На пути к новой экономике

Экономика и финансы
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Сибирь» №24 (212)
В ходе реализации долгосрочной стратегии развития к 2020 году Якутия увеличит валовый региональный продукт в 2,8 раза

Республика Саха (Якутия) — один из первых дальне­восточных субъектов, разработавших долгосрочный стратегический документ — Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Ее первое публичное обсуждение прошло в 2006 году на 4-й Между­народной конференции «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)», а в феврале 2007-го она была полностью одобрена Правительством РФ. Для реализации схемы утвержден пятилетний план социально-экономического развития республики на 2007–2011 годы и приняты 24 государственные целевые программы по основным направлениям развития экономики и социальной сферы.

Документ учитывает отраслевые стратегии развития ключевых направлений экономики Российской Федерации: Энергетическую стратегию РФ, Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 года, Транспортную стратегию РФ на период до 2020 года, Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2020 года, Программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Схема согласована со всеми федеральными министерствами и ведомствами, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, синхронизирована со стратегиями развития крупнейших компаний страны.

В результате ее реализации Якутия к 2020 году должна стать регионом с устойчиво развивающейся экономикой и валовым региональным продуктом (ВРП) более 1 трлн рублей. В 2020 году ВРП реально увеличится в 2,8 раза по сравнению с 2005-м. Экономический рост в свою очередь позволит повысить к 2020 году доходы населения в 3,6 раза и решить основные проблемные вопросы социальной сферы.

Экономическое развитие республики будет осуществляться в трех направлениях. Первое — стабильная работа существующих базовых отраслей, второе — создание и развитие новых производств, третье — опережающее формирование инфраструктуры.

Приоритет первый: стабилизация базовых отраслей

Решение первого из стратегических приоритетов — стабилизации работы существующих базовых отраслей экономики Якутии — будет осуществляться за счет модернизации технологии производств: перехода на подземную добычу алмазов, освоения рудных месторождений золота взамен россыпных, использования новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных залежей, углубления переработки сырья в золотосурьмяной, лесной, сельскохозяйственной отраслях, развития алмазогранильной и ювелирной промышленности.

Мероприятия носят масштабный характер, потребуют значительных капиталовложений и будут осуществляться исключительно за счет собственных и привлеченных средств предприятий. В особых случаях понадобится поддержка государства, прежде всего это касается оловодобывающей промышленности.

Приоритет второй: создание новых производств

Второй из предусмотренных схемой стратегических приоритетов — создание новых бюджетообразующих отраслей народного хозяйства Якутии.

Именно новые виды промышленности (нефтегазодобыча, газохимическое и углехимическое производство, добыча железных руд и металлургическое производство, добыча и переработка урановых руд) должны обеспечить 250% прироста валового регионального продукта республики до 2020 года. Их создание связано с реализацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов.

Нефтяная промышленность. Исходя из емкости рынка России и стран АТР, а также запасов углеводородного сырья республики, в Схеме предусмотрено, что одной из ведущих отраслей станет нефтяная промышленность. Ее развитие связано с освоением крупнейших нефтяных месторождений: Талаканского (ОАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинского (ОАО «Таас-Юрях-нефтегазодобыча») и других, с созданием нефтеперерабатывающих производств.

На территории Якутии ведется строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, которая создаст условия для освоения богатейших месторождений нефти Восточной Сибири и Западной Якутии, экспортных поставок в страны АТР. Ввод первых производственных мощностей намечен уже на 2009 год. Таким образом, если сейчас в республике добывается немногим более 300 тыс. тонн нефти исключительно для собственных потребностей, то к 2020-му объем планируется довести до 12 млн. Основные проекты уже реализуются. Эффект значителен даже сейчас: кратно ускорены темпы обустройства Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, возросли инвестиции в основной капитал, валовый региональный продукт и налоговые доходы Респуб­лики Саха (Якутия), созданы новые рабочие места, увеличился спрос на продукцию местной промышленности строительных материалов и агропромышленного комплекса.

Газовая промышленность. Планируется освоение Чаяндинского, Среднеботуобинского и других месторождений газа, строительство газоперерабатывающего и газохимического комплексов, магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток. Согласно принятой Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, магистральный газопровод от якутского центра газодобычи пройдет в едином коридоре со строящейся нефтепроводной системой.

По решению Правительства Российской Федерации базовым месторождениям газа Восточной Сибири и Дальнего Востока придан статус месторождений федерального значения для передачи в недропользование без проведения аукциона. В этом году уже принято решение о передаче Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения ОАО «Газпром». Данное решение позволит ускорить начало разработки и реализовать масштабные планы по созданию на востоке страны новых центров газодобычи.

По нашим расчетам, добыча газа в республике должна увеличиться с 1,6 млрд куб. м, которые сегодня направляются исключительно для собственных нужд, до 13 млрд куб. м в 2013 году и 25 млрд куб. м газа в 2020 году. Реализация проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечить экспортные возможности для поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трех субъектах Дальневосточного федерального округа производств по газопереработке и газохимии, образовать гелиевую промышленность на востоке страны.

