Бои на шпажках

Придорожный сервис в Сибири по уровню своего развития находится на последнем месте в сфере обслуживания. Крупные инвестиции способны резко изменить ситуацию в лучшую сторону. Возможно, именно это скоро и произойдет

Федеральные дороги «Байкал» (М-51, 53) и Чуйский тракт (М-52) стали родоначальниками придорожного сервиса в Сибири. Именно на них сначала появились мангалы с шашлыками и бабушки с пирожками, затем вагончики, зачастую громко называемые кафе, и вот в последнее время — стационарные здания. Обычно они напоминают замки дворянина средней руки. Но, может быть, именно такая архитектура есть отражение мечты их владельцев, которые еще 10–15 лет назад глотали здесь придорожную пыль, мерзли зимой и мокли под осенним дождем ради того, чтоб прокормить свою семью. Пройдя через такое и начав зарабатывать по несколько миллионов в год (не достигая даже уровня первого десятка), можно действительно почувствовать себя белой костью.

Наблюдатель же, который не первый год разъезжает по «Байкалу» или Чуйскому тракту, в свою очередь мимоходом замечает, что мелкий придорожный сервис за эти годы явно подрос. Он, судя по всему, способен давать относительно неплохую прибыль и, наверное, в состоянии привлечь более крупных игроков, чем жители придорожных сел. Но сервис у дороги нуждается в серьезном развитии, и это тоже ясно из путевых наблюдений. Путешествуя на автомобиле, невозможно решить элементарные проблемы: оплатить услуги мобильной связи, снять деньги по банковской карточке, получить медицинскую и техническую помощь при аварии, наконец, после долгого пути отдохнуть в гостинице. Можно лишь поесть, увы, с некоторым риском для жизни, и, пардон, кое-где воспользоваться теплым туалетом.

Очевидно, что небольшие вливания подросших предпринимателей неспособны в корне изменить ситуацию и выстроить цивилизованную, отвечающую нынешним требованиям жизни систему придорожного обслуживания. Здесь нужны расходы иного порядка и иного уровня.

Анушаван

На въезде в село Павловск, что вместе с сосновым бором расположено возле дороги на Кулунду и далее на Павлодар (Казахстан), стоит невысокий замок. Красный кирпич, башенки, высокие окна. Торжественно и броско. Мимо не проедешь, непременно обратишь внимание. Это гостиница для путешественников, которая осенью этого года должна принять первых постояльцев.

Архитектор и проектировщик замка — Анушаван Мишаевич Мирзоян — по месту рождения и жительства коренной сибиряк. Он же и владелец. В 1991 году окончил Алтайский сельскохозяйственный институт, получил красный диплом инженера и не нашел работы. В хозяйстве, куда приехал по распределению, его услуги оказались никому не нужны.

«Стал думать, что делать дальше. Как обеспечить семью, детей. И однажды пришла мысль поставить у дороги мангал и продавать шашлыки проезжающим, благо мясо сами выращивали, — рассказывает историю своей жизни Анушаван. — Дело пошло и пошло неплохо, только вот спать приходилось по два–три часа в сутки в течение пяти–шести лет (пока бизнес находился в рамках семейного — Ред.). Но тут уж каждый решает для себя. Я выбрал этот путь, я по нему и иду. Вот чего-то добился в своей жизни, приятно».

Сейчас, конечно, Анушаван балует себя: отдыхает по пять–шесть часов. Остальное время проводит здесь, у дороги. Но уже не как шашлычник, а как директор ООО «Соник» (назвал по имени дочери) и руководитель коллектива из 20 человек. По его словам, за каждым нужен глаз да глаз. В селе кадры надежностью не отличаются. Могут уйти с работы, а то и вовсе не выйти в течение нескольких дней. «Пьют», — коротко поясняет Мирзоян. Так что отвлечешься немного, и бизнес окажется «на обочине».

 pic_text1

Это тогда, в начале 1990-х он был здесь единственный «кормилец». Теперь в Павловске появились его последователи-подражатели. Продают беляши, чебуреки, шашлыки. У Анушавана, в отличие от конкурентов, можно пообедать по-домашнему: взять салат, суп, второе, компот и отдать за это всего 60–70 рублей.

«Мы продукты закупаем осенью, когда они дешевые. Затем в течение года держим все запасы в овощехранилище, — поясняет директор ООО «Соник». — Потому у нас картофельное пюре, например, стоит всего шесть рублей, а котлета около тридцати». Демпинг? Вряд ли. У Мирзояна свое объяснение рачительного отношения к кошелькам проезжающих: дорога связывает с краевым центром 22 сельских района. Отдать 50–70 рублей за обед — для деревенских все равно что горожанину тысячу за бизнес-ланч. Вот и кроит Анушаван. Иначе в следующий раз к нему уже не заедут.

