Инвестиционная активность в нефтепереработке, газопереработке и нефтехимии обусловлена быстрым ростом спроса на полимеры и горюче-смазочные материалы со стороны внутреннего рынка. Увеличение спроса на продукцию этих отраслей способствует сокращению экспортных поставок нефтехимических полупродуктов, полимеров, а также бензинов и других горюче-смазочных материалов и активизации импортных поставок продукции.
На нефтехимическом рынке в первую очередь это коснулось синтетических смол и пластмасс: за последние пять лет доля полиэтилена, полипропилена, полистирола и поливинилхлорида (ПВХ) иностранного производства во внутреннем потреблении полимеров выросла до 30–40%.
У других российских переработчиков углеводородного сырья — продуцентов горюче-смазочных материалов, в отличие от производителей полимерной продукции, еще есть определенный запас прочности. Хотя потенциал для роста не сильно обнадеживает — с 2000 года потребление автомобильного бензина на внутреннем рынке увеличивалось в среднем на 6% в год. По прогнозам, рынок высокооктановых бензинов до 2020 года будет прирастать на 5–7% в год. А к 2015-му российский рынок будет потреблять все производимые в России нефтепродукты, за исключением дизельного топлива, которое и сейчас идет на экспорт в Европу.
В нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслях наибольшие сложности связаны с сырьевым обеспечением. По данным статистики, темп прироста добычи нефти и газового конденсата в 2006 году в России снизился до 2,2%, а в I квартале 2008 года добыча нефти и газового конденсата снизилась на 0,2% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Но беспокоиться еще рано — до 2015 года рост внутреннего рынка автобензинов может быть покрыт за счет сокращения экспорта. Но уже в дальнейшем, при сохранении нынешних темпов роста потребления и снижения объемов добычи нефти, такое положение может быть сильно осложнено. Спасти ситуацию может только создание новых мощностей по переработке углеводородного сырья при соответствующем росте его добычи.
Один из четырех
Согласно Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года, рассмотренной Правительством РФ в ноябре 2007 года, Иркутская область признана новым регионом развития химической отрасли, наряду с Красноярским краем, Республикой Саха (Якутия) и Хабаровским краем. Отметим, что в настоящее время в Иркутской области государственная промышленная политика находится в стадии становления. Например, в регионе разработан (но не утвержден) основной документ экономического развития — Стратегия социально-экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 и на перспективу до 2020 года. В нем содержится однозначное представление того, что Иркутская область является одним из наиболее перспективных районов страны для развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности. На территории имеются большие месторождения нефти и газа, разработка и освоение которых может превратить ее в один из ведущих нефтегазодобывающих и перерабатывающих регионов страны, а также создать условия для развития химической промышленности.
Важным фактором для развития химического и нефтехимического комплекса является Ковыктинское газоконденсатное месторождение, находящееся в регионе. Пока же комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий области рассчитан на использование нефти и прямогонного бензина, поставляемых из Западной Сибири преимущественно по железной дороге. В связи с этим на повестке дня стоит вопрос разработки данного месторождения и частичной переработки природного газа и газового конденсата по нефтехимическому и топливному профилю. Переориентация на собственную ресурсную базу позволит сократить затраты на транспортировку и закупку сырья, существенно повысив конкурентоспособность производимой в перспективе продукции. В той же региональной стратегии предусматривается строительство газоперерабатывающего завода с установками по стабилизации газового конденсата, производству пропанобутановых смесей, выделению и сжижению гелия, а также создание предприятия по производству этилена мощностью 1 млн тонн и его переработки в поливинилхлорид, полиэтилен высокого и низкого давления (ПЭВП, ЛПЭНП), этиленгликоль. Целесообразность наращивания производства этиленгликолей вызывает определенные сомнения, так как более 50% данного полупродукта экспортируется, а такие перспективные направления, как выпуск полиэтилена и поливинилхлорида, экономически оправданы. Почему? Дело в том, что в настоящее время на российском рынке пластмасс и синтетических смол наибольшим спросом пользуются полиэтилен и поливинилхлорид. Объем потребления поливинилхлорида (подсчитанный как разница объема всей произведенной на российских заводах продукции и экспортом и суммой импорта данной продукции) по результатам 2006 года вырос более чем на треть и достиг 1 058 тыс. тонн. Наиболее интенсивно расширяется на внутреннем рынке присутствие импортного ПВХ. Прирост за 2006 год составил 27,3%, несмотря на то что Россия снижает объемы его экспорта и увеличивает производство. Прогрессирующее повышение платежеспособного спроса отечественных потребителей ПВХ заставило производителей данного полимера практически полностью переориентировать поставки химиката с зарубежных рынков в пользу российского рынка. Сегмент другого крупнотоннажного полимера — полиэтилена — демонстрирует более умеренные темпы роста. В то же время расширение потребления полиэтилена на 6,5%, производство которого в 2006 году сократилось на 3,6% (из-за перебоев с поставками ресурсов и вынужденными ремонтами), основывалось исключительно на развитии зарубежных поставок.
