге в целом не вызывают сомнений. На его долю пришлось 42,27% совокупной выручки рейтинга. На втором месте отраслевого пьедестала, пусть и с небольшим отрывом, находится транспорт, а не ставшая уже традиционной в других региональных рейтингах торговля. И хотя более 91% в совокупной выручке транспортных компаний рейтинга принадлежит «Транссибирским магистральным нефтепроводам», все же они вторые. Да и при ближайшем рассмотрении торговых организаций оказывается, что третья часть из них имеет отношение к торговле топливом. Это не только «Омскнефтепродукт», но и занявшие самые разные места, от относительно высокого (коммерческая компания «Держава» — 12-е место) до низкого («Сибинвестагро» — 47-е место), а также показавшие впечатляющие темпы роста выручки ТД «Сибирские нефтепродукты» и «Сибирь Холдинг» (по 243,1 и 186,5% соответственно). Планы последних возглавить Топ-10 самых динамичных компаний региона нарушила лишь Омская электрогенерирующая компания. Кстати, в следующем рейтинге региона ее, скорее всего, обнаружить не удастся, поскольку в рамках процессов реформирования электроэнергетики она вошла в структуру ТГК-11. Сильные позиции компаний трубопроводного транспорта (в рейтинге присутствует еще одно предприятие этого вида) заслуживают внимания, но отнюдь не являются чем-то особенным. В региональных рейтингах то и дело всплывают компании-лидеры того или иного вида транспорта.

Сюрпризы и разочарования

Приятным сюрпризом стали хорошие темпы роста всех представителей пищевой промышленности. Среди них омский завод новосибирской компании «Инмарко». Эффективность всей структуры в целом недавно была достойно оценена «Юнилевером». Но наибольшего внимания заслуживает «Омсквинпром». Благодаря мощной маркетинговой политике выведенный всего несколько лет назад водочный бренд «Пять озер» ворвался в число лидеров рынка по объему продаж. Если по итогам 2006 года он входил в четверку, то в прошлом году стал третьим на российском рынке. «Омсквинпром» ежегодно наращивает объемы выпуска более чем в два раза — соответственно, возрастает и выручка. В 2006 году она увеличилась на 112%. Судя по промежуточным итогам, в 2007 году стоит ожидать по меньшей мере удвоения результатов.

А вот некогда гремевшая омская оборонка в 2006 году в рейтинге ничего выдающегося не показала, делегировав всего одного участника в лице моторостроительного объединения им. П.И. Баранова, да и то понесшего огромный убыток в размере 506,6 млн рублей. Вообще машиностроение в рейтинге оказалось представлено всего двумя предприятиями. Вторым стал завод «СибГазСтройДеталь», также ориентированный на производство продукции для магистральных нефтегазопроводов, — одно из основных направлений его деятельности.

Остается только надеяться, что наметившееся в 2007 году существенное увеличение оборонного заказа и связанное с ним оживление оборонного сектора промышленности даст толчок развитию этой отрасли. Именно на возрождение машиностроения стоит делать основную ставку в развитии региона в среднесрочной перспективе. Что сейчас, видимо, и происходит.

Методика составления рейтинга

Рейтинг «50 крупнейших компаний Омской области» составлен журналом «Эксперт-Сибирь» на основе методики, разработанной рейтинговым агентством «Эксперт РА». В рейтинг включались компании промышленных и непромышленных отраслей. Место определялось путем ранжирования по объему реализации продукции (работ, услуг) в 2006 году. Под этим термином понимается объем выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) для занятых в сфере промышленности, телекоммуникаций, транспорта, розничной торговли, жилищно-коммунального хозяйства, строительства.

Источниками информации при составлении рейтинга послужили данные, полученные от Федеральной службы государственной статистики, а также опубликованные компаниями в открытых источниках.

При пересчете выручки компании в 2006 году в другую валюту использовался средневзвешенный курс доллара (27,19 рубля за доллар США).