Мэрская ситуация

В административном центре Алтайского края создан прецедент — суд Центрального района Барнаула признал прошедшие 2 марта этого года выборы мэра города несостоявшимися, а их итоги — недействительными

Решение суда в законную силу еще не вступило, поскольку может быть оспорено в десятидневный срок в вышестоящей инстанции, но смена власти в Барнауле выглядит как вполне реальная перспектива. Напомним, победителем на прошедших одновременно с президентскими выборах мэра Барнаула был признан действующий градоначальник Владимир Колганов. По официальным данным, он набрал 61,91% голосов избирателей. Его кандидатуру поддержало местное отделение «Единой России» с молчаливого согласия губернатора края Александра Карлина.

Безальтернативные выборы

Победа Колганова, конечно, была пред­определена не столько партийной и административной поддержкой, сколько тем, что его соперниками стали люди, вряд ли способные составить действующему мэру достойную конкуренцию. Кстати, такая ситуация в то время сложилась во многих городах, выбиравших городскую власть одновременно с президентской. Серьезных соперников либо не было вовсе, либо они не были допущены к участию в выборах глав Екатеринбурга, Красноярска и, конечно, Кемерова. Там ситуация вообще была доведена до абсурда — с действующим мэром Владимиром Михайловым боролся мало кому известный «технический кандидат» Владимир Полещук.

Так было и в Барнауле, причем здесь стандартный «безальтернативный» расклад сложился даже не под влиянием властей, а сам по себе. Ну не появилось за годы правления Колганова противовеса ему в лице определенного кандидата! А самый достойный соперник мэра — лидер группы «Справедливая Россия» в Алтайском краевом Законодательном собрании, молодой политик Дмитрий Макаров, знаменитый в краевом центре работой с социально незащищенными слоями населения — отказался от участия в кампании. Источники в аппарате партии поясняли, что такое решение было связано с нежеланием «справороссов» воевать на два фронта, поскольку Макаров также принимал участие в выборах в краевое заксобрание.

В итоге с Колгановым боролись руководитель регионального отделения партии «Гражданская сила», депутат гордумы Барнаула Сергей Мамаев, военный пенсионер, председатель Союза общественных организаций Алтайского края Василий Вялых, председатель комитета по законности и местному самоуправлению гордумы Михаил Звягинцев, еще один пенсионер Юрий Гальченко и депутат краевого парламента Павел Чеснов. Все они шли на выборы в качестве самовыдвиженцев.

По официальным данным избиркома Барнаула, ближайшему сопернику Колганова Сергею Мамаеву удалось собрать только 19,58% голосов избирателей. Павел Чеснов и Василий Вялых получили поддержку 6,47% и 5,54% барнаульцев, а Юрий Гальченко и того меньше — 1,25%. Но, как оказалось, мириться с поражением эти люди не захотели. И после того как городской избирком огласил результаты голосования, три соперника Колганова на выборах — Василий Вялых, Павел Чеснов и Сергей Мамаев — обратились в суд с заявлениями о выявленных в ходе выборов нарушениях. И требованием признать сами выборы несостоявшимися. Про­игравшие ссылались при этом на нарушения и фальсификацию итогов голосования на 101 избирательном участке.

Начался долгий судебный процесс, на который мало кто обращал внимание — слишком уж предсказуемым казалось решение Фемиды. Тем более что команда Колганова спокойно реагировала на обнаружение нарушений в протоколах избирательной комиссии. Между тем суд привлек специалистов крайизбиркома, которые провели проверку правильности оформления списков избирателей и пересчитали бюллетени. Результаты оказались ошеломляющими — выяснилось, что на 83 участках были допущены искажения результатов голосования с помощью вброса дополнительно напечатанных бюллетеней и подмены действительных бюллетеней фальсифицированными.

По мнению суда, подобные нарушения закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Из 249 избирательных участков, на которых проводились выборы мэра города, недействительным было признано голосование на 83! Как говорится в решении суда, «даже если при подсчете голосов избирателей, поданных за Колганова В. Н., исключить голоса только по 45 участкам Ленинского района Барнаула и 11 участкам других районов города, где выявлена подложность протоколов участковых избирательных комиссий, то за Колганова В. Н. было бы отдано 136 665 голосов, что составляет 46,03% от числа избирателей, принявших участие в голосовании». При этом по Кодексу Алтайского края о выборах в муниципальных образованиях с численностью избирателей более 50 тыс. человек избранным считается кандидат, набравший более 50% голосов. Поскольку число избирателей, внесенных в списки на этих участках, превышает одну четверть от общего их числа, это стало основанием для того, чтобы выборы главы города признать недействительными. «При таком подсчете невозможно признать Колганова победителем выборов… Даже если и будет кассация, эти доводы невозможно будет опровергнуть — они исходят из фактических обстоятельств дела. Решение, я считаю, отменить практически невозможно», — заявил адвокат Василия Вялых Михаил Давыдов.

