Железнодорожники сильнее государственников?

21 апреля 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Железные дороги — это пути сообщения. Но только ли? Спор на эту тему возник на заре эры железнодорожного строительства и продолжается до сих пор. Существуют две непримиримые позиции. Первая: железные дороги должны идти вслед за хозяйственным освоением территории и строиться только после того, как исчерпанными оказываются возможности гужевого (автомобильного) и речного транспорта. Это обеспечит коммерческую окупаемость инвестиций в строительство. Вторая: железная дорога будет сти­мулировать заселение и освоение территории. Ее строительство вызовет такие мульти­пликативные эффекты, предвидеть которые при расчете коммерческой окупаемости просто невозможно. С одной стороны, «железнодорожники», с другой — ученые-экономисты, чиновники, которых условно можно назвать «государственниками».

История показывает, что побеждают, как правило, первые, но правыми в конце концов оказываются вторые. Из этого правила имеются исключения. Для России это БАМ, попавший под общесистемный кризис, когда стало не до всяких там «удоканов», и широтная кроссполярная магистраль на севере Западной Сибири, строительство которой предприняли в последние годы правления Сталина. Большую часть практически построенной тогда дороги забросили. При этом вовсе не Иосиф Виссарионович был инициатором этой стройки. О необходимости магистрали говорили многие ученые и практики-хозяйственники в течение, по крайней мере, пятидесяти лет. Конечно, примененные тогда методы строительства совершенно неприемлемы (сведения, что под каждой шпалой того пути лежит по два трупа, наверное, недалеки от истины). Но и в отношении этих дорог можно сказать: еще не вечер. Коллизии спора в полной мере проявились на протяжении почти полуторавековой дискуссии о Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсибе). Но прежде имеет смысл внимательно рассмотреть, что в исторической ретроспективе стало причиной этих самых коллизий.

История железнодорожного строительства в России изобилует примерами непростительного запаздывания ввода дорог или ввода их недостаточного качества и мощности — примерами побед «железнодорожников» над «государственниками». В 1916 году строилась трасса от Петрограда на Мурманск, обходящая Балтийское море, а в первый год Великой Отечественной войны достраивались линии, обеспечивающие Ленинград и его оборону печорским углем. О необходимости этих дорог «государственники» говорили задолго до роковых событий.

Затянувшийся ввод кроссполярной магистрали (восстановлением «мертвой дороги») привела к значительному удорожанию освоения газовых ресурсов севера Ямало-Ненецкого автономного округа, Ванкорского месторождения севера Красноярского края; трудно оценить, насколько дороже стране стоил Норильский промышленный центр. А во сколько в конечном счете обошлись упрощенные и облегченные формы первоначального строительства Транссиба, Ленской дороги? История учит тому, что ничему не учит. 

В проекте Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, появившемся в недрах Минтранса в конце прошлого года, настораживает следующее обстоятельство. По максимальному варианту до 2030 года предполагается построить около 20 тыс. км новых путей, причем почти 80% из них — в азиатской части России. Радоваться бы сибирякам, но вызывает этот факт ироническую улыбку. Чтобы столько денег центр отдал в Сибирь и на Дальний Восток — такого никогда не было и вряд ли когда-нибудь будет, учитывая практику «раздачи» финансовых средств. Не «подсократят» ли долю восточной России как раз за счет Севсиба? Стратегия — документ с «романтическим» оттенком. А вот в приземленной, прагматичной Федеральной целевой программе развития транспорта России до 2015 года, проект которой недавно представлен Минтрансом, доля восточных районов страны в инвестициях в транспорт не сильно отличается от доли этих районов в макроэкономических показателях России.

Борьба за Севсиб и Северо-Российскую Евразийскую магистраль продолжается с переменным успехом. Особого оптимизма в вопросе о возможном победителе в текущем раунде противостояния нет. В любом случае, жаль, что придется в очередной раз считать, сколько потеряно и перерасходовано из-за запоздалого ввода Севсиба.