В режиме международной кооперации

Развитие Дальнего Востока России во многом определяется внешнеторговым сотрудничеством со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. И здесь очень важно правильно расставлять приоритеты

Российский Дальний Восток относится к числу территорий, экономическое развитие которых во многом зависит от степени вовлеченности в международное разделение труда. Основной формой внешнеэкономических связей региона всегда являлась внешняя торговля, масштабы которой в основном определялись экспортом.

На современном этапе ее развитие в ДФО характеризуется устойчивой положительной динамикой. Высокая концентрация дальневосточного экспорта на ограниченной номенклатуре товаров позволяла позитивно реагировать на изменения ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков, а рост внутри­регионального платежеспособного спроса, реальных доходов населения и инвестиционной активности обусловили увеличение физических и стоимостных объемов импортируемой продукции. В итоге в 2007 году внешнеторговый оборот ДФО достиг максимального значения — 21,3 млрд долларов. Приведенные показатели объемов и структуры внешней торговли Дальнего Востока России основаны на данных ДВТУ ФТС РФ, с включением данных о легальном экспорте рыбопродукции за пределами таможенной границы России, об экспортных поставках продукции алмазного комплекса Республики Саха (Якутия) и драгоценных металлов.

Неизменно существенной в последние годы остается роль экспорта в объеме промышленного производства и импорта в обеспечении регионального конечного и промежуточного спроса. В 2002–2007 годах доля импорта товаров потребительского спроса в розничном товарообороте региона находилась на уровне 40–45%. Не менее значима роль импорта в материально-техническом обеспечении предприятий Дальнего Востока: капиталовложения на приобретение зарубежного оборудования в 2005–2007 годах составляли свыше 25% общего объема инвестиций в основной капитал региона.

Чем торгуем

 В современной структуре дальневосточного экспорта из числа наиболее крупных товарных позиций выделяется продукция топливно-энергетического комплекса (сахалинская нефть сырая, якутский уголь, нефтепродукты). Удельный вес этой продукции в товарной структуре экспорта региона в 2007 году составляет 56,6%. Существенный рост стоимостных объемов экспорта продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обусловлен высоким уровнем мировых цен на нефть сырую, а также постоянно растущим внешним спросом на нефтепродукты.

Стабильный спрос внешнего рынка на продукцию алмазного комплекса Республики Саха (Якутия) обеспечивает высокий удельный вес этой продукции в товарной структуре дальневосточного экспорта (13,8%).

Важной статьей регионального экспорта также является продукция лесной отрасли (11,4%). В структуре дальневосточного лесного экспорта 91,7% занимает деловая древесина, в то время как доля продукции деревообрабатывающей промышленности крайне незначительна.

 Наряду с продукцией лесопромышленного комплекса большую часть в экспорте региона занимает продукция рыбной отрасли (9,9%). В товарной структуре преобладает рыба свежемороженая (63,8%) и морепродукты (свыше 17%).

Таким образом, в настоящее время на долю всего лишь четырех товарных групп (продукция ТЭК, драгоценные камни, лесотовары и рыбопродукция) приходится порядка 90% экспорта Дальнего Востока. При этом традиционно продолжает доминировать продукция природно-ресурсного сектора экономики региона (в 2007 году совокупный объем сырьевых ресурсов в общем объеме регионального экспорта составил около 80%).

В отличие от экспорта, в структуре импорта региона преобладает продукция с высокой долей добавленной стоимости. Так, в 2007 году на долю машинотехнической продукции инвестиционного назначения приходилось 26,4%, транспортных средств — 26,3%, в том числе легковых автомобилей — 15,1%, товаров потребительского спроса — 26,2%.

