Система без перспектив

28 апреля 2008, 00:00
  Сибирь

Свою оценку ситуации, сложившейся в сфере аудиторских услуг по государственным заказам, дает генеральный директор ЗАО «Сибирская аудиторская компания» (Красноярск) Игорь Тимаков

— Занимается ли ваша компания проведением аудита по государственным заказам? Насколько это выгодно?

— Три года назад мы отказались от работы по госзаказам. Во-первых, это коммерчески неинтересные проекты. Неслучайно многие коллеги жалуются на демпинг. Сама система проведения конкурсов по госзаказам оставляет желать лучшего, поскольку фактически базовым показателем является цена. В таких странах, как Франция или Германия, для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту с точки зрения государства, устанавливается нормативно определенная стоимость эксперто-часа таких проверок. Далее либо саморегулируемое профессиональное объединение, либо министерство финансов определяет рекомендуемые параметры. Тогда на конкурсах сравнивается действительно качество предложения от той или иной аудиторской компании. У нас же этого нет.

Во-вторых, нам гораздо интереснее работать с реальными собственниками и вменяемым менеджментом. Редко когда топ-менеджеры ГУПов, МУПов, ОАО с государственной долей в капитале, равно как и представители государства в органах управления этих субъектов, заинтересованы в проведении реального аудита. У них другие интересы — не стоит объяснять, что такое российский чиновник. Такие компании обязывают проходить аудит, чтобы декларировать государственный контроль — сейчас в определенной части он утрачен. По сути, этим должна заниматься ревизионная служба Минфина.

Поэтому мы решили сконцентрироваться на более интересных заказах, исходящих от собственников частных компаний. Как правило, всегда предельно понятно, чего они хотят, когда обращаются за аудиторскими услугами.

— В связи с чем сложилась такая ситуация, и как ее можно изменить?

— Эта система — следствие плохого нормативного регулирования. Я считаю, что если капитал публичный (открытое акционерное общество) или бизнес работает с публичными деньгами (банк, страховая организация), аудит непременно нужен. Но для чего обязывать собственников ООО, какой бы у них ни был объем дохода или размер активов, проходить обязательный аудит? Если им будет надо, они это сделают сами. Однако действующий федеральный закон обязывает проводить аудит в зависимости от определенных финансовых показателей компании.

Для игроков с государственным капиталом надо менять правила конкурсов или хотя бы в них не вмешиваться. Можно делать их аналогичными тем, которые существуют в любом акционерном обществе. Прежняя система аккредитации была гораздо менее затратной по времени и более эффективной по результату, чем нынешняя: тогда из порядка 400 аккредитованных аудиторских компаний можно было выбрать, с кем сотрудничать. Поскольку в список попадали предприятия достаточно серьезные, никто сильно «не ронял цену». А сейчас мы имеем то, что имеем.

— Как вы оцениваете, какую долю среди всех заказов аудиторских компаний составляет государственный аудит?

— Эта доля значительна. Хотя у отдельных компаний она может составлять от 30 до 100 процентов всего пакета заказов. При этом вряд ли ситуация в СФО всерьез отличается от общероссийского расклада.