Запасной этан
Полное извлечение всех целевых продуктов, входящих в состав природного газа и газового конденсата, и их комплексное и рациональное использование — актуальная задача, стоящая перед газопереработчиками. Газоконденсатные месторождения содержат ценное углеводородное сырье — этан и газовый конденсат, которые обладают рядом свойств, предопределяющих более высокую рентабельность их переработки по сравнению с нефтью при условии равенства прочих экономических показателей (стоимость добычи, транспортировки). Вопрос использования легкого углеводородного сырья является особенно важным для повышения конкурентоспособности российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий.
Нефтехимическая индустрия развитых стран доказала эффективность перехода на производство химической продукции из легких углеводородов (этана, пропана, бутана). Тем не менее, в настоящее время основным углеводородным сырьем для химической промышленности в России являются продукты нефтепереработки. В настоящее время некоторые нефтехимические и нефтеперерабатывающие предприятия испытывают острый дефицит исходного сырья. А нафта (прямогонный бензин), традиционно использующаяся в пиролизных печах для получения нефтехимических соединений, поставляется с ближайших нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Расширение парка автотранспорта повлекло за собой увеличение спроса, а за ним и цен на высокооктановый бензин. Поэтому НПЗ предпочитают облагораживать прямогонный бензин высокооктановыми компонентами, получая при продаже более высокую норму прибыли, нежели при поставках первичного сырья на нефтехимический комплекс. Пропанобутановая смесь (содержится в газовом конденсате) также все чаще находит применение в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. То есть нефтехимические и нефтеперерабатывающие заводы конкурируют за одно и то же углеводородное сырье.
В свою очередь дефицит сырья для нефтехимических проектов может быть устранен посредством использования этана. Его применение открывает возможность создания производительной и экологически более совершенной технологии синтеза этилена из этана. Этан можно перерабатывать в этилен в печах пиролиза и после направлять на полимеризационные установки для получения полиэтилена, поливинилхлорида и целого ряда других нефтехимических продуктов. Основная разница в доходах должна быть получена вследствие того, что из этана может быть выработано при меньших издержках больше целевых нефтехимических углеводородов, в частности — этилена, и значительно меньше остаточных фракций. Более того, этану не приходится конкурировать с нефтью и газовым конденсатом при производстве моторного топлива, так как он не используется в автомобильной промышленности. То есть использование этана снимает зависимость нефтехимической промышленности от прямогонного бензина.
В связи с ростом спроса на бензин и дизельное топливо выделяемый газовый конденсат Ковыктинского газоконденсатного месторождения целесообразно перерабатывать по топливному профилю, а этан — по нефтехимическому.
Выбирать из одного?
Нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс Иркутской области может быть представлен четырьмя крупными предприятиями — ОАО «Ангарский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Саянскхимпласт» (Саянск) и ООО «Усольехимпром» (Усолье-Сибирское), в целом представляющие единый технологический комплекс. Производимый на Ангарском НПЗ прямогонный бензин перерабатывается на пиролизных установках Ангарского завода полимеров в этилен. По продуктопроводу он поставляется на предприятия, расположенные в Саянске и Усолье-Сибирском, где из него получают поливинилхлорид.
Во многом развитие газопереработки и газохимии в регионе зависит от сроков строительства и маршрута магистрального газопровода с Ковыктинского месторождения. Существует ряд альтернативных вариантов размещения новых газоперерабатывающих и нефтехимических производств в Иркутской области. Основные дискуссии ведутся по вопросу их размещения. В настоящее время рассматриваются два основных варианта расположения центра переработки газа — на базе Ангарской нефтехимической компании или ОАО «Саянскхимпласт». Выбор площадки зависит от того, какая наиболее приспособлена для развития такого производства. В стратегии развития Иркутской области указано, что строительство газоперерабатывающего и газохимического завода по пиролизу этана в этилен для последующего производства полимеров может быть осуществлено на базе «Саянскхимпласта». Окончательные решения о размещении строительства газоразделительного и газохимического завода еще не приняты, поэтому целесообразно рассмотреть и альтернативный вариант строительства нефтехимического завода на площадке Ангарска. На самом деле: чем он плох или хорош?
Нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс Ангарска имеет весьма благоприятные предпосылки для своего развития и обладает рядом преимуществ перед площадкой в Саянске. После ликвидации завода азотных удобрений остались забетонированные производственные территории, достаточное количество пустующих зданий, ЛЭП, необходимые коммуникации, автодороги. Это позволяет в относительно сжатые сроки развернуть необходимое строительство. Наличие рабочей силы, технических вузов, проектных институтов также облегчает проблему поиска квалифицированной рабочей силы. Дополнительным фактором, способствующим развитию производств горюче-смазочных материалов и продуктов нефтехимии в регионе, можно назвать мощную строительную базу, большое количество строительно-монтажных организаций. Единственный минус размещения комплекса на ангарской площадке — сложная экологическая обстановка, которая является серьезным препятствием для строительства завода в этом городе. Производства бензинов, нефтехимических полупродуктов и полимеров, как правило, экологически опасные. Завод можно строить здесь только при условии обеспечения нового комплекса очистными сооружениями, практически не допускающими вредных воздушных выбросов, ведь норма концентрации вредных веществ в воздухе уже превышена. Тем не менее, говорить о лучшей экологической среде Саянска также не приходится.
Разрывы цепочки
Многие нефтехимические компании связаны технологической цепочкой поставок сырьевых полупродуктов. Некоторые предприятия, не имеющие собственных мощностей по пиролизу нефтехимического сырья для производства мономеров, закупают эти полупродукты у сторонних организаций. Иркутские предприятия не являются исключением. По заявленному проекту стратегии, в результате строительства газоперерабатывающих и газохимических мощностей предприятие «Саянскхимпласт» сможет обеспечить себя собственным этиленом. В этом случае появится целая цепочка отраслевых проблем. На данный момент Ангарский завод полимеров находится на промежуточной стадии развития: здесь осуществляется неполный технологический цикл производства органических полимеров. Этилен поставляется по продуктопроводу в Саянск. При размещении нового комплекса в Саянске сразу возникнет вопрос: кому будет реализовывать производимый этилен Ангарский нефтехимический комбинат? Если своевременно не переработать его в полиэтилен, этот продукт начинает терять свои физико-химические свойства, а для транспортировки необходимы специальные условия. Для трудно транспортируемого полупродукта нужны специальные цистерны, которых нет в наличии. Другими словами, напрашивается вывод о необходимости переработки этилена на месте. Кроме 130 тыс. тонн этилена Ангарский нефтехимический комбинат производит и реализует практически весь произведенный пропилен — около 100 тыс. тонн в год. Он поставляется на «Томскнефтехим», который в свою очередь перерабатывает его в полипропилен. Тогда нефтяная компания «Роснефть», владеющая ангарским нефтеперерабатывающим и нефтехимическим комплексом, будет вынуждена запустить проект реконструкции Ангарского завода для переработки этилена (из-за прекращения поставок на Саянский завод высвободится весь годовой выпуск этилена). При запуске проекта реконструкции не исключено возобновление ранних проектов реконструкции завода и переработки другого мономера — пропилена. Прекращение отгрузок пропилена может поставить томское предприятие в неудобное положение — на российском и мировом рынках наблюдается дефицит этого мономера. «Томскнефтехим» может столкнуться даже не с проблемой поиска, а с полным отсутствием сырья для производственного процесса, по крайней мере, на российском рынке. Таким образом, строительство газохимического комплекса в Саянске может повлечь разрыв цепочки поставок полупродуктов между целым рядом предприятий.