В данном случае фактор высокой обеспеченности Дальнего Востока России основными видами природно-сырьевых ресурсов играет в процессе взаимодействия региона с внешним рынком двоякую роль. С одной стороны, наличие богатого природно-ресурсного потенциала является конкурентным преимуществом. С другой — выступает определенным ограничителем более широкого участия во внешнеторговом сотрудничестве, пред­определяя внешнеторговую специализацию российского Дальнего Востока. Таким образом, за регионом закрепляется роль поставщика сырья и потребителя продукции с высокой долей добавленной стоимости, что в результате ведет к смещению пропорций его внешнеэкономического обмена.

Основные партнеры

Внешняя торговля Дальнего Востока России, в отличие от остальной части страны, в наибольшей степени ориентирована на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Основными партнерами традиционно являются страны Северо-Восточной Азии (СВА) — Япония, Китай, Республика Корея, доля которых во внешне­торговом обороте ДФО в настоящее время составляет свыше 75%, что в 2,5 раза превышает аналогичный показатель для Сибирского федерального округа и почти в 7 раз — для России в целом.

Высокую степень предпочтений внешнеторговых связей Дальнего Востока России в отношении стран СВА подтверждает сравнительная оценка географической направленности внешней торговли с учетом относительной интенсивности товарных потоков (на основе коэффициентов относительных предпочтений).

Столь ярко выраженная географическая ориентация торговых потоков Дальнего Востока России обусловлена, с одной стороны, емкими и расширяющимися рынками сопредельных стран СВА, структурно открытыми экономическому (прежде всего ресурсному, транспортно-транзитному, инвестиционному) потенциалу региона. С другой — преимуществами и выгодами экономико-географического положения, наличием на Дальнем Востоке эффективных с точки зрения конкурентоспособности природных ресурсов (энергетических, лесных, рыбных, минерально-сырьевых).

Наиболее высокая степень ориентации на рынок стран СВА характерна для лесного экспорта российского Дальнего Востока (99,4%). Важно отметить, что в последние годы большая часть экспортных потоков этой отрасли переориентировалась на китайский рынок. Если в 90-е годы прошлого столетия основным потребителем лесопродукции являлась Япония (более 80% экспорта), то к настоящему времени в структуре лесного экспорта региона резко возросла доля КНР (более 68%).

Экспортные потоки дальневосточной продукции ТЭК также концентрируются в регионе СВА (95,6%). Крупнейшие импортеры сахалинской нефти — Республика Корея (52,4%) и Япония (44,1%), якутского угля — Япония (60,5%) и Республика Корея (22,8%), нефтепродуктов — Китай (51,1%) и Япония (25,3%).

Географическая структура экспортных поставок дальневосточной рыбопродукции наиболее диверсифицирована. Наряду с Кореей, Японией и Китаем, на долю которых приходится более 87% регионального экспорта, рыба и морепродукты поставляются в США, страны СНГ, Западной и Восточной Европы.

В настоящее время основной экспортный потенциал региона сконцентрирован в Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Приморском краях. Главные рынки сбыта ввозимых из зарубежных стран товаров формируют Приморский край, Сахалинская область и Хабаровский край, совокупная доля которых в дальневосточном импорте составляет 91,5% .

Столь высокая дифференциация дальне­восточных субъектов РФ по степени их вовлеченности во внешнеторговое сотрудничество в рамках ДФО обусловлена уровнем экономического развития, структурой хозяйства, наличием эффективных природных ресурсов и географическим положением.

Важнейшей предпосылкой для развития внешнеторгового сотрудничества Приморского края, который относится к числу крупнейших по экономическому потенциалу регионов Дальнего Востока, является наличие относительно диверсифицированной структуры промышленного производства и развитой транспортно-транзитной инфраструктуры.

На современном этапе за Приморским краем в силу того, что он является основным полигоном транзита импорта, закрепились позиции одного из главных дальневосточных импортеров. На долю Приморского края приходится свыше 90% дальневосточного импорта легковых автомобилей, около 86,5% пищевкусовых товаров, 57,3% — промышленных товаров народного потребления и 67,1% — химической продукции.

