В темном лесе, в темном лесе

Русский бизнес
Москва, 28.04.2008
«Эксперт Сибирь» №17-18 (206)
Российские операторы сотовой связи и их сибирские «дочки» тратят сотни миллионов долла-ров на закупку оборудования для мобильных сетей. Структура этих расходов непредсказуема и известна только самим вендорам. В будущем рынок телекоммуникационного оборудования обещает стать еще более закрытым

Вразговорах о сотовой связи одну тему все стараются деликатно обходить. Закупки оборудования операторского класса — одна из самых затратных статей бюджета сотовых компаний. Операторы обычно охотно делятся данными, но здесь предпочитают отмалчиваться, а производители не спешат «светить» примерные цены на оборудование. Даже технические характеристики под большим секретом. Впрочем, чего ожидать от рынка, где стоимость одинаковых телекоммуникационных решений в зависимости от условий сделки может отличаться в разы?

Широкой общественности представлены только общие данные, которые раскрываются в ежегодных отчетах сотовых компаний — осуществленные и планируемые объемы капитальных вложений (CAPEX). Сравнив пару строчек в этих бумагах, мы увидим, что небольшой спад в затратах на строительство сетей в прошлом году с лихвой будет компенсирован в нынешнем. Например, МТС потратит в 2008 году в 1,6 раза больше, чем в предыдущем: 2,50 млрд против 1,54 млрд долларов соответственно. Из этого объема на Россию приходится 1,65 млрд инвестиций (в 2007 — 0,92 млрд). Примерно та же ситуация характерна и для других операторов «большой тройки»: на треть (31%) увеличит свои инфраструктурные затраты в 2008 году «МегаФон» — до 1,7 млрд долларов, «ВымпелКом» потратит на развитие сетей 1,9 млрд долларов.

Увеличение бюджетов на закупки оборудования объясняется активным строительством 3G-сетей. Всего в инвестиционных планах на строительство сетей третьего поколения операторов МТС и «МегаФон» значится 1 млрд долларов, «ВымпелКом» обещал потратить гораздо меньше — 350 млн. По словам аналитика ИК «Финам» Анны Зайцевой, затраты на оборудование третьего поколения в 2007 году у МТС в целом по России составили порядка 200 млн долларов, у «МегаФона» — 300 млн. На Сибирь пришлось порядка 15% этих расходов.

Ежики в тумане

Какое количество оборудования можно закупить на эти деньги и какого масштаба построить сети — тема очень интересная и занимает многих. Но здесь-то и начинается темный лес. В России четыре основных вендора оборудования операторского класса — Alcatel-Lucent, Ericsson, Huawei и Nokia-Siemens. Три последних существенно укрепили свои позиции, выиграв тендеры на поставку 3G-оборудования операторам «большой тройки».

По техническим характеристикам оборудование разных производителей сильно не отличается. Но операторы отмечают, что цены в рамках разных партий варьируются очень сильно. Большое значение имеет структура поставок (полный ли комплекс оборудования закупает заказчик), значимость и вес на рынке клиента и даже такие факторы, как взаимоотношения менеджеров поставщика и покупателя.

В итоге, даже зная точный объем инвестиций в строительство сети в определенном регионе, нельзя представить, какое количество оборудования и с какими характеристиками может быть закуплено на эти деньги — по указанным выше причинам. Еще один фактор, существенно затрудняющий подсчеты, — сама специфика NGN-оборудования (Next Generation Network), используемого во всех современных сетях связи. «Все оборудование обладает большой масштабируемостью — за счет этого можно предоставлять на одной и той же базе как решения с малой, так и с большой емкостью», — комментирует ситуацию менеджер по оборудованию CDMA Huawei в сибирском регионе Дмитрий Мальчихин.

 Поэтому даже аналитическим агентствам очень сложно выяснить, какая именно доля капитальных затрат пойдет на то или иное оборудование. «Например, если раньше как-то еще можно было посчитать стоимость коммутационных решений исходя из затрат на порт, то сегодня, когда возможности по расширению зависят в основном от софта, сделать это невозможно. Даже когда мы спрашиваем у производителя, какая емкость у коммутаторов, которые поставлены в регион, они пожимают плечами, потому что не знают этого», — сетует аналитик ACM-Consulting (Москва) Елена Саяпина.