Как бы то ни было, принятое районным судом решение местных наблюдателей повергло в шок. Аналитики не припомнят не то что в Алтайском крае, но и России в целом, чтобы итоги выборов мэра не просто муниципального образования, а региональной столицы были признаны недействительными. Известный общественник и политолог Константин Емешин, председатель правления Алтайской краевой общественной организации «Школа реальной политики», в комментарии сказал: «Я с удовлетворением воспринял эту новость. На мартовских выборах мы впервые столкнулись с такими массовыми фальсификациями и нарушениями законодательства. Это не могло оставить равнодушными многих общественников. Хотя, с другой стороны, мало кто верил, что суд вынесет такое решение. Воодушевляет, что он все-таки встал на сторону закона, а не целесообразности».

Сам Василий Вялых заявил, что был уверен в благоприятном исходе — слишком неприкрытыми, по его мнению, выглядели факты фальсификации протоколов избирательной комиссии, а нарушения избирательных прав носили множественный и массовый характер.

Если решение суда вступит в законную силу, мэр Барнаула Владимир Колганов будет отстранен от должности. После этого в городе будут назначены повторные выборы градоначальника. Причем пройти они могут уже 12 октября. Вялых и Мамаев, для которых решение суда стало настоящим праздником, уже заявили, что примут участие в перевыборах.

Впрочем, такая перспектива — дело пока еще гипотетического будущего. Принятое районным судом решение будет оспорено в Алтайском краевом суде — на это отводится десять дней. Будет ли обжаловать решение суда сам Владимир Колганов, пока неясно. Мэр по традиции молчит и не комментирует решение суда. Зато, как сообщил член избирательной комиссии Барнаула Михаил Бутаков, горизбирком точно подаст кассацию в краевой суд. И это выглядит логично — в конце концов, виновником фальсификации результатов вряд ли можно будет назвать Владимира Колганова, ведь голоса считали участковые комиссии и городской избирком.

Кстати, Михаил Бутаков признает, что ошибки в подсчетах были, но объясняет их появление иначе. «При проведении выборов в участковых избирательных комиссиях действительно имели место некоторые арифметические ошибки, описки и другие мелкие нарушения. Это связано с тем, что из 56 участковых комиссий, созданных в Ленинском районе, 41 состояла из людей, впервые участвовавших в проведении выборов, — рассказал Бутаков. — Естественно, эти люди, не имея достаточно опыта, допускали какие-то мелкие ошибки технического характера при составлении ряда документов, которые должны этими участковыми избирательными комиссиями заполняться. Влияние на эту ситуацию оказало и то, что, как вы знаете, выборы проходили сразу на нескольких уровнях. Мы выбирали президента, депутатов краевого Законодательного собрания. Поэтому такая огромная нагрузка не позволила ряду участковых избирательных комиссий четко подготовить необходимые документы. И в них действительно был установлен ряд нарушений. Хотел бы отметить, что никогда ни одни выборы не проходили без нарушений. Это подтверждает статистика».

Что будет?

Примечательно, что решение суда было принято в день инаугурации Президента России Дмитрия Медведева. То есть тогда, когда информационный фон в стране однозначно был переполнен сообщениями из Кремля. И до событий в далеком Барнауле никому, собственно, не было дела. Да и первые лица края, в том числе губернатор Александр Карлин, находились в Москве, где принимали участие в торжественной церемонии.

Все это наводит на мысль, что признание выборов недействительными могло стать просто своеобразным «подарком» вступившему в должность главе государства. Вспомним, что в выступлениях накануне выборов и после них Дмитрий Медведев неоднократно говорил, что считает одной из наиболее важных задач установление независимости судебной системы, а также преодоление правового нигилизма. Если районный суд Барнаула так сильно проникся идеями нового президента и встал на сторону закона, а не политической конъюнктуры, развитие событий будет следующим. Решение будет оспорено в краевом суде, но веские доказательства, накопленные в ходе следствия, не позволят судьям встать на сторону городского избиркома. И Барнаул останется без градоначальника, начнется подготовка к перевыборам, из-за чего городской бюджет понесет потери, но справедливость будет восстановлена.

В такой красивый расклад верится с трудом, поскольку независимость судебной системы от властей в России пока еще остается чисто теоретическим постулатом. А если так, то возникшая проблема, скорее всего, будет решаться не столько в судебных органах, сколько в структурах исполнительной власти края и в Москве. Примечательно, что краевая администрация уже заявила о невмешательстве в процесс, сославшись на отсутствие полномочий. Здесь ясно и просто дали понять — пусть все решает суд. Значит, поддержки со стороны команды губернатора Владимиру Колганову ждать не стоит.

Впрочем, мэр Барнаула на нее и не рассчитывал. Ведь всем в крае известно, что ставка на Колганова, сделанная главой региона весной этого года, была вынужденной. А это значит, что Александр Карлин может воспользоваться случаем, чтобы провести в Барнауле легитимный передел власти, поставив на пост мэра лояльного и близкого себе человека. Кстати, именно с помощью суда команда губернатора добилась снятия с выборов в краевой парламент списка регионального отделения Аграрной партии России, во главе которого стоял тогдашний спикер заксобрания, влиятельный политик Александр Назарчук.

