Гавань незатонувших кораблей

«Байкальская гавань» — такое название на совещании с участием руководства РосОЭЗ в мае получила особая экономическая зона туристско-рекреационного типа у правого берега Байкала в Республике Бурятия

На другом берегу великого озера, в соседней Иркутской области, аналогичная территория будет называться «Ворота Байкала». Зоны в Иркутской области и Бурятии свяжут водным сообщением, для чего на западном и восточном берегах возведут портовые сооружения.

Отбоя не будет

Идея создания особой экономической зоны (ОЭЗ) круглогодичного действия в Иркутской области и Республике Бурятия одобрена Правительством РФ в октябре 2006 года. Расходы на создание инфраструктуры — транспортной и инженерной — возьмет на себя государство, объектов туризма и рекреации — частный бизнес (предполагается участие и иностранных инвесторов). В связи с этим Федеральное агентство по управлению экономическими зонами официально представило туроператорам и потенциальным инвесторам концепции обеих байкальских туристско-рекреационных зон, а еще раньше власти республики приступили к мониторингу возможных инвесторов-резидентов бурятской зоны.

В отличие от иркутской она разместится не на одной территории (в Большом Голоустном), а сразу на пяти участках: Турка, Пески, Гора Бычья, Бухта Безымянная и Гремячинск.

На строительство внутренней инфраструктуры, возведение которой начнется уже в следующем году, по оценкам РосОЭЗ, потребуется не менее 3,5 млрд рублей. Эти средства будут выделены из федерального бюджета. Всего на развитие ОЭЗ из федерального бюджета запланировано 10,2 млрд рублей, из республиканского — 3 млрд, местного бюджета — 94 млн рублей. Привлечение частного капитала предполагается в объеме 38 млрд рублей. И хотя по плану зоны должны начать функционировать в полную силу, очевидно, что с концепцией разработчики несколько запоздали, а с озвучиванием сроков поспешили: построить транспортную и инженерную инфраструктуру, возвести туристические объекты, гостиничную инфраструктуру, ввести в эксплуатацию и «раскрутить» место за два–три года будет невероятно сложно. Заместитель председателя правительства Республики Бурятия по экономическому развитию Александр Чепик настроен оптимистично.

«Ничего страшного, главное — интерес, — говорит он. — Люди летают за две–три тысячи километров, и все хотят что-то посмотреть. Турцией все объелись, неинтересно. Достаточно проанализировать внутренний туризм: сколько сейчас людей едут отдыхать, просто посмотреть Россию? Мы свою страну не знаем вообще, а здесь тысяча мест, которые гораздо интереснее. Что там делать, в Турции — с неродным языком, странной пищей и всем прочим? У нас будет лучше, мы к этому придем».

Он искренне убежден: за то, чтобы побывать в Бурятии и на Байкале, туристы будут готовы выложить намного большую сумму.

 Туризм круглый год

«Байкальская гавань» разместится в Прибайкальском районе на территории в 3,2 тыс. га. Внимание будет акцентировано на спортивном оздоровительном туризме, однако зона будет включать большой спектр услуг и возможностей для отдыхающих.

«Когда мы отрабатывали проект туристической зоны, не сосредоточивались лишь на летнем периоде, — комментирует исполняющий обязанности министра экономики Республики Бурятия Татьяна Думнова. — Действительно, наш климат не позволяет конкурировать с Сочи или южными курортами. Мы делали ставку на круглогодичное развитие туризма — сегодня для этих целей определено несколько конкретных территорий. Мы рассматриваем применение минеральных источников, лечебных грязей — лечебный туризм. В список включен и экстремальный туризм. Кроме того, обратим внимание на религиозный, так как, по данным Иволгинского дацана — центра буддизма России, только с целью паломничества Бурятию ежегодно посещают 500 тысяч человек».

Первоочередными для создания ОЭЗ являются участки Турка и Пески, где уже закончена детальная планировка. Татьяна Думнова сообщила, что в Турке будет портовая зона и зона для размещения объектов туризма. По подсчетам властей, два этих участка смогут принимать едино­временно до 700 человек, или 30 тыс. туристов в год.

В Турке разместятся четырехзвездочные отели, рыбацкая деревня, порт для захода круизных лайнеров и яхт. В Песках построят парк развлечений, юртовый поселок, караванинг. В Бухте Безымянной разработчики концепции предлагают возвести гостиницы, в Гремячинске — молодежный лагерь, на Горе Бычьей — горнолыжный комплекс.

«Участок Пески буквально в пяти кило­метрах от первого — между ними будет пешеходная дорожка. Для второго участка тоже подготовлено архитектурное решение, и мы сегодня заключаем дополнительное соглашение по всем объектам, которые будут составлять начинку этих частей зоны», — говорит Татьяна Думнова.

Особенностями выбранной территории в целом является наличие всех необходимых туристско-рекреационных и бальнеологических ресурсов: горы с вершинами до 1 771 м, вертикальным перепадом до 1 271 м, подходящими для строительства горнолыжных трасс склонами, теплое озеро Котокельское, ландшафтное разнообразие, горные реки, удобные для сплава и рыбалки, минеральные источники и лечебные грязи, флора и фауна, близость инженерной и транспортной инфраструктуры.

К 2027 году проектом в целом предусмотрено привлечение частных капиталовложений в объеме 38 млрд рублей, организация не менее 22 тыс. мест для размещения туристов, создание не менее 34 тыс. рабочих мест, включая смежные направления.

