Союз восьми

Повестка дня
Москва, 28.04.2008
«Эксперт Сибирь» №17-18 (206)
На базе Красноярска и семи ближайших муниципальных образований планируется создать очередную сибирскую агломерацию. По своим масштабам проект может превзойти программу освоения Нижнего Приангарья.

Красноярская агломерация — далеко не первая в Сибири. Концепция развития объединения Иркутск–Ангарск–Шелехов подготовлена в декабре 2007 года. Об объединении муниципальных образований и городов активно говорят в Томске, Барнауле. Такие процессы в России и в Сибири прокомментировал руководитель направления «Муниципальное экономическое развитие» Института экономики города (Москва) Герман Ветров.

— Какую цель преследуют города, в частности, сибирские, начиная реализацию проектов создания агломераций?

— Пожалуй, невозможно однозначно говорить, можно только предполагать. Непосред­ственных выгод, связанных, например, с увеличением бюджетных ассигнований, это не несет. Существует мнение, что миллионное население города служит неким психологическим рубежом, преодоление которого положительно воздействует на активность инвесторов. Наиболее очевидная цель — все-таки имиджевая, политическая, работающая на развитие территории уже самим фактом наличия такого мощного ядра или «фокуса».

— Насколько уместна реализация таких проектов в России именно административным путем?

— Такие проекты в России уместны и даже необходимы. Огромные пространства России не насыщены мегаполисами, их не хватает. Другой вопрос, как это делать. Административ­ный путь издавна является в России доминирующим, но, видимо, не самым эффективным. Можно, конечно, административно присоединять к крупному городу прилегающие поселки и небольшие города, которые объективно поглощаются им. Но создавать конструкции из административно объединяемых городов, расположенных иногда в десятках километров друг от друга, имеющих самостоятельную экономическую базу, незачем. Можно в итоге создать рыхлое, трудно управляемое образование и «размыть» динамично развивающиеся муниципалитеты.

— С какими главными трудностями — экономическими и политическими — могут столкнуться власти городов и субъектов на этом пути? 

— Политические трудности связаны с тем, чтобы, прежде всего, убедить население в необходимости этого шага. Даже с учетом определенной инертности наших граждан такой шаг должен сопровождаться проведением местного референдума. Экономи­ческие связаны с организационной работой, приличными затратами.

У партнеров

    Реклама