Стабильная основа взаимовыгодного внешнеторгового сотрудничества Сахалинской области обеспечивается главным образом природными ресурсами (прежде всего углеводородными). Происходящие в последние годы изменения в динамике и товарной структуре внешней торговли Сахалинской области связаны прежде всего с реализацией проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). В настоящее время Сахалинская область полностью обеспечивает экспорт дальневосточной сырой нефти. Свыше 50% импорта продукции инвестиционного назначения ДФО концентрируется в Сахалинской области, что в основном связано с материально-техническим обеспечением в рамках освоения нефтегазовых месторождений на шельфе острова Сахалин.

Среди дальневосточных субъектов РФ Хабаровский край имеет наиболее диверсифицированную и сбалансированную с точки зрения соотношения добывающих и обрабатывающих отраслей структуру хозяйства. К числу важнейших ее элементов относятся лесной, рыбный, топливно-энергетический и машиностроительный комплексы. Экономический потенциал региона и сложившаяся структура хозяйства в значительной степени предопределяют масштабы и специфику его внешнеторговых обменов. На территории Хабаровского края формируется более 80% объемов дальневосточного экспорта нефтепродуктов, свыше 60% экспорта лесопродукции, 55% экспорта черных металлов и изделий из них.

Монопродуктовая специализация Камчатского края во многом предопределяет возможности его участия во внешнеэкономических связях. Ведущей отраслью промышленности является рыбная, которая обеспечивает порядка 70% промышленного производства. Экспортные потоки области сконцентрированы на узкой группе рыбных ресурсов. В настоящее время Камчатский край обеспечивает 33,7% дальневосточного экспорта рыбопродукции.

Развитие экспортного сектора Республики Саха (Якутия) связано прежде всего с разработкой алмазоносных месторождений и эксплуа­тацией угольных. В настоящее время экспортные поставки продукции алмазного комплекса составляют 12,5% дальневосточного экспорта, а якутский уголь обеспечивает свыше 90% регионального экспорта данного вида топлива.

Через территорию Амурской области и Еврейской автономной области (ЕАО) проходит российско-китайская граница с расположенными вдоль нее пропускными пунктами, открытыми для между­народного грузового и пассажирского сообщения. Это предопределило географическую направленность внешней торговли, замкнутую на китайский рынок. Относительно слабый экономический потенциал этих территорий ограничивает как конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями их отраслей специализации, так и возможности активного развития внешнеторгового сотрудничества. В настоящее время на долю Амурской области и ЕАО приходится лишь 2,5% внешнеторгового оборота ДФО.

Экономика Магаданской области и Чукотского АО тесно связана с внутренним рынком страны. Вывоз продукции цветной металлургии Магаданской области составляет 56,6% общего объема экспорта территории. Относительно незначительные объемы экспорта Магаданской области и Чукотского АО традиционно представлены поставками рыбных ресурсов (32,5% и 28,6% соответственно).

Таким образом, участие дальневосточных субъектов РФ в международном разделении труда основано на использовании абсолютных и сравнительных преимуществ, наличие которых существенно моделирует направленность и структуру внешнеэкономических взаимодействий.

Стратегические ориентиры

Долговременные перспективы экономического развития Дальнего Востока России в значительной степени будут определяться динамикой и масштабами внешне­экономических взаимодействий региона. В структурном отношении возможности международной кооперации для Дальнего Востока обусловлены, с одной стороны, емкими и расширяющимися рынками сопредельных стран АТР, обладающих потенциалом и условиями интенсификации региональной экономической кооперации. С другой — богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом Дальнего Востока, доходы от эксплуатации которого могут и должны эффективно использоваться для модернизации региональной экономики, решения социальных проблем.

Реальность получения выгод от участия в международном разделении труда будет зависеть от долгосрочной стратегии сотрудничества России со странами АТР и проводимой государством политики в отношении Дальнего Востока, которую следует тесно увязывать с задачами регионального экономического развития.