Нужно понимать, что непосредственно на строительство сетей уходит примерно половина капитальных затрат, а также немалая часть средств требуется на оформление разрешительных документов. Что и говорить — даже стоимость строительства базовых станций GSM может варьироваться от десяти до нескольких сотен тысяч долларов.

Теория мироздания

Для того чтобы более или менее понять, из чего складываются затраты операторов на развитие своих сетей, стоит обратиться к теории построения GSM-сети.

Она состоит из трех подсистем: коммутации, базовых станций (радиосети) и управления и контроля. Последняя подсистема представляет собой комплекс специализированного ПО, поэтому для нас наиболее интересны первые две, соотношение капиталовложений в которые делится примерно поровну.

Подсистема коммутации состоит из непосредственно коммутаторов, причем в последнее время традиционные решения заменяются гибкими программными коммутаторами (softswitch), более компактными и дешевыми в эксплуатации, централизованной базы данных всех абонентов оператора — HLR (Home Location Register — регистр положения домашних абонентов), и временных БД, в которых содержится информация, в зоне действия какой именно базовой станции сейчас находится абонент (VLR — Visitors Location Register). В соответствии с законом оператор должен иметь как минимум по одному коммутатору в каждом из регионов. Как правило, на область приходится два коммутатора — один обслуживает региональную столицу, второй — остальные районы области. Иногда регион делится на зоны с коммутационными центрами в самых крупных городах. Яркий пример — Кемеровская область, где почти у всех операторов есть коммутаторы и в Кемерове, и в Новокузнецке. Сегодня вложения в их строительство составляют до 30% от общих капитальных затрат операторов (минимальная стоимость одного — от 400 тыс. долларов).

Подсистема радиосети состоит из базовых станций (БС) и их контроллеров (BSC). В составе этой подсистемы может быть несколько (как правило, от трех до шести) сервисных панельных антенн. Чем больше антенн, тем большее количество пользователей могут общаться в пределах этой БС одновременно, и тем дороже, соответственно, обходится строительство объекта. Внедрение технологий GPRS и EDGE существенно увеличивает стоимость таких решений: требуется полная замена ПО, а также установка различных дополнительных модулей. Более того, технология EDGE требует масштабных работ по оптимизации радиосети оператора, чтобы улучшить качество сигнала для высокоскоростной передачи данных.

По разным оценкам, стоимость контроллеров базовых станций колеблется в диапазоне 200–250 тыс. долларов. С развитием технологий один контроллер может обслуживать все большее количество БС. «Современные технологии позволили уменьшить габаритные размеры оборудования контроллеров в пять раз, а в функциональном исполнении достичь увеличения производительности и объема обслуживания нагрузки в шесть раз», — говорит начальник службы развития ЗАО «Мобиком-Новосибирск» (торговая марка «МегаФон») Сергей Дорофеев.

Планы по Сибири

В связи с запуском сетей третьего поколения сегодня в Сибири операторы вкладываются прежде всего в транспортную инфраструктуру, нагрузка на которую с запуском 3G должна повыситься в пять–шесть раз.

МТС, например, до конца 2008 года планирует построить на территории макрорегиона «Сибирь» более 500 новых базовых станций, завершить покрытие основных «подотчетных» регионов волоконно-оптической сетью, что работает на увеличение пропускной способности. Появившийся резерв мощностей оператор планирует задействовать для передачи данных в сети третьего поколения, а также для пропуска трафика других операторов на условиях аренды.

Сеть «ВымпелКома» в сибирском регионе представляет собой сегодня несколько десятков коммутаторов и контроллеров и около двух тысяч базовых станций. В регионе уже началось строительство 3G. Объемы строительства пока не разглашаются.

У «МегаФона» в Сибирской лицензионной зоне действует порядка 1,1 тыс. базовых станций с серьезной заявкой на увеличение их числа: «За прошедший год мы увеличили количество БС на 40 процентов, емкость сети возросла при этом в два раза — за счет установки дополнительного оборудования на старые станции. В 2008 году мы планируем увеличить количество площадок еще на 25 процентов», — поделился планами Сергей Дорофеев.

В начале года стали известны результаты закрытых тендеров операторов «большой тройки» на поставку 3G-обору­дования. МТС закупит телекоммуникационные решения у Nokia-Siemens и Ericsson, «ВымпелКом» остановился на продукции Ericsson и Huawei, «МегаФон» выбрал Nokia-Siemens и Huawei.

