Немецкое счастье

26 мая 2008, 00:00
  Сибирь

Машиностроительные предприятия Германии активно используют промышленные выставки и как инструмент продвижения продукции, и как фактор поддержания репутации

Неудивительно, ведь немецкое машиностроение представляет собой мотор германской экономики — годовой оборот составляет около 191 млрд евро — и является держателем ключевых технологий. О значении отрасли для экономики Германии рассказывает представитель Союза немецких машиностроителей Губерт Лайер.

— Какова доля машиностроения в валовом внутреннем продукте и экспорте Германии?

— Доля машиностроения в общем экспорте Германии — около 14 процентов. Его доля в ВВП составляет примерно 7 процентов.

— Каковы сейчас темпы роста экономики, и какие причины роста можно назвать определяющими?

— Внутренний валовый продукт Германии в текущем году прибавит в пересчете цен почти 2 процента, в то время как экономика в 2007 году выросла на 2,5 процента. Полпроцентная потеря динамики отражает ослабление мировой конъюнктуры. Кроме того, высокие цены на нефть и высокая внешняя стоимость евро все больше затрудняют развитие экономики.

— Растет ли машиностроение быстрее всей внутренней экономики?

— Да. В этом году машиностроение вырастет на 5 процентов, в прошлом году прирост был 11 процентов. Машиностроение вносит заметный вклад в оживление спроса на инвестиционную продукцию.

— Поддерживает ли государство модернизацию машиностроения?

Германия отказывается от субсидирования отдельных отраслей (с определенными исключениями). Это одно из основных правил рыночной экономики. Союз немецкого машиностроения приветствует то, что отрасль собственными силами справляется с международной конкуренцией.

— Какова рентабельность сектора?

— Согласно данным германского Федерального банка, рентабельность оборота до налогообложения в немецком машиностроении в 2005 году составляла 5,6 процента. Чистая рентабельность оборота, то есть доходы после уплаты налогов, — 4,2 процента. В 2006-м и 2007 году, по которым пока еще нет статистических данных, доходы могут оказаться выше.

— Какие стратегии разрабатывают машиностроители, чтобы обеспечить производство квалифицированными кадрами?

— Как и прежде, оно опирается на дуальную систему образования. В профессиональной сфере при обучении по специальности «механик промышленности», которое длится, как правило, три года, молодым людям присваивается сначала квалификация «специалист». В дальнейшем получение образования техника машиностроения или инженера в профессиональной академии поддерживается большинством предприятий.

— Какие инвестиционные источники имеют немецкие фирмы?

— Германские машиностроительные фирмы повысили квоту собственного капитала. Они в первую очередь используют частные банковские кредиты, например, лизинг, а также участие инвесторов. Часто могут оказать поддержку своим клиентам в получении экспортного финансирования, если речь идет о заказах на сумму более 2 миллионов евро. Это экспортное финансирование поддерживается государственным страхованием Фонда Гермеса.