Все напоказ и задешево

Москва, 26.05.2008
«Эксперт Сибирь» №21 (209)
Немецкие ярмарки остаются мировыми лидерами выставочной индустрии. Однако для устойчивого развития отрасли традиционной системе комплексов, принадлежащих местным властям, необходима кардинальная реформа

Германия остается одной из самых важных стран для мировой индустрии промышленных выставок. Некоторый спад, который сегмент переживал в 2005 году, успешно преодолен — и немецкие ярмарки снова являются самыми мощными предприятиями мира в этой области. Однако радужные цифры отчетов ведущих выставочных компаний не могут скрыть того, что отрасль достигла естественных пределов роста, крупные иностранные участники начинают сторониться немецкого рынка, а конкуренция за клиентов превысила все разумные пределы.

Радужные цифры

В принципе, у немцев есть все основания гордиться своей ярмарочной отраслью. В 2006 году оборот немецких ярмарок достиг 2,4 млрд евро, что на 2% выше аналогичного показателя 2005 года. Таким образом, сегмент почти достиг максимума последних лет, составившего в 2000 году 2,5 млрд евро. «Мы полагаем, что в этом году рекорд 2000 года наконец-то будет побит, — с гордостью говорит представитель Союза немецких устроителей выставок AUMA Гаральд Кёттер. — В 2008 году в Германии пройдет 156 только международных выставок. Мы ожидаем, что показатели количества выставляющихся компаний, а также задействованных площадей и числа посетителей вырастут на 2–3 процента по сравнению с прошлым годом». Если прогнозы AUMA сбудутся, то в 2008-м в немецких ярмарках примут участие 178 тыс. компаний, и рекордный показатель 2000 года в 174 тыс. наконец-то будет преодолен. Число посетителей, по прогнозам AUMA, должно вырасти до 10,3 млн человек, а задействованная площадь составит 6,9 млн кв. м.

Устроителей не может не радовать и то, что для руководителей компаний участие в выставках остается обязательным условием развития бизнеса. Так, согласно опросу, проведенному в конце прошлого года социо­логической службой TNS Emnid среди немецких предпринимателей, 82% из них полагают, что именно участие в мероприятиях является наиболее эффективным способом налаживания бизнес-контактов. Это самый популярный ответ среди немецких бизнесменов — ярмарки опередили по популярности и рекламу в деловых журналах (54%), и организацию презентаций (39%), и интернет-коммуникацию (38%). Экспозиции посещают (как участники или как посетители) 86% представителей крупнейших немецких компаний. 18% немецких бизнесменов, опрошенных компанией TNS Emnid в прошлом году, заявили, что ожидают усиления роли выставок в своем бизнесе в течение ближайших пяти лет. Лишь 13% опрошенных придерживаются обратного мнения.

  Фото: Николай Самсонов
Фото: Николай Самсонов

Немецкие выставки остаются также лидерами в мировой индустрии. В Германии располагаются четыре из пяти самых больших по площади ярмарок мира: Ганноверская (крупнейшая в мире, площадь крытых помещений 495 тыс. кв. м), Франкфуртская, Кельнская и Дюссельдорфская. Из 44 ярмарок мира, площадь которых превышает 100 тыс. кв. м, девять находятся в Германии. Суммарная же площадь 24 немецких ярмарок составляет 2,715 млн кв. м. С 2006-го по 2007 год их площадь выросла на 1,5% и, судя по всему, эта тенденция продолжится и в будущем. Фактически, если Европа является лидером мировой индустрии выставок (75% мировых выставочных площадей находится в Европе, 13,6% — в Северной и Южной Америке, преимущественно в США, еще 11,4% — в Азии), то Германия является бесспорным лидером европейского рынка. Немецкие выставки сохраняют свою интернациональность и статус «нейтральной территории», на которой могут совершать сделки представители стран, не имеющих отношения к Германии, — именно это является одним из важнейших условий сохранения конкурентоспособности немецких ярмарок по сравнению, например, с азиатскими игроками. По статистике, 49% участников немецких ярмарок являются гражданами ЕС, 28% приезжают из стран Азии, 10% — из других стран Европы, 6% — из США и Канады. Также увеличивается и число иностранных компаний, участвующих в немецких выставках. В прошлом году оно составило 89,7 тыс., что стало историческим рекордом.

