Выбоины, темнота и руины

Постскриптум
Москва, 31.03.2008
«Эксперт Сибирь» №13 (202)

Впятничный мартовский вечер в течение часа на площадку под Коммунальным мостом, что в городе Новосибирске, друг за дружкой подъехали четыре машины. Причиной автомобильного рандеву стали пробитые покрышки передних колес.

Мне первым «повезло» влететь колесом в одну из выбоин асфальтового покрытия улицы Большевистская. С включенной аварийкой, «подсев» на левый бок, резко сбавив скорость и постепенно уходя со второй полосы вправо (чем не вынужденная опасная езда?), пришлось проследовать на площадку и остановиться под грохочущим от движущегося сверху автотранспорта мостом.

Не сказать, что я и ехал быстро — скоростной режим не нарушаю из соображений законопослушности и безопасности. Кроме того, пересечение Большевистской с улицей Инская, где и находится тот опасный участок, — излюбленное место несения дежурства экипажа ГИБДД Октябрьского района, который, я так полагаю, почитает за неимоверный труд сообщить в дорожную службу об аварийном участке полотна, предпочитая с блаженным видом наблюдать досадные для водителей происшествия. Да и вправду, зачем? Купили авто — будьте добры, раскошельтесь на ремонт подвески, новую пару колес. Не справитесь с управлением и вылетите на «встречку» — за ремонт своей машины платить вам. Решите подать в суд — мы не ответчики, максимум — свидетели.

Между тем мое колесо оказалось безнадежно вспоротым асфальтовой каемкой выбоины. Вытащив запаску, домкрат и ключи, я принялся за дело. Через десять минут на площадку на аварийке подъехали «Жигули», через тридцать — иномарка, следом — еще одна. Машины угодили в ту же колдобину, двигаясь по одной наиболее удобной траектории. На ней и находилась замаскированная талой водой яма.

Кого в таких случаях «общительные» водители поминают недобрым словом и, откровенно говоря, кроют матом, мне теперь доподлинно известно. Знакома и наиболее часто применяемая последовательность: сгоряча — дорожников, подуспокоившись — мэра, а после, немного осознав тотальную бездарность дорожного хозяйствования — полуанонимного (и вправду, даже и не знали, как его зовут — «Ксензов что ли… или не Ксензов?») руководителя городского департамента дорожно-благоустроительного комплекса. Как-то так называется муниципальная структура, отвечающая за дороги, но проверять точность не буду — желания нет, а уважительного отношения как минимум четырех жителей города она не заслужила.

Пока меняли колеса, поговорить успели о многом. Про фактическое отсутствие дорожного полотна даже там, где на бумагах в (на) столах чиновничьих кабинетов мэрии стоит пометка «дорога не требует ремонта» — в центре, на окраинах, в любом районе города де-факто аварийных улиц можно найти с десяток. Про неосвещенные ночью главные дороги города, фонари на которых выключаются в час ночи в целях экономии электричества, но никак не для обеспечения безопасности, и не только автомобильного движения. Про нечищеные внутридворовые территории и проезды, превратившиеся в последние дни марта в руины мокрого, непреодолимого ни для пешеходов, ни для машин, снега и канавы воды — мамаша, самоотверженно, чуть не плача от бессилия, толкающая детскую коляску через валуны, и увязшие по днище в слякоти легковушки стали для весны вполне обычным явлением.

В общем, чем занимаются муниципальные власти, обязанные обеспечивать жителям Новосибирска нормальные безопасные условия передвижения по улицам, пешком или на машине, мы так и не определились. Просто сошлись во мнении, что ничем близким к реальной жизни горожан, платящих налоги и более-менее лояльно относящихся к главе города. По-прежнему ничем.

Помнится, несколько лет назад на оппозиционном (уже закрытом) местным властям телеканале «НТН-4» выходила программа «Новости», почти каждый выпуск которой завершался репортажем, рассказывающем об острейшей проблеме Новосибирска — плохих дорогах. Да, то был сильный раздражающий PR-инструмент в преддверии выборов градоначальника. Как сказали бы итальянцы — у местных властей в то время «камешек застрял в ботинке». Ничего не скажешь, играли профессионально, по выверенным нотам. Нарезался видеоряд с изображением донельзя разбитых улиц и резкими далеко несервильными комментариями, так нервировавшими мэра и его подчиненных. Можно сколь угодно обвинять тележурналистов в необъективных материалах (все-таки одним из реальных кандидатов на пост градоначальника являлся владелец телеканала «НТН-4» Яков Лондон), но факт остается фактом — городские дороги действительно находились в ужасном состоянии. Лондон мэром не стал, а проезжие части тем временем качественных улучшений не претерпели.

Возможно, мне возразят: а как же выделяемые на дорожное строительство федеральным бюджетом миллиарды и сотни миллионов рублей, вот в прошлом году выделялись и тратились средства, о чем бодро и гордо отчитывались местные власти?! Однако к ремонту проблемных дорог и укладке нового качественного покрытия, создания так необходимой городу эффективной системы коллекторно-сбросной системы они не имеют ровным счетом никакого отношения. Деньги выделялись целевым финансированием и могли быть потрачены только на конкретные объекты: строительство Ипподромской магистрали от улицы Кирова до Военной, эстакады по улице Кирова, нового мостового перехода через Шлюз и реконструкцию улицы Большевистской и Бердского шоссе. Дело хорошее, но явно недостаточное и напоминающее присказку о не замечаемом в глазу бревне.

Недостаточное настолько, что не в шутку имело бы смысл возродить публичность общественного мнения в отношении ситуации с дорогами, составления плана ремонта дорог, обеспечения прозрачности расходования бюджета, выделяемого департаменту. Пока же на сайте мэрии план дорожных работ на этот год вообще не значится, а по 2007-му предлагался как бы постфактум по принципу «мы подумали, и я решил». Думаю, мало кто устоял бы перед желанием сочно прокомментировать на интернет-форуме рейтинги самых разбитых дорог районов Новосибирска. Так же, как, наверное, нашлось бы немало водителей, готовых позвонить на «горячую» телефонную линию и сообщить об опасно покосившемся еще несколько месяцев назад фонаре освещения проезжей части, который упорно не замечают службы дорожного технического надзора.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №13 (202) 31 марта 2008
    Геологоразведка
    Содержание:
    Иссякающий источник

    Главная проблема нефтегазового комплекса — недостаток новых месторождений, вводимых в эксплуатацию. Для ее решения необходимо увеличить объем геолого-разведочных работ, но препятствием на этом пути являются сами нефтяные компании. Стимулировать процесс может только государство

    Реклама