«А сейчас, в нынешних условиях взялись бы за этот проект? За строительство придорожного кафе?» — спрашиваем Анушавана Мишаевича и получаем отрицательный ответ.

«С мангала уже не начнешь. Нужны более серьезные финансовые вложения. Должны быть кафе, магазины продуктов и запасных частей для автомобилей, станция технического обслуживания (СТО). Вот гостиницу достраиваю, она тоже очень нужна. Уже сколько лет мне проезжающие один и тот же вопрос задают: «Где здесь у вас можно остановиться?» И я вынужден пожимать плечами. В Павловске-то гостиницы нет! — рассуждает Мирзоян. — Зарабатывать на строительство всего этого, как я тогда на шашлыках, и при этом выдерживать конкуренцию — нереально. Нужно сразу приходить с деньгами».

Сейчас помимо гостиницы Анушаван завершает строительство первого в его жизни офиса. «Там у меня бухгалтерия сядет, для нее специально строю. Сам не люблю кабинетов, из них ничего не увидишь, не узнаешь. Нижний этаж сдам в аренду», — говорит директор «Соника». И, кажется, на этом все. По-крайней мере, он так утверждает. Несмотря на то что на трассе это последний форпост придорожной цивилизации и неохваченными остаются еще около 500 км, Анушаван Мишаевич не собирается устраивать экспансию в соседние районы. Собственных средств у него на это нет, а делать долги, влезать в кредиты не хочется. Управлять же таким хозяйством, расположенным в нескольких селах, слишком сложно. «Где ж мне столько Мирзоянов найти?» — шутит Анушаван.

«У дяди Вити»

«Видите два длинных одноэтажных здания? Там прежде стояли вагончики. Потом их обложили кирпичом, затем расширили. Теперь здесь магазины и кафе», — поясняет Кирилл, а точнее Кирилл Викторович Журенков, заместитель генерального директора ООО «Ортус» (Алтайский край), показывая на ровную красно-белую линейку однотипных зданий: окно — пластиковая дверь, окно — пластиковая дверь. Типичный вид придорожного пристанища изголодавшегося путника.

Кирилл знает все. Он рос здесь, на этой площадке вместе с придорожным сервисом. В 1996 году приехал в Тальменку с родителями из Бийска. Работы найти не удалось: небогат оказался местный рынок труда на вакансии, и мать вместе с отцом начали торговать пирогами да мантами у большой дороги.

«Сначала торговали из стеклянных банок и корзин, принесенных из дома. Потом мы арендовали место в вагончике. Он был разделен щитовыми перегородками на четыре ровные части, — делится воспоминаниями детства Кирилл. — У каждого продавца была небольшая кухонька и окно, через которое шла продажа».

Сегодня Журенковы гордо говорят о сети сервисных заведений под единым брендом «У дяди Вити». Дядя Витя — отец Кирилла. А сеть объединяет придорожное кафе, расположенное в одном из зданий, по архитектуре отдаленно напоминающих железнодорожные вагоны, и таверну. В ней гостиница, ресторан и бистро. Сдана была в эксплуатацию только в прошлом, 2007 году.

В районной администрации говорят, что это первый в Тальменке гостиничный комплекс. Жаль, что всего на четыре номера. Они постоянно заняты. Спрос на придорожный отдых безумный. «В ближайшее время нам необходимо развивать автомобильный, банковский и гостиничный сервисы. Это наши слабые места в сфере придорожных услуг, — говорит заместитель главы администрации Тальменского района Валентина Корнеева. — Торговля и общепит, на наш взгляд, в открытии каких-либо дополнительных заведений не нуждаются. Их и без того выше нормы».

 pic_text2

Но жизнь на дороге опровергает официальную точку зрения. Активность местных предпринимателей в этом сегменте по-прежнему достаточно высока. Свидетельство тому — арендная плата, которую отдают владельцы кафе или магазина местным девелоперам. Цены близки к стоимости коммерческого помещения в центре Барнаула. И это, говорят продавцы, обусловлено в первую очередь высоким спросом на торговые площади и достаточно небольшим предложением. На место ушедших тут же появляется несколько претендентов. Порой владельцами новых кафе становится бывший наемный персонал придорожного сервиса. От «Дяди Вити», например, в прошлом году ушли трое официантов, которые тут же открыли собственное заведение и теперь составляют конкуренцию бывшему боссу. В Тальменке сфера придорожного сервиса даже при видимой насыщенности не теряет своей привлекательности.

