Пусть растут

2 июня 2008, 00:00
  Сибирь

Новосибирское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) прекратило дело в отношении владельцев АЗС, обвинявшихся в ценовом сговоре. Его обнаружить не удалось, зато цены на топливо в ближайшее время вновь возрастут.

Дело о ценовом сговоре было возбуждено УФАС против трех крупных игроков на розничном рынке ГСМ — ООО «Беркут», ОАО «Нефтебаза «Красный яр» и ОАО «Новосибирск­нефтепродукт ВНК». Повод для этого, по словам заместителя руководителя областного УФАС Александра Ельчанинова, — практически одновременное повышение цены на ГСМ на 1 рубль на заправках трех компаний в апреле текущего года. Тогда литр популярного АИ-92 стал стоить 21,5 рубля. В ответ на инициативу УФАС генеральный директор ООО «Беркут» Михаил Сенчук сообщил прессе, что подорожание бензина связано с новой оптовой ценой ГСМ.

Видимо, именно это и убедило комиссию УФАС, которая ценового сговора между компаниями почему-то так и не усмотрела. Впрочем, такой исход дела в Новосибирске не в новинку. Территориальное УФАС уже неоднократно возбуждало подобные дела, которые заканчивались ничем. Это становилось поводом не только для возмущения автовладельцев, но и обращений с претензиями к самой службе в вышестоящие инстанции.

В конце прошлого года Новосибирское отделение ассоциации автовладельцев «Свобода выбора» подало жалобу в ФАС РФ на действия регионального управления. По словам координатора ассоциации Владимира Кириллова, ответа из Москвы так и не последовало.

Вялотекущая борьба анти­монопольного ведомства с розничными продавцами идет во всех регионах Сибири. В Иркутске в поле зрения комиссии УФАС попала «Роснефть», проводившая тендеры по продаже ГСМ с нарушениями. В Томске — пожалуй, единственный случай за последние годы — ФАС в середине мая наказала одного из игроков рынка — «Газпромнефть-Кузбасс». Дело в отношении этого предприятия и ОАО «Томскнефтепродукт ВНК» возбуждено еще в марте текущего года по факту неоднократного, необоснованного и одновременного повышения цен в течение прошлого года. При этом открыло его не территориальное подразделение ФАС, а головное ведомство. Видимо, сыграл роль тот факт, что местное управление уже не раз пыталось привлечь монополистов к ответственности. Но нарушителей «прощали». Теперь компаниям, работающим в Томской области, пришлось отвечать по закону.  «Газпромнефть-Кузбасс» должна выплатить оборотный штраф в размере 25,25 млн рублей. Постановление о применении этой же санкции в отношении «Томскнефтепродукт ВНК» отложено в связи с запросом дополнительной информации.

Кстати, то, что решение принималось именно федеральной структурой ФАС, неслучайно. Видимо, территориальные органы, лишь иногда пугая возбуждаемыми делами розницу, не спешат вступать в конфликт с источником ценового роста — производителями. Их в Сибири трое — Омский НПЗ, который принадлежит «Газпром нефти», Ачинский НПЗ и Ангарская НХК (ими владеет «Роснефть»). То есть фактически оптовую цену на топливо устанавливает государство, а розничная стоимость — лишь следствие государственной ценовой политики. При этом ни один из аналитиков и чиновников так до конца и не может объяснить, почему в России дорожает бензин.

Очередное решение УФАС, естественно, станет поводом для выступления общественных организаций. Но ни протесты, ни пикеты результата не дадут. Более того, игроки розничного рынка в очередной раз убедились, что у них развязаны руки: найти крайнего — производителя — они смогут всегда. И аргумент «повышение оптовых цен» вновь снимет с них все обвинения. Подтверждение  тому — очередная смена ценников на заправках, произошедшая буквально спустя два дня после решения ФАС: цены на новосибирских АЗС поднялись — на 50 копеек за литр топлива. И это еще не предел. Во время знаменательного заседания Новосибирского УФАС представители одной из компаний, избежавшей наказания, предоставили данные о проводимом компаниями «Газпром нефть», «Роснефть» и Уфимский НПЗ тендере. Согласно расценкам, отпускные цены на нефтепродукты, в частности, на дизельное топливо, с 1 июня поднимутся на 15%. На АЗС цена автоматически может подпрыгнуть на 5 рублей. Остальные марки ГСМ на сегодняшнем уровне тоже долго не удержатся.