Основным принципом экспортной политики должно являться всемерное содействие росту объемов экспорта, способного в перспективе стать мощным источником финансирования регионального развития. При этом экспортная политика должна инициировать прогрессивные сдвиги в структуре промышленного производства региона. Реализация принципов экспортно ориентированной политики должна осуществляться с использованием адекватных методов, направленных на формирование механизмов по аккумулированию доходов от внешне­экономической деятельности для развития экспортного потенциала региона, создание финансовых структур с участием иностранного капитала для обслуживания внешнеэкономических связей и кредитования перспективных проектов между­народного сотрудничества.

Основная задача импортной политики должна заключаться в рационализации структуры импорта за счет увеличения в ней доли инвестиционных товаров, а также новых для региона технологий, необходимых для модернизации существующих и создания новых, в том числе экспортных, производств.

Важной стратегической задачей, позволяющей эффективно реализовать программы долговременного экономического развития Дальнего Востока, является создание комфортных условий для привлечения в регион иностранного капитала. Приоритет нужно отдавать прямым иностранным инвестициям, поскольку они способствуют привлечению новых технологий и методов управления, созданию рабочих мест, росту объемов производства и экспорта, интеграции в международное экономическое пространство. Для притока зарубежного капитала в экономику Дальнего Востока необходимо формирование в регионе инвестиционного климата, не менее привлекательного, чем в сопредельных странах АТР.

Возможности органичного включения российского Дальнего Востока в процессы международной экономической ко­операции и использования преимуществ в системе международного разделения труда объективно будут связаны с присоединением России к глобальным институтам. Предстоящее вступление России в ВТО может создать предпосылки для формирования качественно новой основы развития экономических взаимодействий региона со странами АТР.

Потенциал внешнеэкономического сотрудничества может быть реализован в рамках двух ключевых сценариев. В их основе — гипотезы, предусматривающие следующие типы экономического развития региона: ресурсно-транзитный (инерционный) и инновационно-освоенческий. Данные сценарии были сформированы в ИЭИ ДВО РАН в ходе разработки Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока России до 2030 года.

Выбрать сценарий

Ресурсно-транзитный (инерционный) сценарий базируется на использовании регионом имеющихся абсолютных и сравнительных преимуществ при активном его участии в международном разделении труда в Северо-Восточной Азии и сохранении традиционной экспортной специализации, что подразумевает экстраполяцию тенденций регионального развития последнего десятилетия.

При названных посылах перспективные возможности реализации внешне­экономического потенциала в обозначенном сценарии будут определяться эффективной комбинацией следующих условий и факторов. Это экономическая динамика развития и структура спроса отдельных стран СВА, динамика политической и экономической ситуации в самой России и, соответственно, в ее дальневосточном регионе, а также условия вступления во Всемирную торговую организацию. Эти параметры должны соответствовать не только интересам страны в целом, но и отдельных ее регионов, в том числе тех, экономика которых в значительной степени зависит от развития их внешнеэкономического сотрудничества.

Пролонгация современных тенденций в экономике Дальнего Востока России и сопредельных стран, внешнеэкономического сотрудничества в рамках данного сценария может усилить зависимость региона от внешнего рынка в силу прогрессирующего закрепления монопродуктовой структуры регионального экспорта.

Позитивное влияние на масштабы внешнеэкономического сотрудничества Дальнего Востока способно оказать присоединение России к ВТО. Модификация системы таможенно-тарифного регулирования в рамках ВТО при сохранении сырьевой ориентации регионального экспорта способна привести к увеличению объемов торговли со странами СВА и усилению значения рыночного пространства субрегиона СВА для экономики Дальнего Востока. Либерализация в инвестиционной сфере может поспособствовать росту объемов привлекаемых в экономику региона иностранных инвестиций, прежде всего в крупные экспортно ориентированные и инфраструктурные проекты. Это в свою очередь придаст дополнительный импульс развитию внешней торговли.

 pic_text1

В то же время присоединение к ВТО не послужит достаточно сильным стимулом для притока прямых иностранных инвестиций в неконкурентоспособные на внешнем рынке обрабатывающие отрасли промышленности региона. И это объяснимо. Вступление в ВТО само по себе не должно решать проблему недостатка инвестиций, а с ними и притока технологий, поскольку объем прямых вложений зависит главным образом от общей политико-экономи­ческой ситуации в стране, в том числе и от четкой государственной (промышленной, денежно-кредитной и налоговой) политики.

