ФиБры сибирской души

Ольга Шадрина
21 апреля 2008, 00:00
  Сибирь

Начинающие инновационные предприятия на старте чаще всего упускают из виду конкурентную среду и выстраивают деловые предложения потенциальным инвесторам без ее учета. Это главный недостаток, который выявил финал конкурса «БИТ Сибирь-2008»

«Дамы и господа, спасибо за внимание. Сейчас мои помощницы раздадут вам более подробную информацию о нашем проекте… — голос со звона переходит на доверительный, почти интимный шепот. — И тут, девчонки, вы такие, походкой моделей топ-топ-топ. Пожалуйста, вам. Улыбочка. Пожалуйста, вам. Улыбочка. Возьмите, будьте добры», — дружный хохот. Высокий, худой, безупречно одетый молодой человек, дурачась изображает руками коротенькую юбочку-колокольчик, на цыпочках (как на каблуках) описывает круг по фойе. Небрежно изогнув спину, он раздает воображаемым членам комиссии воображаемые бумаги. Легкая, чуть ироничная улыбка скользит по его лицу и вызывает новый взрыв смеха.

Участники финала «Бизнес инновационных технологий в Сибири - 2008» выбирают для себя лучший вариант того, как справиться с волнением и в сотый раз отрепетировать текст презентации. Совмещают приятное с полезным. Общероссийский предпринимательский конкурс «Бизнес инновационных технологий» (БИТ), региональный этап которого впервые проводился в Томске, тоже из разряда удачных совмещений. Учеба, игра и шанс реализовать свою идею — в одном. Сначала прошли лекции, деловые игры и мастер-классы, общая цель которых была объяснить студентам, аспирантам и молодым ученым механизм привлечения инвестиций и то, каким образом для будущего бизнеса разрабатывается маркетинговый план.

Затем оформление заявки инновационного проекта и предварительный отборочный этап. Из нескольких десятков новаторских идей и работ отобрана дюжина.

И наконец, финал: конкурсанты представляют свои презентации вполне реальным, относительно давно работающим на рынке бизнес-ангелам и руководителям венчурных фондов. А это уже не игрушки, ведь на кону по 75 тыс. рублей тем, кто занял равнозначные в этом конкурсе второе и третье места, а победителю сибирских состязаний — 250 тыс. вкупе с возможностью принять участие в общероссийском полуфинале БИТ-2008 в Москве. Тот, кто одержит победу в столице, поедет на между­народный чемпионат бизнес-планов, который проходит в Калифорнии, в университете Беркли. Призовой фонд этого конкурса тоже солидный, но главное вовсе не это. Важны навыки, знания и встречи с российскими и иностранными венчурными инвесторами, с бизнес-ангелами. Важен шанс! В этом соль и ценность БИТ.

 Искусство совершенства

«Организаторы конкурса БИТ-Сибирь оказались самыми активными (речь идет о томской инновационно-управляющей компании «ФиБр» — Ред.). Они умудрились вытащить на свою площадку даже меня, — восхищенно демонстрирует «обиду» организатор общероссийского конкурса БИТ Илья Пичугин. — Хотя на Дальнем Востоке, в Поволжье, Санкт-Петербурге все происходит без нашего участия, мы не вылетаем на место события. Стоит отдать должное организаторам сибирского конкурса и позавидовать их энергии».

Впрочем, завидовать приходилось энергии не только организаторов. Стойкость и выдержку сибирского характера в этот день демонстрировали и выступающие, и слушатели. Вместо заявленных 10 проектов оказалось 14. Традиционные для БИТ деловые предложения по инициативе томичей дополнились социальными (кстати, не менее любопытными). А жесткий, как было заявлено изначально, регламент — семь минут на презентацию и десять на вопросы и ответы — рухнул на самом старте.