Скрытые угрозы

И все-таки, несмотря на радужную статистику роста, немецкая ярмарочная отрасль несет в себе целый ряд скрытых проблем, которые могут серьезно сказаться на ее дальнейшем развитии. Главной является простой выставочных площадей. Немецкие ярмарки, последние десятилетия делавшие ставку на создание уникальных возможностей для проведения супермасштабных выставок и без­остановочно наращивавшие объемы выставочных площадей, внезапно столкнулись с тем, что под созданные огромные территории для экспозиций все труднее найти подходящие мероприятия. Объемы оборота немецких ярмарок далеко не всегда коррелируют с объемами выставочных площадей. Хотя главным столпом немецкой индустрии ярмарок выступает Франкфуртская — ее ежегодный оборот составляет около 380 млн евро — по показателям площадей она является лишь второй в Германии. Еще очевиднее ситуация со вторым местом по показателю оборота — его занимает Дюссельдорфская ярмарка (320 млн евро), стоящая по объему выставочных площадей в ряду немецких ярмарок лишь на скромном четвертом месте. Лидирующая же по показателю площади Deutsche Messe в Ганновере занимает лишь третье место по показателю оборота — 304 млн евро. Таким образом, если на один квадратный метр выставочных площадей во Франкфурте приходится 1 183 евро годового оборота, то Ганновер дотягивает лишь до показателя в 614 евро.

По данным, собранным Deutsche Bank Research, в 2000–2006 годах немецкий рынок ярмарок пережил настоящую стагнацию — несмотря на непрекращающийся рост объема выставочных площадей, степень их заполняемости арендаторами сократилась почти на 10%. Хуже всего сложилась ситуация с региональными выставками: на них объем сданных в аренду компаниям выставочных площадей уменьшился с 2000-го по 2006 год на 18%. Суммарная длительность ежегодного простоя крупнейшей выставки страны — Deutsche Messe в Ганновере — составляет девять месяцев. Некоторые залы остаются незаполненными даже во время такой масштабной выставки, как компьютерная CeBIT. Уже в 2007 году ее площадь сократилась, поскольку некоторые крупные участники (к примеру, Hewlett-Packard, Dell и Nokia) отказались от участия. В этом году все обстояло еще хуже. По словам корреспондента журнала «Эксперт» Сергея Скрипникова, регулярно работающего на CeBIT, в этот раз стало особенно заметно, что устроители выставки стараются заполнить пустующие площади, предоставляя огромные стенды совершенно невзрачным компаниям, а также пытаются повысить число гостей массовыми раздачами бесплатных билетов. «По сравнению с прошлым годом выставка недосчиталась сразу пяти процентов стендов. Сокращение выставочной площади оказалось еще большим — десять процентов. А в целях экономии продолжительность CeBIT сократили с семи дней до шести, — говорит Сергей Скрипников. — Билеты на CеBIT (ценой почти 40 евро) организаторы бросали жителям Ганновера в почтовые ящики, дарили вместе с покупками в магазинах электроники и даже пошли на смелый шаг, открыв бесплатный вход для всех женщин в честь праздника 8 Марта».

Похожие проблемы испытывает и остающаяся самой экономически эффективной в Германии Франкфуртская ярмарка. По подсчетам Deutsche Bank Research, несмотря на то что Франкфурт является домашней площадкой двух таких супер­популярных выставок, как международный автосалон IAA (он проводится во Франкфурте каждый нечетный год, соответственно, каждый четный год IAA, посвященная не легковым, а грузовым автомобилям, проводится в Ганновере) и международная книжная ярмарка, на протяжении 260 дней выставочные площади Франкфуртской ярмарки простаивают впустую.

Демпинг их не спасет

В такой ситуации все большее значение для ярмарок имеет наличие в их арсенале нескольких «выставок-хитов», приносящих львиную долю прибыли. Например, для Франкфурта — те же международные автосалон и книжная ярмарка, для Берлина — сельскохозяйственная выставка Grune Woche, для Лейпцига — выставка видеоигр Games Convention. «Целый ряд немецких компаний, управляющих ярмарками, уже задействовали для перевербовки выставок «военные кассы», — говорит аналитик Deutsche Bank Research Уве Перлитц. — Например, ярмарка мотоциклов Intermot переехала из Мюнхена в Кельн, ярмарка белья Body Look — из Дрездена в Дюссельдорф. Среди представителей данного бизнеса ходят слухи, что некоторые ярмарки заманивают компании, предлагая выставочные площади по нулевым тарифам, лишь бы заполнить свои залы».

Жесточайшая конкуренция немецких ярмарок друг с другом делает Германию крайне дешевой страной для участия. Средняя стоимость аренды квадратного метра обычного стенда на немецкой выставке составляла в прошлом году 143 евро за квадратный метр площади, в то время как в Объединенных Арабских Эмиратах этот показатель держится на уровне 288 евро, в США — 256 евро, а в Китае — 226 евро. Фактически речь идет о почти неприкрытом демпинге, причем если крупные немецкие ярмарки могут позволить себе сократить уровень маржи от некоторых выставок и компенсировать потерю прибыли за счет объема, то для мелких игроков постоянная ценовая конкуренция почти всегда означает выход в убыток. Фактически, сегодня немецкий выставочный сектор разделен между семью крупнейшими ярмарками (располагающимися в Ганновере, Франкфурте, Кельне, Дюссельдорфе, Мюнхене, Берлине и Нюрнберге) — именно их площади составляют 80% от выставочных возможностей всех немецких ярмарок.