В долгосрочной перспективе на фоне прогнозных стабильных темпов роста региональной экономики внешняя торговля и иностранные инвестиции хотя и сохранят высокие темпы роста, в то же время не смогут стать катализатором ее структурных сдвигов. Они продолжат концентрироваться в основном в сырьевых отраслях и отраслях первичного передела продукции, что не будет иметь значимого мультипликативного эффекта для экономики, а лишь обусловит еще большую консервацию ее существующей структуры.

В рамках инновационно-освоенческого сценария предусматривается преодоление инерционной модели развития экономики и внешнеэкономических связей Дальнего Востока России, поскольку оно не может быть продуктивно для растущей и нормально функционирующей экономики, нуждающейся в интенсивном использовании внешних факторов для повышения региональной конкурентоспособности.

Однако, учитывая важное значение поставок топлива и сырья как основного канала валютных доходов, целесообразно и впредь развивать в разумных пропорциях топливно-сырьевой экспорт, постепенно повышая в его составе долю продуктов более высокой степени переработки. Необходимость соблюдения баланса обусловлена тем, что в среднесрочной перспективе экспорт сырья будет оставаться более эффективным, чем экспорт продукции обрабатывающей промышленности. В долгосрочной перспективе возможное ухудшение конъюнктуры на мировых сырьевых товарных рынках и увеличение затрат на производство продукции в регионе могут обречь экспорт сырьевых ресурсов на медленный рост или даже стагнацию, а усиление моносырьевой специализации экспорта при замедлении или сокращении объемов может создать реальную угрозу экспортно ориентированной экономике Дальнего Востока.

В результате тупиковый характер сложившейся структуры регионального экспорта не оставит другого выбора, кроме как форсировать его диверсификацию, искать новые, в том числе технологические, ниши на внешнем рынке. Изменить такую ситуацию без массированных вложений в перерабатывающие отрасли невозможно. Иначе Дальний Восток России закрепит за собой роль сырьевого придатка как в рамках национальной экономики, так и вне ее.

Для выведения дальневосточной экономики на траекторию ускоренного и эффективного развития необходима диверсификация структуры регионального производства и экспорта за счет продукции научно-технической деятельности и готовых изделий, в первую очередь высокотехнологичных товаров и услуг. Достижение данной цели напрямую связано с решением проблем низкой конкурентоспособности большей части региональной обрабатывающей промышленности. Задачи ее повышения и, следовательно, эффективности экономической деятельности региона, должны найти свое решение, прежде всего в отношении продукции переработки ресурсных отраслей.

Переход на путь инновационно-освоенческого развития потребует изменения сформировавшихся в импорте пропорций в направлении как резкого увеличения закупок инвестиционного оборудования и прогрессивных технологий, так и в изменении качественного состава таких закупок.

Наряду с внешнеторговым и инвестиционным сотрудничеством большие возможности для повышения конкурентоспособности дальневосточных предприятий и продвижения их продукции на внешние рынки может создать развитие производственно-технологического сотрудничества. Оно способно ускорить переход к современным методам производства и управления, наладить выпуск продукции на уровне мировых стандартов. А также открывает возможность наращивания производства комплектующих материалов, узлов и деталей на отечественных предприятиях, что позволяет постепенно формировать комплексы взаимосвязанных производств. Участие в выполнении заказов иностранных компаний облегчает сбыт изготавливаемой продукции, в том числе на внешних рынках, за счет встраивания в международные технологические и сбытовые цепочки.