Первое выступление (непонятно, по каким причинам, но докладчик растерялся и говорил крайне путано и сбивчиво) вынудило членов комиссии потратить на проект значительно больше запланированного времени, чтобы узнать-таки суть предложения и помочь сформулировать бизнес-предложение. Тема сама по себе была крайне любопытной: экспрессный метод обнаружения токсических веществ. К 2011 году команда высказала намерение выйти со своей продукцией на международный рынок и там получить патент, необходимые сертификаты. Срок окупаемости запрашиваемых пяти миллионов рублей составлял всего 32 месяца. Уточняющие вопросы и попытки в слайдах найти нужные ответы заняли далеко не 17 минут.

На этом фоне акцент, что сделал во вступительном слове Николай Бадулин, глава ИУК «ФиБр» — «Ваше выступление непременно должно быть удачным» — стал вполне ясен. Впрочем, как и замечание Ильи Пичугина: «Уметь очень быстро рассказать инвестору суть своей идеи и суметь за это время убедить его — искусство, которым вам необходимо овладеть в совершенстве».

Впрочем, только первый блин оказался комом, дальше все пошло гладко. Выступле­ние команды ООО «НИТЭК» (Томск) с проектом системы контроля автотранспорта завершилось аплодисментами и криками с мест «Молодцы!». Но победителями оказались не они. Видимо, конкурсной комиссии во время подведения итогов голосования удалось-таки справиться с усталостью и эмоциями. Они действительно, как профессионалы, отвечали на вопрос: «А дал бы я денег на этот проект?»

3D Bazar   

«Наличными сейчас возьмете?» — в конкурсной комиссии у кого-то явно сдали нервы. Компании STS (Томск) и лично Дмитрию Клименко удалось очаровать и заставить поверить в себя всех присутствующих. После его выступления вопросов, кто в этот день займет лидерские позиции, уже не было. 

— А можно ваши кроссовки померить?

— Вряд ли они вам подойдут — они детские.

Шутливая пикировка встречена бурными аплодисментами зала.

Компания STS представила потенциальным инвесторам продукт под названием 3D Bazar.com. — услугу по формированию трехмерных флэш-изображений. Как пояснил Дмитрий Клименко, эта технология интересна интернет-магазинам. «Любой пользователь сможет отсканировать весь свой каталог товаров в трехмерный вид и представить его покупателю во всей красе. Одна модель в среднем весит 10 килобайт, чтобы не сильно загрузить интернет-трафик, — рассказал он. — Зачастую при покупке товаров в интернет-магазинах многих пользователей ждет разочарование, потому что на картинке они видят одно, а в реальности получают другое. Покрутив его в виртуальной реальности с разных сторон, посмотрев, человек получит возможность покупать товар почти как в реальном магазине».

По словам авторов идеи, процесс сканирования предметов прост до примитивности. Технология такова: пользователь печатает на простом бумажном листке черно-белый круг, размещает в него объект и снимает вокруг обычным цифровым фотоаппаратом. Затем переходит на сайт компании STS — 3D Bazar.com и загружает видеоролик. Смотрит пример трехмерной модели после обработки. Во время предварительного просмотра она защищена водяным знаком. В случае если модель устраивает, пользователь нажимает «купить». Водяной знак исчезает, и он может разместить изображение у себя на сайте. Если ему не нравится полученная модель, он опять сканирует предмет и смотрит на результат.

Что касается конкурентов, то в развитии этого направления у STS пять основных соперников. Они представляют эту идею в виде сканирования предмета с использованием трехмерных моделирующих программ, таких, как 3D MAX и Maya. Работать с ними сложно, заметили выступающие, для обработки моделей требуются услуги специалиста. В среднем на выполнение задания по созданию трехмерной модели тратится от одного до пяти часов. При этом труд профессионала стоит очень дорого. Программный пакет обходится в две–три тысячи долларов и сами средства разработки стоят приблизительно столько же. «У нас на обработку модели, ее создание, сканирование уходит около десяти минут. Никакой квалификации от человека эта работа не требует, — пояснили программисты компании. — Она доступна даже уборщику, который немного знаком с компьютером. Цена продукта пять долларов, себестоимость один доллар США». При этом программу довольно сложно взломать: все данные обрабатываются на сервере компании, куда пользователь не имеет доступа. Это, по мнению cоздателей, служит лучшей защитой от разного рода хакеров и желающих бесплатно воспользоваться услугами их сайта.