О сложных отношениях между мэром Барнаула и губернатором Алтайского края известно давно. Бывший прокурорский работник, возглавивший регион после трагической гибели в автокатастрофе Михаила Евдокимова, изначально был достаточно резко настроен против действующего градоначальника. Довольно часто Колганов становился объектом жесткой критики со стороны Карлина. Впервые глава края выразил неудовольствие работой мэрии еще во время отчета Колганова об итогах деятельности за 2005 год (это было весной 2006-го). По свидетельству местных журналистов, дежурное вроде бы мероприятие тогда неожиданно превратилось в настоящий разнос. С того времени агрессивные наезды на городскую администрацию со стороны краевой власти стали в регионе обычным явлением.

Стало ясно: на предстоящих выборах главы краевого центра губернатор Карлин сделает ставку на «своего» кандидата. Причем в качестве такой альтернативы назывался бывший сотрудник мэрии, ставший вице-губернатором и начальником Главного управления экономики и инвестиций края, Михаил Щетинин. Но настал период больших выборов — думская кампания декабря 2007-го плавно перетекала в мартовские сверхвыборы 2008 года. И команда губернатора оказалась в сложном положении. На руку Колганову играл тот факт, что выборы мэра проходили не только одновременно с избранием нового президента страны, но и параллельно с выборами нового состава краевого Законодательного собрания. Команда Карлина, естественно, не без влияния федерального центра, решила направить все силы на более насущные задачи — обеспечение высокой явки и правильного процента голосов за главного кандидата на выборах президента, а также — избрание лояльного и подконтрольного парламента. А поскольку на выборах депутатов Госдумы Алтайский край не отличился (общий результат голосов, отданных за «Единую Россию», составил по региону скромные 54,69%), в марте нельзя было ударить в грязь лицом.

Выборы мэра Барнаула на этом фоне отходили на второй план. Кроме того, внятной альтернативы Колганову, который к тому же был твердо намерен идти на второй срок и без всякой поддержки со стороны краевой власти и партийного руководства, губернаторская команда так и не подготовила. И с осени прошлого года критика мэра со стороны губернатора была фактически свернута. А чуть позже, с большим трудом, но поддержку Колганову высказало и краевое отделение «Единой России». Как бы оправдывая это тяжелое решение, лидер алтайских единороссов, депутат Госдумы РФ Николай Герасименко отметил, что все-таки действующий мэр стал «не бесспорной кандидатурой». Часть однопартийцев проголосовала против его выдвижения. Тем не менее, Герасименко честно признался, что другую кандидатуру было бы проблематично «раскрутить» за один месяц. В ответ на оказанное доверие Владимир Колганов взял на себя обязательство обеспечить убедительную победу в Барнауле Дмитрия Медведева, гарантировав собрать в его пользу около 60% голосов.

Ясно, что эта сделка была лишь тактическим шагом. И сегодня, по идее, ничто не мешает команде губернатора встать на сторону правосудия и на перевыборах предложить горожанам нужную фигуру. Примечательно, что буквально за неделю до исторического судебного решения Владимир Колганов лишился мощной поддержки в лице ФПГ «Сибма», подконтрольной местному предпринимателю, члену «Единой России» Анатолию Банных. Именно эта бизнес-группа, по некоторым данным, пролоббировала выдвижение на мартовских выборах именно кандидатуры Колганова. Имевший большое влияние при прежних руководителях региона, Банных как-то сразу пришелся не ко двору губернатору Карлину. За прошедшие годы отношения между ними не улучшились, и активность «Сибмы», в структуре которой находятся в том числе и крупные медийные активы в крае, была в достаточной мере свернута. Сам Анатолий Банных сначала перебрался в Москву, а в конце апреля был назначен зампредом правительства соседней Республики Алтай — представителем этого региона в столице. После чего на пресс-конференции в Барнауле рассказал, что его холдинг давно покупает активы в других регионах, по сути, покидая Алтайский край. Другими словами, путь для передела власти в Барнауле оказывается открытым.

Правда, возможно и еще одно развитие событий, хотя и оно связано с уходом Колганова. В конце апреля, выступая на третьем съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», Александр Карлин впервые публично заявил, что переход от выборов глав местных администраций к назначению их по контракту станет приоритетом в политике краевой власти по отношению к муниципальной. «Опыт показывает, что постепенный переход на контрактную форму по главам муниципальных образований районного, городского и поселенческого уровней достаточно эффективен. Она [форма] экономит силы, средства и обеспечивает эффективный контроль качества работы глав муниципальных образований со стороны местных представительных органов власти, а они [местные советы] представляют население территории. Через механизм прямых выборов иногда очень сложно отсечь посягающих на власть людей, которые не имеют никаких профессиональных или моральных оснований для того, чтобы ею обладать», — максимально четко сформулировал свою позицию губернатор. За прошедшие два года число муниципальных образований, заменивших прямые выборы руководителей администрации на контракты, выросло с 4 до 18. А ряд местных советов вынес этот вопрос на сессии, но пока оставил ситуацию без изменений. Не исключено, что такой же сценарий может быть реализован и в Барнауле. Тем более что выборы нового состава городской думы здесь должны пройти как раз в октябре 2008 года.