А самолетом можно долететь

Русский бизнес
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Сибирь» №24 (212)
В Республике Саха (Якутия) реализуется пилотный проект «Аэропорты Севера», призванный обеспечить нормальную деятельность местной авиатранспортной инфраструктуры

Развал народного хозяйства в 1990-е не мог не сказаться и на отрасли воздушного транспорта. В борьбе за место под солнцем авиация страны пережила несколько реорганизаций. В результате «небо», то есть авиакомпании, отделившись от «земли» (аэропортов), ушли в свободный полет и начали работать как самостоятельные предприятия. Аэропорты же, практически лишившись государственной поддержки, стали стремительно хиреть. Но специфика региона такова, что без их сохранения в улусных центрах невозможна нормальная жизнедеятельность на огромной территории Якутии.

Выйти из кризиса

В декабре 2003 года, в кризисный для аэропортового хозяйства период, руководство республики приняло решение о создании государственного унитарного предприятия «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)», главное предназначение которого — организация вертикально интегрированной структуры управления аэропортовым комплексом. Перед новым предприятием были поставлены задачи по финансовому оздоровлению аэропортов, проведению единой финансово-кредитной политики, оптимизации численности персонала в соответствии с объемами выполняемых работ, а также организационное и технологическое обеспечение производства и деятельности аэропортов и структурных подразделений в рамках сертификационных требований.

В состав дирекции поэтапно вошли 23 аэропорта республики, что в свою очередь позволило проводить консолидированную политику по вопросам снабжения, вывести из кризисного состояния аэропорты с малой интенсивностью полетов, расположенных, как правило, в арктической зоне, а также систематизировать расчеты с потребителями авиационных услуг.

В рамках реализации Государственной целевой программы «Развитие воздушного транспорта РС(Я)» проведена колоссальная работа по приведению аэропортовых хозяйств к требованиям Федеральных авиационных правил. На местах появились новая техника, оборудование, что, безусловно, положительно сказывается на техническом состоянии аэропортов. Заменено светосигнальное оборудования, приобретено и установлено новое досмотровое оборудование, поэтапно ведется обновление спецавтотехники.

В аэропортах Черский и Олекминск проведена реконструкция взлетно-посадочных полос. В Сунтаре и Моме введены в эксплуатацию новые служебные здания. Капитальный и текущий ремонты проведены в десяти аэропортах.

Ничего подобного в Российской Федерации ни в одном регионе не проводилось. Новая структура полностью оправдала свое предназначение и получила дальнейшее развитие. Распоряжением Правительства Российской Федерации 2 ноября 2007 года Дирекция аэропортов РС(Я) переименована в Федеральное казенное предприятие (ФКП) «Аэропорты Севера».

 По сути, это один из итогов визита в Якутию в январе 2006 года Президента Российской Федерации, сейчас председателя Правительства России Владимира Путина. Его поручение о передаче имущества ГУП «Дирекция аэропортов РС(Я)» в федеральную собственность и создание на его базе ФКП «Аэропорты Севера», осуществляющего и обеспечивающего деятельность социально значимых аэропортов Республики Саха (Якутия), выполнено.

По итогам 2007 года основная доля (81%) приходится на пассажирские перевозки, удельный вес отправки грузов — 9%. Рост по последнему показателю в сравнении с 2006 годом составил более 5%.

Сложные экономические условия, низкая интенсивность полетов, необходимость продолжения технического пере­оснащения, ремонта и реконструкции наземных комплексов северных аэропортов делают их заведомо убыточными. Ситуацию осложняет необходимость увеличивать затраты на текущее содержание и ремонт основных производственных фондов, обновление спецавтотранспорта, ужесточающиеся требования надзорных органов, требующие значительных капвложений. Между тем темпы производства работ по обновлению основных производственных фондов, сертификации предприятие не снижало. Необходимо отметить, что все это проводилось в долг в связи с задержкой финансирования.

Продолжить развитие

В 2008 году в аэропортах республики появится новая спецавтотехника. Первые пожарные машины уже поступили в ФКП и распределены по филиалам предприятия, в первую очередь — в северные аэропорты.

Прошло совсем немного времени, а новые снегоуборочные машины, аэродромная техника, модульные конструкции для будущих аэровокзалов в небольших аэропортах, как, например, Саккырыр — это уже не мечта, а реальность.

По Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья» на финансирование объектов предприятия предусмотрено 900 млн рублей, в том числе на 2008 год — 100 млн. И это только начало большой работы. Планируется внести изменения в ФЦП «Модернизация транспортной системы России», включив в нее мероприятия по полной реконструкции основных производственных фондов в соответствии с имеющейся программой развития аэропортового комплекса республики. Отдельным пунктом необходимо предусмотреть оснащение объектов аэродромной структуры с малой интенсивностью полетов, расположенных в арктических районах.

Один из следующих шагов — целе­направленная работа по внесению изменений в Федеральные авиационные правила по аэропортам местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов, предусматривающих снижение требований к аэропортам федерального и регионального значения. А также расширение сферы деятельности ФКП «Аэропорты Севера» за счет аэропортов местных воздушных линий (МВЛ) других регионов России.

Прецеденты не заставили себя ждать. В ФКП обратились три региона — Амурская область, Чукотка и север Хабаровского края с просьбой о вхождении в состав предприятия «Аэропорты Севера». Чукотка, правда, просила об оказании только методической помощи: как организовать подобную структуру. В 2008 году в состав ФКП войдут также аэропорты Тикси и Жиганск.

В марте 2008 года министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что Правительством России одобрены предложения о субсидировании пассажирских авиационных перевозок для регионов, не имеющих наземного сообщения. Кстати, государственная поддержка социально значимых авиаперевозок из бюджета является мировой практикой в странах Европейского Союза, США, Австралии и Канаде.

В Якутии еще с 2002 года по поручению президента республики Вячеслава Штырова проводится субсидирование внутриулусных авиаперевозок. Введено понятие «социально значимые маршруты», которое выровняло население в правах и возможностях гарантированной Конституцией России свободы перемещения. Результат — ежегодный рост пассажиропотока.

Заинтересованное участие президента и правительства Республики Саха (Якутия) помогло ФКП «Аэропорты Севера» добиться в 2008 году выделения средств из федерального бюджета и на субсидирование аэропортовой деятельности. Принято очень важное решение о применении нулевых ставок за регулируемые Федеральной службой по тарифам аэропортовые сборы ФКП по пассажирским социально значимым авиа­перевозкам. Таким образом, с 22 апреля 2008 года тарифы на социально значимые авиаперевозки в среднем снижены на 28%. Население теперь оплачивает приблизительно 27% от экономически обоснованного тарифа (в 2007 году — 37%). Кроме того, введение нулевых ставок по аэропортовым сборам позволило увеличить количество рейсов — будет выполнено на 143 больше, чем в прошлом году.

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера»

Первое казенное предприятие в гражданской авиации Российской Федерации. Создано в ноябре 2007 года на базе ГУП «Дирекция аэропортов Республики Саха (Якутия)».

Предприятие объединяет 23 аэропорта в центральной, восточной и арктической зоне Республики Саха (Якутия). В структуре предприятия работают высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие своевременное и качественное обслуживание, надежный уровень авиационной безопасности.

ФКП осуществляет комплекс мероприятий по организации централизованного управления аэропортами, обеспечению их функционирования как единого комплекса обслуживания, а также по формированию единого финансового обслуживания аэропортов.

Новости партнеров

Реклама