И так сойдет

Тема недели
Москва, 31.03.2008
«Эксперт Сибирь» №13 (202)

В России закон о недрах, наверное, наиболее значимый государственный документ — конечно, после Конституции. Потому что он регламентирует работу в сфере, дающей почти 60% бюджетных поступлений и контролирующей 70% отечественного экспорта.

Закон «О недрах» был принят еще в 1992 году. Понятно, что законотворцы исходили из реалий того времени, когда страна все еще обладала огромными объемами разведанных запасов полезных ископаемых, которые к тому же неустанно прирастали (по крайней мере, вплоть до 1993 года), и основной задачей было регламентировать именно сферу добычи. При этом в тени остались вопросы собственно разведки и ввода в эксплуатацию новых запасов.

Желающих попользоваться с выгодой для себя практически готовыми к разработке, гарантированными ресурсами оказалось достаточно. В конце концов, большая часть разведанных месторождений оказалась сконцентрирована в руках группы нескольких самых крупных добывающих компаний. Которые фактически перестали заниматься геолого-разведочной деятельностью — в последующие годы наблюдалось их катастрофическое снижение.

Новый закон о недрах готовится долго и тяжело в течение уже многих лет. Масштабные перемены, которые намеревались внести законотворцы в устаревший проект, поначалу были очерчены смелыми штрихами: министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявлял в 2004 году, что его ведомство намерено ни больше ни меньше переписать старый закон полностью, определив в нем даже конкретные сроки, которые даются чиновникам на принятие решений по лицензированию прав на разработку недр.

«Если не указать срок, который дается на работу над документом, он возьмет твой документ и скажет: конечно, я все сделаю по закону, просто не знаю когда, — говорил министр в одном из тогдашних интервью. — Года через полтора компания «озвереет» до такой степени, что или вообще уйдет из бизнеса, или начнет «договариваться» с этим чиновником. Вот этого мы и стремимся не допустить».

Ирония этого высказывания в том, что Минприроды само затянуло срок создания законопроекта. Разные его редакции возвращались на доработку несколько раз, пока ровно год назад Минприроды не признало, что «попытка создать новый закон не получилась».

Целесообразным было признано внести нужные нововведения в уже существующий документ путем принятия соответствующих поправок. Так, в конце марта Госдума во втором чтении приняла поправки, определяющие параметры участков недр федерального значения. Ранее предполагалось целыми отдельными блоками выделить и отправить на обсуждение в Госдуму изменения, касающиеся геологического изучения, выдачи лицензий, внесения изменений в лицензии, контроля над их выполнением, определения условий лишения компаний лицензии. Впрочем, эти поправки так и не увидели свет до сих пор.

Сегодня можно уже не осторожничать с оценками, а сказать, что, по всей видимости, нового закона «О недрах» мы не дождемся. Причем именно потому, что сфера добычи полезных ископаемых очень важна для федерального бюджета. Когда почти все разведанные ресурсы сосредоточены в руках госкомпаний или игроков, лояльных государству, менять правила игры со стороны федерального центра было бы, во-первых, глупо, во-вторых, сделать это гораздо проще административными методами или воздействуя через имеющиеся государственные рычаги.

За годы разработки нового закона много чего у нас случилось. Например, независимых крупных компаний вроде ЮКОСа не осталось. А документ, стимулирующий геологоразведку, нужен там, где провозглашен принцип равнодоступности недр для всех пользователей. Монополистам и олигополистам он не нужен.

Небольшие, еще оставшиеся в сфере добычи частные компании сегодня по-прежнему сетуют на то, что очень велики сроки: только на согласование во всех инстанциях документации на разведку и последующую добычу месторождения они составляют около двух лет. С таким периодом окупаемости, когда пару лет приходится только ожидать, когда тебе разрешат работать, и вправду — лучше заняться другим бизнесом. Эту мысль, вольно или невольно, частным компаниям настойчиво внушает государство своим бездействием в законодательной сфере.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №13 (202) 31 марта 2008
    Геологоразведка
    Содержание:
    Иссякающий источник

    Главная проблема нефтегазового комплекса — недостаток новых месторождений, вводимых в эксплуатацию. Для ее решения необходимо увеличить объем геолого-разведочных работ, но препятствием на этом пути являются сами нефтяные компании. Стимулировать процесс может только государство

    Реклама