Эффективное решение задач в этой области будет во многом зависеть от правильного выбора внешнеэкономических партнеров Дальнего Востока России. Происходящие в настоящее время изменения в географии международных технологических потоков позволяют определить новые ниши для конструктивного сотрудничества в области научных разработок и прогрессивных технологий.

По пути интеграции

В качестве механизмов, позволяющих эффективно реализовать поставленные задачи, возможно выделить следующие. Первый — организация контактных производственно-кооперационных и инвестиционных зон сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон. Создание локальных зон наиболее предпочтительно в приграничных районах, способных выполнять преимущественно функции содействия внешнеэкономической деятельности соответствующих районов, развитию их экспортного потенциала, в частности на основе привлечения иностранного капитала, а также, при необходимости, иностранной рабочей силы.

Действенным инструментом стимулирования экономического роста и реальной возможностью для интеграции в экономику стран АТР может стать создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории Дальнего Востока. Перспективы создания ОЭЗ любого типа в регионе во многом зависят от концептуального пересмотра действующего российского законодательства в области регулирования ОЭЗ, создания ситуационной законодательной базы, ориентированной не на абстрактные либеральные ценности, а на конкретные проблемы конкретного региона и конкретные национальные интересы.

На территории Дальнего Востока, с точки зрения долгосрочных приоритетов «зональной» политики, наиболее целесообразно создание промышленно-производственных зон в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях (нефтехимическая промышленность); Сахалинской области и Камчатском крае (переработка рыбы и морепродуктов). Размещение туристско-рекреационных зон возможно на Камчатке, портовых зон — в Приморском и Хабаровском краях. Однако подобная аллокация не является окончательной и не означает необходимости размещения сразу нескольких типов зон на территории одного дальневосточного субъекта РФ.

Второй инструмент — активизация межрегиональных взаимодействий дальневосточных субъектов федерации с китайскими провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в контексте реализации намеченных экономических преобразований на северо-востоке КНР.

В настоящее время Китай проводит активную политику в плане структурной перестройки экономики Северо-Востока Китая (СВК), в частности, за счет модернизации старых и развития новых отраслей промышленности. Наблюдаемая позитивная динамика данного процесса в перспективе может привести к увеличению выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями СВК. Это обстоятельство способно инициировать структурные сдвиги в российско-китайской межрегиональной торговле, результатом которых может стать рост импорта из Китая продукции инвестиционного назначения и сокращение активного сальдо внешнеторгового баланса Дальнего Востока России.

И третье. Участие России и ее дальневосточных территорий в интеграционных процессах в СВА, например, в проектах, направленных на формирование компактных многосторонних полигонов и институтов сотрудничества.

Полномасштабное включение России в процессы региональной экономической интеграции в СВА во многом будет зависеть и от политических диалогов, наличия эффективных проектов многостороннего сотрудничества, настройки механизмов и режимов региональной экономической кооперации. Важным условием эффективного исполь­зования Россией своих преимуществ в системе международного разделения труда является вступление во Всемирную торговую организацию.

Для Дальнего Востока наиболее предпочтительным является вариант поэтапного встраивания в интеграционные процессы в СВА, ориентированного первоначально на интеграцию в рамках «большой тройки» (Китай, Япония, Республика Корея). Сотрудничество в рамках «большой тройки» может и должно базироваться на ресурсных и инфраструктурных возможностях региона, а также формировании на российском Дальнем Востоке особых условий хозяйствования, которые позволили бы ему эффективно адаптироваться к объединительным процессам в СВА (в частности, в рамках концепции «специальной таможенной территории», предусмотренной уставом ВТО). Однако перспективы реализации последнего во многом будут зависеть от статуса России в формирующейся интеграционной группировке и от того, каков будет потенциальный выигрыш страны от участия в экономической интеграции субрегиона.

Фото предоставлено минэкономразвития Республики Саха (Якутия)