И об этом знают не только местные. В прошлом году в Тальменке случилось знаменательное, пожалуй, для всего придорожного сервиса Сибири событие. На торговой площадке появились иногородние предприниматели (сервис у дороги все эти годы развивался только за счет инициативы местных жителей). Несколько бизнесменов из Барнаула построили здесь современное кафе-столовую и ресторан под единым брендом — «Дилижанс». Полноценный обед, соответствующий местным ценам (средний чек 100–150 рублей за обед), удобная парковка и обязательная остановка рейсовых автобусов: бесплатный обед для водителя с лихвой окупается пассажирскими затратами на всякие приятные путешествующим мелочи.

Думается, что это не первый и не последний приход сторонних игроков на этот рынок. В придорожном сервисе все только начинается.

Зоны СФО

Новосибирский предприниматель Андрей Шкулев заинтересовался идеей развития придорожного сервиса пять лет назад, в 2003 году. «Она лежала и лежит на поверхности, и тут долгих размышлений не требуется, — поясняет он. — Каждый из нас порой отправляется в дальние путешествия на автомобиле и прекрасно видит, что ни покушать, ни отдохнуть у нас по большому счету негде. У меня эта идея оформилась после того, как я прокатился на машине по служебным делам из Москвы в Новосибирск. Я двое суток не ел и толком не спал, потому что по дороге попросту не было гостиниц и кафе. Это было ужасно».

По нормативам, которые в последний раз утверждались правительством в 1986 году (речь идет о «Методических указаниях по определению состава объектов автосервиса и их размещению на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР» — как считает Шкулев, этот документ актуален и сегодня, потому что ничего иного все равно нет), у путешественника через каждые 250–300 км должна быть возможность отдохнуть, покушать, получить необходимую техническую помощь. То есть на расстоянии трехчасовой езды обязаны стоять придорожные сервисные центры с полным набором услуг. Между тем маркетинговые исследования показали, что Чуйский тракт, например, только на 10% от норматива насыщен предприятиями общественного питания, на 23,3% гостиницами и мотелями, на 87% предприятиями торговли и значительно перегружен станциями технического обслуживания — на 53,2% выше нормы.

Еще хуже ситуация на дороге, соединяющей Новосибирск и Кемерово («Байкал», М-53). Здесь работает всего около 5% от нормы кафе и столовых, то есть не хватает 95%! Потребность в магазинах удовлетворена лишь на четверть, в гостиницах и мотелях — на 14% и СТО всего на 38% от норматива. И это при том, что по кемеровской трассе каждые сутки проезжает почти 12 тыс. автомобилей, по дороге на Барнаул — более 8 тыс.

По оценкам Андрея, в 2006 году объем сибирского рынка придорожного сервиса (информация была вычислена по косвенным признакам: пассажиропотоку и статистическим данным существующих объектов) достиг 6 млрд 956 млн рублей, в 2011-м он превысит десятимиллиардный барьер (составит 10 млрд 321 млн), а в 2026-м — более 18 млрд рублей.

«Я считаю, сегодня инвесторы этот рынок очень сильно недооценивают. Поэтому он развивается хаотично и главным образом за счет незначительных инвестиций мелких предпринимателей. Потому и находится в таком полудиком состоянии. Как только придет понимание, что это полноценный источник стабильных доходов, прибыльный бизнес, сельских жителей очень серьезно потеснят с обочин», — говорит Андрей Владимирович.

Его идея проста. На рынке придорожного сервиса он собирается работать как девелопер. То есть по всей Сибири построить 40 придорожных сервисных модулей, в которых бы на правах аренды разместились кафе, магазины, фельдшерско-акушерские пункты, аптеки, продажа запасных частей для автомобилей и СТО, мотели, банкоматы. Стоимость создания одного такого комплекса он оценивает в 1 млн долларов. То есть общая сумма инвестиций в проект составляет около 40 млн долларов.

 pic_text3

Идея в свое время получила поддержку полномочного представителя Президента РФ в СФО. Как пояснил Андрей, это ему требовалось для более оперативного в перспективе решения вопросов с выделением земельных участков под постройки. Был как-то найден и инвестор (одна из московских компаний). Но активное развитие рынка коммерческой недвижимости в крупных городах помешало строительству модулей. Потенциальные партнеры предпочли уже знакомую и гораздо быстрее окупавшуюся схему инвестирования неизвестному придорожному сервису.

Сейчас Шкулев занимается разработкой технического проекта зданий под придорожный сервис. Ведет переговоры с банками и полагает, что уже в ближайшие год–два начнет строительство первых модулей.

«Я ищу потенциальных арендаторов. В частности, уже могу твердо сказать, что подобные проекты интересны ретейлу. Он готов выйти за пределы мегаполисов и торговать в придорожных комплексах, — говорит он. — При этом я, разумеется, не отказываю в участии и местным предпринимателям. Арендная плата будет приемлемой для них. Ведь в наших интересах не просто построить здания на дорогах, а предоставить путникам полный комплекс услуг. Только в этом случае проект себя окупит».