Неудивительно, что на остальные немецкие ярмарки, располагающие лишь 20% выставочных площадей, ложится куда больший груз конкуренции, поскольку они не в состоянии пополнить свои бюджеты двумя–тремя суперпопулярными экспозициями типа франкфуртского авто­салона. Однако эти игроки, несмотря на свое не всегда успешное балансирование на грани рентабельности, тем не менее, остаются на плаву. Причина в том, что большинство ярмарок находится в собственности местных властей: в первую очередь федеральных земель. Именно квазигосударственная форма собственности на выставочные комплексы является, по мнению аналитиков Deutsche Bank Research, одной из главных проблем немецкого сектора ярмарок, препятствующих его эффективному развитию. Например, уставный капитал в 77 млрд евро крупнейшей ярмарки страны, Deutsche Messe в Ганновере, разделен следующим образом: по 49,832% принадлежат федеральной земле Нижняя Саксония и городским властям Ганновера, еще 0,207% владеет федеральная земля Бремен, и 0,129% капитала находится в руках властей региона Ганновер. Франкфуртская ярмарка организована чуть иначе — головная компания Messe Frankfurt является обществом с ограниченной ответственностью, которому принадлежат две стопроцентные «дочки» — товарищество на вере Messe Frankfurt Venue (владеет выставочными площадями во Франкфурте) и общество с ограниченной ответственностью Messe Frankfurt Exhibition (непосредственный устроитель выставок во Франкфурте, который также занимается всеми зарубежными делами концерна). Однако по сути структура Франкфуртской ярмарки ничем не отличается от Ганноверской — головная компания Messe Frankfurt на 60% принадлежит властям города Франкфурт и на 40% — властям федеральной земли Гессен, что делает компанию таким же квазигосударственным экономическим институтом, как и Deutsche Messe в Ганновере.

Суммарный ее оборот составил в прошлом году 423 млн евро. Помимо двух основных дочерних предприятий в Германии, Messe Frankfurt владеет 15 зарубежными дочерними компаниями и более чем 150 зарубежными представительствами. В прошлом году Messe Frankfurt провела 113 ярмарок. В них приняли участие 64  тыс. компаний и посетили 3,6 млн человек. Кроме того, Messe Frankfurt совместно с партнерами организовала 69 выставок за рубежом. Неудивительно, что во время последних выборов в федеральной земле Гессен, проходивших в начале года, представители либеральной Свободной демократической партии неоднократно ставили вопрос о приватизации компании, давно шагнувшей за пределы федерального уровня. Однако ни одна из партий, рассчитывавших на получение голосов массы избирателей, не рискнула согласиться с необходимостью приватизации Франкфуртской ярмарки. В том числе потому, что чиновникам совершенно не хотелось выпускать из рук такую мощную компанию, как Messe Frankfurt. В итоге в руках местных властей немецких регионов находятся как мощнейшие компании вроде Deutsche Messe или Messe Frankfurt, так и мелкие убыточные ярмарки, продолжающие существовать за счет региональных субсидий.

Сегодняшнее положение на рынке немецких ярмарок можно охарактеризовать как стабильное, но без возможности совершения качественного скачка. Хотя немцы и остаются безоговорочными мировыми лидерами, они переживают серьезные экономические проблемы, которые могут резко обостриться, если на мировом рынке появятся молодые динамичные конкуренты из новых экономически привлекательных регионов. Серьезными конкурентами немецким могут стать в первую очередь азиатские площадки. Именно азиатские компании и клиенты могут переориентироваться на растущие выставочные площади в Китае, туда же вполне могут потянуться и немецкие компании, все более заинтересованные в присутствии на китайском рынке. Балансирование немецких ярмарок на грани рентабельности делает их весьма уязвимыми к оттоку клиентов — в первую очередь потому, что они уже не смогут повысить привлекательность снижением цен. Не стоит сомневаться в том, что в ближайшие годы Германия сохранит за собой ведущие ярмарки: международный автомобильный салон, книжную ярмарку и другие лидирующие выставки. Однако многие экспозиции второго и третьего эшелонов могут покинуть страну или потерять международный статус. Такой отток клиентов ударит в первую очередь по мелким игрокам и, возможно, заставит немецкие местные власти начать наконец процесс приватизации компаний, способный дать развитию отрасли новый толчок.

Новости партнеров

    Реклама