Asta la vista

Рейтинг
Москва, 31.03.2008
«Эксперт Сибирь» №13 (202)
Сибирский ИТ-рынок заканчивает формирование четких границ: все более укрепляются жесткие правила игры, открытой конкуренции, очевидны признаки цивилизованности и цельности. Подтверждение этому — увеличение доли доходов ИТ-компаний от сервисных направлений и услуг с высокой долей добавленной стоимости

По мере роста конкурентности и насыщенности ИТ-рынка простыми услугами (дистрибуция техники, корпоративные поставки оборудования, создание простых инфраструктурных решений) падает их маржинальность. Наукоемкие решения и услуги с высокой долей добавленной стоимости, прежде всего консалтинг, обучение, ИТ-аутсорсинг, интеграция сложных систем управления, напротив, высокодоходны и демонстрируют высокий рост.

Толканий локтевыми суставами здесь меньше в силу достаточно высокого порога выхода на рынок. Ниши хорошо защищены от конкуренции благодаря наличию у системных интеграторов и консалтинговых компаний наработанного годами отраслевого и технологического ноу-хау. С другой стороны, именно этот сегмент рынка испытывает сегодня наибольшие сложности с обеспечением высокопрофессиональными кадрами.

В ближайшие годы перспективными направлениями развития ИТ-отрасли станут разработка и внедрение вертикальных, отраслевых, интегрированных решений, а также услуги по разработке проектной документации и инжиниринг. И все по той же общей причине роста дефицита на рынке ИТ-персонала укрепятся позиции сферы аутсорсинга ИТ-услуг. Востребованность в комплексности оказываемых услуг дополнится потребностью заказчика в качестве и высокой квалификации отработки задач.

Конкуренция на локальных рынках продолжит возрастать. Региональным компаниям придется плотнее взаимодействовать друг с другом, повышать собственную компетентность, чтобы отстоять свою долю в борьбе с федеральными игроками.

007

По итогам 2007 года большая часть сибирского рынка осталась за ретейлом, однако произошло качественное изменение его структуры. Так, объемы поставок «коробочных решений» в корпоративный сектор в силу увеличения их функциональности, сложности, ассортимента и доступности серьезно возросли. Это справедливо не только в отношении компьютеров, серверов и систем хранения, но и сетевого и телекоммуникационного оборудования, а также программных продуктов. «Ранее для достижения сложного функционала необходимо было компилировать различное оборудование и ПО, вкладывать серьезные инженерные ресурсы в разработку решения. Такие продажи, безусловно, относились к продажам интеграционных решений. Сейчас на основе обычного десктопа за счет специальных программных систем можно разворачивать очень обширный функционал. И такая продажа сегодня уже относится к ретейлу. То, что год назад считалось наукоемким, сегодня — обычная коробочная продажа», — рассказывает генеральный директор ГК «СибитSystems» (Красноярск) Анатолий Сергеев.

В то же время заработать на рынке коробочных поставок становится все труднее. «Большинство подобных систем продаются в рамках конкурсов и аукционов. Это неминуемо приводит к снижению прибыли ИТ-компаний, которые занимаются поставками оборудования. Одновременно с этим на рынок ИТ приходят все новые игроки, которые продают типовые изделия», — описывает ситуацию руководитель направления системной интеграции компании «НЭТА» Наталья Малышко.

Соответственно, более сложными становятся интеграционные проекты. Их разработка и внедрение сопряжены с большей ответственностью за результат. Заказчики все четче понимают, что прежде чем вложить большую сумму в модернизацию ИТ-инфраструктуры, нужно тщательно готовиться, все предварительно обсчитывать, оценивать риски. Но и стоимость такого проекта в B2B увеличилась в среднем на 20%.

Емкость в цене

Говоря о тенденции перераспределения прибыли системных интеграторов, необходимо отметить, что речь не идет о снижении прибыли от продаж и поставок оборудования. Спрос на поставку не сократился и продолжает стабильно расти. Другое дело, что востребованность прочих составляющих системной интеграции, таких, как консалтинг, разработка и внедрение ПО, растет гораздо быстрее. Основная прибыль от поставок оборудования уходит производителям. Интеграторы получают только определенную добавку, в то время как ИТ-услуги являются исключительно их продуктом и рентабельность тут значительно выше. Реализация сложных решений позволяет получить высокую прибыль за счет большого количества предлагаемых услуг, более высокого уровня квалификации специалистов. Таким образом, равномерное увеличение объемов поставки оборудования и ИТ-услуг ведет к большему росту прибыли от последних. Соответственно, увеличивается и доля прибыли от данных услуг в общей доле доходов системных интеграторов.

Поэтому игроки ИТ-рынка все чаще идут на реализацию как можно более технологичных решений: построение распределенно-вычислительных систем, центров обработки данных, корпоративных сетей передачи данных, развертывание сетевой структуры. Производители оборудования стандартизировали и унифицировали его так, что системный интегратор сегодня в состоянии реализовать проект любой сложности на оборудовании различных производителей под ключ.