По подсчетам предпринимателя, вложенные 40 млн долларов будут возвращены уже через три–четыре года. Рентабельность проекта в среднем составит 29%.

Еще один игрок

Между тем в Алтайском крае местная компания «Алтленд» заявила о намерении стать первым в регионе крупным игроком на рынке придорожного сервиса. Она уже подготовила бизнес-план, изучила наиболее подходящие для этого площадки.

Директор ООО «Алтленд» Алексей Анцупов намерен участвовать в краевом конкурсе по строительству придорожных комплексов. Бизнес-план компании предусматривает строительство четырех объектов. Три из них должны разместиться на федеральной трассе М-52 в бийском направлении. В Троицком районе придорожный комплекс запланирован вблизи районного центра Троицкое и контрольного пункта ГИБДД. В Бийском районе — рядом с селом Сростки, в Смоленском — на трассе Белокуриха–Бийск вблизи поселка Катунское и районного центра Смоленское. Четвертый комплекс предусмотрен в Тальменском районе между райцентром и селом Озерки, где от новосибирской трассы идет ответвление дороги на Кузбасс.

Проект строительства и организации серии придорожных комплексов по обслуживанию транзитного автотранспорта и пассажиров получил у его авторов название кемпинг «Алтай Авто-Ланч». Каждый типовой пункт состоит из нескольких хозяйственных объектов: гостиница, кафе-бистро, ресторан, сауна. Технический комплекс предусматривает автозаправочную станцию, станцию технического обслуживания, охраняемую стоянку для грузовых и легковых автотранспортных средств. Обязательным объектом придорожного сервиса будет продовольственный рынок. Он предназначен для продажи местным населением продукции собственного производства — молока, мяса, ягод, грибов, меда. Кстати, этот фрагмент проекта появился после разговора с главами администраций районов, которые высказали свое пожелание предусмотреть места организованной торговли. Как отмечает Алексей Анцупов, такая структура кемпинга позволит ориентировать спектр услуг на разные категории потребителей.

Проектная стоимость кемпинга, по их расчетам, составит 113,2 млн рублей. Из них непосредственно на строительство должно уйти 63,76 млн. Соучредитель компании Игорь Городилов отмечает, что изначально окупаемость проекта была рассчитана на пять лет. Однако в процессе оптимизации издержек этот срок удалось сократить до трех.

Первое письмо с заявкой о готовности инвестировать в придорожный бизнес на федеральной трассе М-52 компания «Алтленд» направила в администрацию Алтайского края четыре месяца назад. Долгожданное продолжение разговора состоялось только в конце марта, когда под руководством вице-губернатора Якова Ишутина было проведено заседание рабочей группы по регулированию вопросов развития и повышения уровня обслуживания в объектах питания дорожного сервиса.

По этому поводу Анцупов говорит: «Действия административных структур таковы, что складывается впечатление, что они излишне осторожно подходят к этим проектам».

Как объясняют авторы идеи «Алтай Авто-Ланч», камнем преткновения стала проблема аренды участков. Пока не будут официально оформлены все земельные отношения, проект не сможет сдвинуться ни на шаг вперед. Да и само выделение площади требует прежде всего перевода земель из сельскохозяйственного назначения в промышленное пользование. Некоторые участки, которые инвесторам наиболее интересны с коммерческой точки зрения, вообще находятся в федеральной собственности. Согласно своему бизнес-плану, компания «Алтленд» готова сдать в эксплуатацию первый объект уже через 8–10 месяцев после подписания договора аренды на землю.

Последние дни?

Итак, на сибирском рынке придорожного сервиса постепенно формируются предпосылки для качественных перемен. С одной стороны, повышается интенсивность автомобильного движения, особенно по федеральным трассам, а значит, растет рынок потребления, увеличивается спрос на услуги кафе, гостиниц, СТО. С другой — в экономике остается все меньше неконкурентных или низкоконкурентных сегментов. Придорожный сервис как раз из числа таковых. Грамотный подход к размещению сервисных центров и подбору услуг, их качества и стоимости, оперативность выхода на этот рынок позволят инвесторам быстро вывести проект на самоокупаемость, занять ведущие позиции среди нынешних игроков. Учитывая, что это разрозненные предприниматели, единая, хорошо организованная сеть способна составить им жесткую конкуренцию. В этом случае подросшему сельскому бизнесу придется либо находить для себя наиболее выгодные условия сотрудничества с крупными игроками, либо искать уникальные ниши в предоставлении услуг, которые окажутся неинтересны сетевым компаниям.

Фото: Борис Барышников, Ольга Шадрина

Новосибирская область – Алтайский край