Разные поставщики будут работать в разных регионах. «Большую роль играет ценовая конкуренция — все операторы пытаются получить выгодные цены, поэтому выбирают полную линейку решений одного вендора. В то же время операторы пытаются уйти от этой монозависимости: единое оборудование сети по всей стране, во-первых, ограничивает варианты ее технического развития, во-вторых, кратно повышает риски оператора в связи с изменением политики производителя», — объясняет ситуацию Дмитрий Мальчихин.

Известно, что в Сибирской лицензионной зоне операторы «большой тройки» выбрали двух поставщиков оборудования — Ericsson и Huawei. Сети «Вымпел­Кома» и МТС будут строиться на оборудовании Ericsson. Платформа Huawei останется сибирскому «МегаФону» — ЗАО «Мобиком-Новосибирск». Компания планирует строить 3G на основе существующей сети второго поколения без ее остановки или существенной переконфигурации. По предварительным данным, такой же подход будут использовать и два других игрока. Операторы сейчас в основном производят докупку оборудования и ПО, а с нуля никто ничего создавать не будет: «Коммутационное оборудование практически не требует замены. Все коммутаторы, которые поставляет в Россию Ericsson, уже два года как поддерживают 3G», — сообщает пресс-секретарь Ericsson в России Карен Асоян.

Тем не менее, новые базовые станции операторам все равно придется возводить — целиком на старой основе сеть запустить не получится. Если радиус покрытия GSM-станции в городе составляет от 800 м до 1 км, то для UMTS (Universal Mobile Telecommunications System — технология сотовой связи, относящаяся к поколению 3G) это расстояние в два раза ниже. Усложняет ситуацию и то, что понятия покрытия и емкости в радиосети третьего поколения четко не определены. Качество связи зависит от совершенно разных факторов — например, количества пользователей в ячейке (здесь можно провести аналогию с технологией беспроводной широкополосной передачи данных — Wi-Fi). Поэтому требуется детальная оптимизация сети, иначе пользователи будут страдать от малой скорости, различных помех и шумов.

Несмотря на существенные затраты, «радиочасть» 3G обойдется в суммы, сравнимые с затратами на ее оборудование в сети второго поколения. Во-первых, как уже было сказано выше, «технику» коммутационной части заменять практически не потребуется. Во-вторых, базовая станция нового поколения требует меньшей площади и энергоресурсов. «У базовых станций GSM повышенные требования к энергопотреблению, а минимальная площадь составляет 10–12 квадратных метров. В сетях третьего поколения за счет компактности оборудования базовую станцию можно разместить на площади в 5–6 квадратных метров или, в зависимости от модели оборудования, просто повесить на стену здания», — говорит Сергей Дорофеев.

Все игроки сходятся во мнении, что тенденция вытеснения 2G-решений оборудованием третьего поколения с каждым годом будет проявляться все ярче. «Если говорить о соотношении оборудования 2G и 3G в закупках, то, безусловно, в 2007 году все же преобладало оборудование второго поколения. Его доля в общем объеме затрат составила 60–65 процентов. Однако в 2008 году с развертыванием сетей третьего поколения ситуация кардинально изменится, и, по нашим оценкам, доля затрат на 3G-оборудование достигнет 70–80 процентов», — комментирует Анна Зайцева.

Основной размах строительство сетей третьего поколения приобретет в 2009–2010 годах, после запуска в коммерческую эксплуатацию крупных региональных проектов. Соответственно, увеличится объем инвестиций в закупки телекоммуникационного оборудования. Однако количество поставщиков и их клиентов, напротив, останется прежним или даже уменьшится, поскольку консолидация как в секторе вендоров (Nokia-Siemens, Alcatel-Lucent), так и на операторском уровне (покупка МТС башкирского оператора «Башселл» в прошлом году и слухи о продаже «СМАРТС») очевидна. Так что вряд ли в ближайшем будущем мы дождемся точной информации и открытых цифр по рынку. Операторы становятся крупнее, а заказы все больше, поэтому производителям просто невыгодно раскрывать цифры, поскольку конкуренты могут предложить более низкие цены. «В итоге каждый из операторов уверен, что именно ему продают оборудование по самым низким ценам, но это не всегда соответствует истине», — поделился на условиях анонимности один из участников рынка. 

У партнеров

    Реклама