В принципе, и на это обратили внимание члены конкурсной комиссии, применение данной технологии может быть достаточно широким. Но, как сказал Дмитрий Клименко, они намеренно остановились на рынке интернет-магазинов. Это идеальная площадка для старта. У виртуальных торговых точек есть широкий канал для передачи данных, в частности, видеороликов, есть потребность в этом продукте и налажена работа с электронными деньгами. Рост рынка виртуальных магазинов, по статистике поискового портала Яндекс, составляет 50% в год. Сегодня в России насчитывается 3 677 магазинов. STS ориентируется на 2% рынка, прибыльность проекта прогнозируют в 15 млн рублей в год. «Как мы получили эти данные? Составили колл-базу из 600 магазинов, обзвонили их и 70 пользователей сразу проявили интерес к нашей продукции, — разъясняет потенциальным инвесторам Дмитрий Клименко. — Кроме того, у нас есть соглашение о начале продаж с магазином Ozon.ru — самым крупным в России».

При этом требуемый объем инвестиций шуточный — 1 млн рублей. Из них 35% пойдет на телемаркетинг, интернет-рекламу, размещение статьей в специализированных изданиях. Четверть миллиона будет потрачена на заработную плату и 40% на оборудование. Инвестору предложено 90% в уставном капитале, с правом последующего выкупа 39% акций по первоначальной стоимости. «Мы предлагаем такие условия лишь для того, чтобы вы нам больше доверяли», — добавил Дмитрий. И конкурсная комиссия доверила STS призовой чек на 250 тыс. рублей и участие в финале БИТ-2008.

БИТ-2008

Предпринимательский конкурс «Бизнес инновационных технологий» проводится в России в пятый раз. Он объединяет студентов и сотрудников ведущих технических университетов, научных организаций и школ бизнеса для выведения на рынок инновационных идей. Цель конкурса — инициировать создание новых технологических компаний и способствовать развитию культуры предпринимательства в российском секторе high-tech. Конкурс проводится по принципам известного предпринимательского конкурса MIT 100K (Massachusetts institute of technology 100K Entrepreneurship Competition). Отличительные особенности конкурса — обучение участников необходимым навыкам для создания успешного бизнеса и мероприятия по тимбилдингу, позволяющие начинающим предпринимателям находить полезных членов команды.

В рамках БИТ проводятся «дочерние» конкурсы в Государственном университете — Высшей школе экономики (Москва), Финансовой академии при Правительстве РФ (Москва), региональные соревнования БИТ-Санкт-Петербург, БИТ-Поволжье и БИТ-Дальний Восток. Победители этих конкурсов попадают в полуфинал БИТ. Налажено сотрудничество с конкурсом Microsoft Imagine Cup: победители российского тура Imagine Cup тоже проходят в полуфинал БИТ.

Призовой фонд конкурса БИТ составляет 30 тыс. долларов: из них 20 тыс. присуждаются за первое место и по 5 тыс. — за второе и третье. 70% призового фонда выдается деньгами, остальное — услугами, необходимыми для организации и развития нового бизнеса. Победители конкурса представляют Россию на международном чемпионате бизнес-планов Intel, который состоится осенью 2008 года в Беркли (США), принимают участие в Российской венчурной ярмарке.

Конкурс БИТ впервые был организован при поддержке MIT Russia Business and Technology Initiative на базе ведущих технических и экономических вузов России: Высшей школы экономики, Московского физикотехнического института и Финансовой академии.

В дальнейшем к базовым вузам присоединился Московский государственный университет.