Кто заказывает музыку
Основной вопрос, который не в меньшей степени должен беспокоить будущих собственников Ковыктинского месторождения, заключается в том, кто и на каких условиях будет перерабатывать газовое сырье. В таких отраслях, как газопереработка, газо- и нефтехимия, очень важным фактором успешного существования является не столько реализация продукции конечному потребителю, сколько стабильность подрядчиков, перерабатывающих газ и газовый конденсат. Крупные мировые промышленные лидеры в реализации стратегий комплексной переработки сырья предпочитают создавать общую вертикально интегрированную платформу с одним собственником. В противном случае добывающие предприятия, перерабатывающие и реализующие продукцию через неподконтрольные ей компании, могут столкнуться с серьезными проблемами. Предприятия, не входящие в холдинги и перерабатывающие сырьевые продукты, могут начать диктовать свои условия по поставкам, ценам, объемам. Примером такой ситуации может служить конфликт «Казаньоргсинтеза» и «Газпрома». Напомним, что в феврале 2007 года «Казаньоргсинтез» отказался перерабатывать сырье «Газпрома» (этан с Оренбургского газоперерабатывающего завода по договору процессинга поставляется на ОАО «Казаньоргсинтез»). Такой сценарий не мог быть реализован в случае поставок сырья и полупродуктов собственным производственным звеньям в вертикально интегрированной компании. Продуктопровод, соединяющий эти предприятия, ограничивает выбор поставщиков и потребителей. Безусловно, использование родственных компаний могло бы позволить лучше контролировать переработку и реализацию конечной продукции.
Ковыктинское газоконденсатное месторождение принадлежит совместной российско-британской компании «ТНК-BP». Если месторождение останется в руках ТНК-BP, очевидно, что газ от Ковыкты пойдет в Саянск, где расположен «Саянскхимпласт», также подконтрольный ТНК-BP.
Еще год назад «Газпром» заявил о желании приобрести Ковыктинское месторождение. В середине апреля 2008 года газовый концерн получил одобрение Deutche Bank на кредит на сумму более 1 млрд долларов на осуществление этой сделки. Согласно договоренностям, достигнутым в прошлом году, 62,8% акций компания «РУСИА-Петролеум» («дочка» ТНК-ВР), которая является держателем лицензии на месторождение, обязуется продать «Газпрому». Возможно, использование родственных компаний («Газпром» и АНХК (Роснефть) находятся в госсобственности) позволит лучше управлять переработкой и реализацией конечной продукции, и маршрут газопровода от Ковыктинского месторождения может сместиться в сторону ангарского комплекса.
Регионы и предприятия должны начать конкурировать между собой за создание лучших условий переработки газа и газового конденсата Ковыктинского и других месторождений Иркутской области. Не исключено, что будет рассмотрен вариант, когда «Газпром» сможет провести трубу таким образом, чтобы создать условия для переработки газа и газового конденсата обоими предприятиями — «Саянскхимпластом» и Ангарским нефтехимическим комбинатом, и таким образом лучше контролировать правила переработки и сбыта своей продукции. А «Газпрому» будет проще договориться об условиях поставок газа при существовании двух независимых друг от друга переработчиков. В противном случае не исключено повторение прошлогоднего конфликта «Газпрома» и «Казаньоргсинтеза». Два нефтехимических комплекса в Саянске и Ангарске могут также выработать общие рамочные условия для того, чтобы избежать конкуренции между собой. К примеру, ангарский комплекс будет специализироваться на переработке газового конденсата (этому способствуют незагруженные мощности АНПЗ — при существующей мощности 22 млн тонн завод загружен едва ли на 8,6 млн тонн), в то время как ОАО «Саянскхимпласт» — на переработке этана содержащегося в природном газе. При добыче большая часть смеси углеводородных газов, находящаяся в виде взвеси в природном газе, на поверхности земли выпадает в конденсат. Поэтому для конденсата все равно придется создавать отдельный от «сухого» газопровода конденсатопровод, соединяющий месторождение и пункт переработки.
Если исходить из экономической целесообразности прокладки магистральных газовых и газоконденсатных трубопроводов, то следует заметить, что расстояния от месторождения до обоих городов (Ангарска и Саянска) практически равны, поэтому принципиальной разницы в затратах на прокладку трубы от Ковыкты до одного из двух городов, конкурирующих за право переработки газа, нет.
Этот и ряд других системных вопросов и предстоит решать собственникам газодобывающих и нефтехимических предприятий Иркутской области в ближайшее время. Окончательный выбор площадки остается за будущим собственником Ковыктинского месторождения. К середине 2008 года федеральными и региональными властями уже поставлена задача включить одну из вышеперечисленных площадок в генеральную схему переработки газа. Руководители администрации Иркутской области не исключают, что центров переработки газа будет несколько.