Крохи с барского стола

Тема недели
Москва, 28.04.2008
«Эксперт Сибирь» №17-18 (206)

Выступление избранного президента Дмитрия Медведева на президиуме совета по реализации приоритетных национальных проектов в каком-то смысле предвещает серьезную ломку устаревших и вредных стереотипов в области жилищной политики. Напомним, что будущий глава государства предложил стимулировать индивидуальное строительство, ориентируясь на ежегодное возведение от 500 тыс. до 1 млн частных домов. Речь идет о доступном жилье площадью от 70 до 120 кв. м при себестоимости одного «квадрата» в 20 тыс. рублей. Параметры, надо сказать, вполне здравые, как и сама постановка проблемы. В самом деле, стоит ли воспроизводить сомнительный советский опыт жилищного строительства, имея перед глазами более удачный пример современных развитых стран?

Как специально отметил Дмитрий Медведев, в США, Канаде и Великобритании (сюда же можно приплюсовать и Финляндию) от 70 до 90% жилого фонда представлено индивидуальными домами. В России же до сих пор 77% населения проживает в многоэтажках советского образца. Смена приоритетов, таким образом, вполне назрела. Однако способ решения проблемы требует серьезной концептуальной проработки. Не совсем удачная судьба нацпроекта «Доступное и комфортное жилье  — гражданам России» заставляет нас серьезно задуматься и о судьбе новых предложений Дмитрия Медведева.

Федеральную власть давно и отчасти справедливо критикуют за декларативно-пропагандистский подход к решению самых острых социальных проблем. «Доступное» жилье не стало исключением. Патерналистские пережитки здесь налицо: демонстративно выданный ключ от квартиры для боевого офицера или молодой семьи является современным вариантом «шубы с царского плеча». Возможно, часть чиновников понимает это как величайшее благодеяние со своей стороны. На деле же все выглядит прямо противоположным образом: такая «благотворительность» только раздражает не попавших в число облагодетельствованных. 

В Новосибирске в рамках федеральной целевой программы «Жилище» за 2006-й и 2007 год для граждан льготных категорий было выделено всего лишь 67 (!) жилищных сертификатов. В рамках муниципальной программы «Об обеспечении дополнительной субсидией молодых семей при рождении (усыновлении) ребенка на 2007–2010 годы» планируется поддержать только 400 молодых семей. Финансирование данной программы осуществляется из городского бюджета в объеме 40 млн рублей. Из них 10 млн  — в 2007 году. Учитывая, что в Новосибирске рыночная цена на однокомнатную квартиру уже перевалила за 2 млн, назвать такую помощь иначе как символическим жестом властей невозможно. Реализованная в 2004–2006 годах муниципальная «Программа строительства жилья для работников бюджетной сферы» поддержала всего 630 семей бюджетников, позволив им приобрести квартиры за 50% их рыночной стоимости (остальное оплачивал городской бюджет). В 2007 году помощь получили только 53 семьи.

Что касается национального проекта «Доступное и комфортное жилье  — гражданам России», то здесь вообще вышла курьезная ситуация. В 2006–2007 годах в рамках данного нацпроекта для обеспечения жильем льготников (преимущественно ветеранов и инвалидов) в городское казначейство из областного бюджета поступило чуть более 15,5 млн рублей. Однако полученные средства не были использованы по назначению, поскольку в пересчете на одного льготника сумма получалась недостаточной для приобретения жилья по рыночным ценам. В связи с этим полученные федеральные средства были в полном объеме возвращены в бюджет Новосибирской области 29 декабря 2007 года. Общий объем запланированных для мэрии Новосибирска субвенций на 2007 год составлял около 62,5 млн рублей.

Приведенные примеры весьма показательны. Как мы понимаем, ни одна из вышеперечисленных мер не содействует доступности жилья. Скорее даже наоборот. Ведь корень проблемы в том, что в нашей стране сами цены на недвижимость бьют мировые рекорды. Выход только один: строить как можно больше и разнообразнее. Именно на решение этой задачи государство в первую очередь должно направлять свой финансовый и организационный ресурс. Только вот значится ли такая задача в реальных планах наших руководителей?

У партнеров

    Реклама