Где пьют — там и строят

В Новосибирске компания «Балтика» запустила в эксплуатацию пивоваренный завод. Игрок планирует укрепить позиции на пивном рынке Сибири и не дать уйти в отрыв своим главным конкурентам

Завод возведен в рекордно короткие сроки на месте, где с 2003 года действует терминал «Балтики». Мощности предприятия — 4,5 млн гекто­литров в год — составляют 12,5% объема продаж всех десяти заводов компании в России. Как сообщил вице-президент по операционной деятельности ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Александр Дедегкаев, основная проблема при строительстве — именно соблюдение сроков. «Так получилось, что потребность компании в скорости совпала с планами Новосибирской области, заинтересованной в быстром возведении актива. Сроки — самое критичное. Отсюда нагрузки на персонал, на подрядчиков — зарубежных, российских, — подчеркнул Дедегкаев. — Если брать опыт западных стран, то на реализацию таких проектов там уходит минимум 2–2,5 года. В Новосибирске — 1,5 года с момента принятия решения».

Отвечая на вопрос, почему предприятие было возведено с нуля, Александр Дедегкаев отметил, что если бы в Новосибирске стояла задача открыть небольшой завод мощностью 1 млн гектолитров в год, то тогда речь шла бы о покупке какого-то строящегося или заброшенного здания. «Проводили бы модернизацию и дооснащение. 4,5 миллиона гектолитров — проект очень большой. И не только по европейским, но и по российским меркам. Учитывая расположение региона, самым оптимальным вариантом для нас оказался именно проект строительства с нуля».

Видимо, рынок за Уралом для компании действительно привлекателен: в перво­начальные планы «Балтики» входило возведение завода мощностью 2 млн гекто­литров, а инвестиции оценивались в 65 млн евро. Но уже в апреле 2007 года компания объявила об увеличении проектной мощности более чем вдвое (соответственно, и инвестиций). «Регион нам интересен с точки зрения продаж, есть и возможность для роста. Среднедушевое потребление позволит загрузить мощности полностью, а новосибирский завод станет ключевым с точки зрения покрытия не только сибирского, но и российского рынка», — отметил Дедегкаев.

Новосибирский завод рассчитан на выпуск 15 сортов пива как под уже известными брендами — «Балтика», «Невское», «Арсенальное», «Ярпиво», Carlsberg, Tuborg, Fosters, Kronenbourg 1664, так и под региональными. «Запуск локального бренда рассматривался изначально, — отметил Александр Дедегкаев. — Пиво всегда пользуется спросом там, где варится».

Называться новый бренд будет «Сибирский бочонок». Запуском предприятия и новым брендом «Балтика» планирует упрочить свои позиции на пивном рынке Сибири.

Как отмечают аналитики, с ростом уровня жизни населения потребление пива в СФО увеличивается. «Здесь сегодня сосредоточен и реализуется потенциал развития. В Сибири темпы роста — 10–12 процентов — выше, чем по России. Однако потребление пива на душу населения пока ниже среднероссийского — 45–50 литров против 57–60 литров соответственно, — отметил аналитик ИК «Финам» Юрий Зайцев. — В Сибирь давно пришли и закрепились крупнейшие пивовары — Sun InBev, Efes, Heineken, и «Балтике» необходимо активно осваивать перспективный рынок. Ввод завода не выведет компанию в лидеры, но укрепит ее позиции: сибирский рынок можно назвать устоявшимся, игроки прочно занимают свои ниши, и задача сегодня — постепенно наращивать производство, не отставая от конкурентов».

Скорее всего, доли основных компаний в Сибири пока останутся примерно равными. «В перспективе проект может увеличить прибыль компании на 5 процентов, однако многое будет зависеть от того, станет ли завод наращивать мощности», — сказал Юрий Зайцев.

Если для крупных игроков пивного рынка открытие нового завода «Балтики» — не повод для особого беспокойства, то региональным пивоварам есть о чем задуматься. Снижение себестоимости продукции крупной компании, активная и даже агрессивная политика в соседних регионах — а она наверняка будет и при поддержке на федеральном уровне — заставит региональные компании пересмотреть стратегические планы. Подобное уже происходило в прошлом году в Алтайском крае на Барнаульском пивоваренном заводе. Осенью 2007 года на предприятии полностью сменилась команда управленцев. Поводом для конфликта стала именно перспектива ввода в строй новых мощностей «Балтики», и акционеры предприятия просто не сошлись в стратегических планах противостояния будущей экспансии федерального игрока.

В самой «Балтике» о планах строительства новых мощностей пока не говорят. «Стратегия компании — строить там, где будут больше пить. Все будет зависеть от того, сколько потребляет регион и идет ли развитие. Как только мы увидим взрывной рост, который покажет, что регион перспективный, там и будем строить, туда и направим инвестиции, — отметил Александр Дедегкаев. — Пока наших новых мощностей достаточно для покрытия рынка в сибирском регионе накануне нового пивного сезона».