К тому же рынок буквально требует наукоемких высокотехнологичных решений от представителей ИТ-сектора. Финансирование в рамках нацпроектов и экономия средств за счет открытых аукционов позволяет государственным предприятиям изыскивать дополнительные средства на создание комплексных систем, ставить интересные задачи перед интеграторами ИТ-решений.

Появляются компании, которые работают на всей территории сибирского региона либо планирующие расширение географии бизнеса за пределы Сибири: такая экспансия невозможна без развития собственных сетевых информационных структур.

Нельзя не учитывать и нарастающие потребности среднего и начального среднего бизнеса в автоматизации управления деятельностью компаний. По мере насыщения рынков и обострения конкуренции, автоматизация становится одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности: за счет понижения себестоимости продукции, большей эффективности производства и логистики, построения отношений с клиентом. «Вести документацию и управлять ассортиментом/складом/заказами торгового павильона возможно на одном компьютере, но подобное управление сетью магазинов неэффективно и, следовательно, маловероятно. Исключительно увеличением числа ПК здесь тоже не обойтись. Необходимость слаженной работы всех участников процесса и соответствующие требования к уровню коммуникаций между ними не могут быть удовлетворены простым объединением в локальную сеть, а подразумевают куда более глубокий и всесторонний подход», — считает руководитель отдела маркетинга компании «Утилекс АйТи» (Новосибирск) Сергей Чирва. И если раньше многие предприятия вынуждены были отказываться от внедрения бизнес-решений по причине их высокой стоимости, то теперь они становятся все более доступными, в том числе для компаний среднего и начального среднего бизнеса.

Малый/Средний

Типичные представители этого сегмента компаний в Сибири (уже сегодня активно решающего задачи комплексной информатизации) — торговые и бизнес центры, которые строят небольшие по федеральным меркам, но известные в регионе девелоперы. «Системный подход позволяет заказчику сократить количество подрядчиков. Это заметно увеличивает скорость строительства объекта, а также снижает расходы на его ввод в эксплуатацию и дальнейшее обслуживание», — объясняет коммерческий директор направления системной интеграции компании «НЭТА» Дмитрий Болдырев.

Small Business Сибири пока не может себе позволить полноценные комплексные проекты. Для него фактор цены по-прежнему имеет определяющее значение. А метод постепенного решения задач по мере появления достаточных средств зачастую неэффективен — они меняются с течением времени. Определенные еще на стадии обследования, перед первым этапом, к моменту запуска следующего решения могут утратить актуальность. «Основной проблемой при внедрении информационной системы для небольших предприятий становится недостаток средств. Такие компании могут купить продукт, но оплатить полностью работу консультантов и саму услугу по внедрению им сложно. В итоге продукт либо остается лежать на полке, либо работает не в полную силу. Для таких заказчиков мы стараемся проводить обучающие семинары и разрабатывать методологии», — рассказывает директор сибирского офиса ГК «ИНТАЛЕВ» Марина Гуляева.

Но на большинстве малых предприятий нет своих ИТ-отделов, большого количества специалистов, способных интегрировать ИТ-продукты и, главное, сопровождать их, наращивать мощность и функционал по мере расширения бизнеса. «Это основная причина, по которой малый бизнес заинтересован в комплексных решениях и новых ИТ-услугах, а задача производителей этих продуктов — дать ему такие инструменты, которые бы обеспечивали эффективное функционирование и развитие компании, не требуя раздувания штата и больших начальных вложений в информационную платформу», — убежден генеральный директор компании «АйТи» (Москва) Тагир Яппаров.

Здесь надежды можно возлагать на развитие отраслевых решений. Поскольку задачи, с которыми сталкивается средний бизнес, работающий в одной и той же отрасли, в значительной степени схожи, возможна разработка типового решения для всей отрасли, требующая лишь незначительных доработок для отдельно взятого клиента. Потенциальный спрос на такие продукты велик, и ИТ-компании могут устанавливать на них приемлемые для мелкого бизнеса цены, стремясь получить значительное число клиентов.

Рейтинг крупнейших региональных ИТ-компаний по итогам 2006 года
Рейтинг ИТ-компаний Сибири в сегменте услуг в области ИТ
Рейтинг наиболее динамичных ИТ-компаний Сибири по итогам работы в 2007 году по направлениям «производство оборудования», «программного обеспечения» и «услуги в области ИТ»
Рейтинг ИТ-компаний Сибири в сегменте «программное обеспечение» (ПО)
Рейтинг ИТ-компаний Сибири в сегменте реализации компьютерного оборудования
Рейтинг ИТ-компаний Сибири по итогам работы в 2007

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №13 (202) 31 марта 2008
    Геологоразведка
    Содержание:
    Иссякающий источник

    Главная проблема нефтегазового комплекса — недостаток новых месторождений, вводимых в эксплуатацию. Для ее решения необходимо увеличить объем геолого-разведочных работ, но препятствием на этом пути являются сами нефтяные компании. Стимулировать процесс может только государство

    Реклама