Портовая ОЭЗ

Власти Бурятии продвигают проект туристско-рекреационной ОЭЗ с начала 2007 года. А в 2008 году правительство начало развивать смежный проект — портовую ОЭЗ на базе международного аэропорта Байкал (бывший Мухино). Как отметила Татьяна Думнова, осуществление данного проекта позволит создать до 4 тыс. рабочих мест, предполагается привлечь 17–20 млрд рублей инвестиций.

Инициаторы считают, что портовый комплекс необходим не только в свете  планируемого 10-кратного увеличения потока туристов — а для этого необходимы «увязки с Японией, Кореей, Китаем». Порт должен обеспечить и грузовой поток. Как отметила министр, «мы находимся на стыке. Как транспортный коридор — в страны Северо-Восточной Азии, на Дальний Восток, как грузовой терминал в Монголию, Китай. Поэтому и делаем ставку на международное сообщение». В регионе считают эту задачу действительно амбициозной.

К началу июня после двух лет согласований намечен приезд большой делегации из Японии для решения транспортных вопросов и возможности развития «большого туризма».

«Мы, конечно, надеемся на победу в части создания портовой зоны. Но даже если не удастся победить в этом российском конкурсе, решать вопрос о развитии аэропортовой зоны мы все равно будем. Самое главное — создание в ней пере­рабатывающих производств, чтобы сразу можно было доставлять грузы самолетом и перевозить железной дорогой или автотранспортом по федеральной автодороге», — отмечает Татьяна Думнова.

Власти Бурятии предполагают, что портовая ОЭЗ будет представлять собой современный аэропортовый комплекс в составе грузового хаба и аэровокзала. Значимым для ее функционирования станет то, что она может использовать преимущество своего расположения — на пути из Европы в Азию, а также тот факт, что по климатическим условиям способна принимать рейсы около 330 дней в году.

По планам Правительства РФ, в портовых ОЭЗ будет действовать режим свободной таможенной зоны: резиденты не будут оплачивать налог на добавленную стоимость и акцизы. Кроме этого, законопроектом предусмотрены льготы для резидентов по земельному налогу и налогу на недвижимость.

Заявка на создание в Бурятии портовой ОЭЗ сейчас находится на рассмотрении конкурсной комиссии Минэкономразвития РФ. «Время показало, что создание ОЭЗ для региона стало полюсом притяжения инвестиций. На нас обратили внимание. Казалось, что имея в свое время депрессивную экономику, мы не сможем сами встать на ноги. За последние годы мы впервые получили 4 миллиарда рублей на ремонт дорог. Идет реконструкция объектов социальной и городской инфраструктуры, формируется понимание того, что если турист приезжает в регион, территория должна иметь приятный облик, а не портить впечатление, — резюмирует Татьяна Думнова. — Плюс, благоустраивая участки туристические, будем развивать экономику в целом, смежные области. Надеемся, что как только завершится подготовка рабочей документации, начнется привлечение конкретных инвесторов на конкретные земельные участки под строительство. Сегодня мы видели два архитектурно-планировоч­ных решения, и это дает нам основание надеяться, что работа пойдет. Тем более что она находится под непосредственном патронатом президента Бурятии».

Что такое «Байкальская гавань»?

Предлагаемая туристическая зона — зона макротуризма в Бурятии — расположена на восточном побережье озера Байкал и в перспективе охватывает восемь участков общей площадью 700 кв. км.

Участками первой очереди освоения определены Турка и Пески, затем освоение получат три участка: Гремячинск, Гора Бычья и Бухта Безымянная. Перспективными для развития ОЭЗ являются бухта Полковая (озеро Котокельское), Горячинск, остров Лиственничный — мыс Безымянный.

Развитие участка Турка связано с рыбацким поселком Турка, развитием причала и курорта. Здесь расположатся гавань на 150 причальных мест с понтонами, яхт-клуб, мастерская по ремонту лодок. Построенный порт можно будет использовать не только для туризма, но и для нужд экономики прилегающих районов.

Курорт включит в себя отель на 100 номеров (4*), 100 гостевых домиков, построенных в традиционном местном стиле. Предусмотрены участки для парковки автомобилей и автобусов на 175 мест.

В SPA-центре будут предложены разнообразные услуги: травяные процедуры и гидротерапия, ароматерапия, массаж, сауны и фитнес.

Спортивно-рекреационный центр включает внутренние и наружные спортивные сооружения: многофункциональный спортзал для игры в волейбол, гандбол, баскетбол, зал для игры в настольный теннис, зал для спорта на льду, четыре наружных крытых корта, велосипедные и пешеходные дорожки.

В Песках будет создана туристическая деревня Юрты — 150 переносных палаток типа «юрта» для размещения туристов. Среди юрт будет находиться ресторан «Юрта» и бар, в меню которого традиционные бурятские блюда и напитки. Напротив ресторана и бара разместится концертная площадка.

Здесь также расположатся Парк приключений («Адреналин-Парк») для активных видов отдыха и канатная дорога.

На участке Гремячинск планируется разместить туристический комплекс для семейного отдыха, который будет включать две гостиницы уровня 3* и 4* — на 50 и 100 номеров. Также в комплекс войдут бар, ресторан, зона с сауной и оздоровительным центром.

Участок Гора Бычья будет позиционироваться как горный курорт для любого времени года с необходимой инфраструктурой, включающей четырехзвездочный отель на 200 номеров, деревню-шале в долине (200 домиков).

В Бухте Безымянной разместится курорт элитного отдыха с гостиницой-люкс уровня 5* на 200 номеров.