Урановая промышленность. Совместно с Росатомом Якутия продвигает проект освоения запасов урана Эльконской группы — самой крупной в России. Схемой предусматривается создание в самые короткие сроки (до 2010 года) предприятия по разработке этих месторождений проектной мощностью до 5 тыс. тонн химического концентрата природного урана в год. Обогащенный уран будет направлен на выполнение экспортных программ Росатома. Месторождения переданы в пользование в 2007 году.

 В настоящее время уже начата реализация проекта строительства Эльконского горно-металлургического комбината. Проведен конкурс на разработку месторождений, создана Дирекция по строительству Эльконского горно-обогатитель­ного комбината.

Металлургическая промышленность. Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской области. Разработка железорудных месторождений позволит получать до 13,5 млн тонн окатышей и более 4 млн тонн железорудного концентрата в год. С учетом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и формируется надежная энергетическая и транспортная инфраструктура, появляются условия для создания горно-металлургичес­кого объединения.

Угольная промышленность. В угольной промышленности, относящейся к числу традиционных базовых отраслей, предусматривается не только модернизация действующих производственных мощностей, но и реализация новых инвестиционных проектов. Крупнейший — освоение уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу на 30 млн тонн в год, а после 2020 года полностью восполнить планомерно выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского угольного разреза. В 2007 году продажей государственного пакета акций обществ «Якутуголь» и «Эльгауголь» начато претворение в жизнь проекта общей стоимостью около 60 млрд рублей. В первую очередь будет возобновлено строительство железнодорожной линии Улак–Эльга.

Приоритет третий: развитие инфраструктуры

Существование республики в стабильном режиме и реализация крупномасштабных проектов невозможны без создания инфраструктуры, прежде всего в области электроэнергетики и транспорта.

Энергетика. В регионе высок уровень затрат на тепловую и электрическую энергию. Стоимость 1 кВт•ч электроэнергии на территории Дальнего Востока и Забайкалья в разы, а по ряду районов и в десятки раз превышает среднероссийский уровень. Темпы роста энерготарифов также обгоняют среднероссийские. Необходимо с опережением снимать инфраструктурные проблемы, иначе все усилия по привлечению инвестиций бесполезны.

В соответствии с поручениями, озвученными на последнем заседании Гос­комиссии по социально-экономичес­кому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, мы ориентируемся на то, что на основе Стратегии развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) в кратчайший срок будут внесены корректировки в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». При этом должно быть учтено опережающее развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и созданы условия для повышения инвестиционной привлекательности региона.

В этот период будут вводиться мощности Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК), состоящего из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Особенностью проекта является минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Так, удельная площадь затопления на единицу мощности в 45 раз меньше стандартной нормы.

Создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса позволит повысить системную надежность Якутской энергосистемы, обеспечить не только внутренние потребности республики, связанные с реализацией новых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединенную энергосистему Сибири и Дальнего Востока. Это станет предпосылкой к снижению стоимости 1 кВт•ч электро­энергии на дальневосточном рынке и ликвидации дефицита мощностей. Появляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединенной системы Дальнего Востока. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, выбор створов. Первый объект — Канкунская ГЭС — приобрел реальные очертания с включением в инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии».

Современная энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя три не связанных между собой энергетических района — Южно-Якутский, Центральный и Западный, а также зону децентрализованного электроснабжения. Имеющихся мощностей уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия растущих нагрузок региона и сопредельных территорий в связи с активной инвестиционной деятельностью государственных и частных компаний, которая направлена на освоение природных ресурсов и создание необходимой инфраструктуры. В соответствии со схемой потребление электро­энергии в республике вырастет к 2020 году в 3,1 раза, к 2030-му — в 4,3 раза.

В рамках Стратегии развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 года в период до 2020 года предполагается строительство ЮЯГЭК в полном объеме, то есть ввод семи станций суммарной мощностью 8 495 МВт. Помимо ЮЯГЭК в перечень вводимых объектов генерации включены три блока 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС со сроками ввода соответственно в 2011-м, 2013-м и 2015 году, реконструкция четырех блоков ГТ-35 второй очереди Якутской ГРЭС с увеличением единичной установленной мощности блоков до 60 МВт с вводами мощности в 2009-м, 2012-м, 2013-м, 2020 году. Также по Плану оптимизации локальной энергетики предусмотрено строительство в изолированных энергорайонах республики до 2013 года 20 ТЭЦ общей установленной мощностью 95 МВт.

Развитие сетевой инфраструктуры предполагает объединение изолированных энергорайонов республики, строительство линий электропередачи для энергоснабжения новых производственных комплексов. Соединение трех изолированных якутских энергосистем позволит решить глобальную задачу — объединение энергосистемы Дальнего Востока с объединенной энергосистемой центра и запада страны.

Транспорт. Главная особенность транспортной системы республики — слабое развитие наземных коммуникаций. Только 8% территории находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся остальная часть имеет сезонную доступность.

Плотность автодорог ниже средне­российского показателя в 11 раз, при этом около 80% автомобильных дорог не соответствуют нормативным требованиям. Текущее финансирование обеспечивает только 16% от потребности на их содержание и эксплуатацию. Более 70% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. Позитивные перемены в авиации сдерживаются рядом факторов, характерных как для ситуации в Якутии, так и для страны в целом. Например, 80% аэропортов в республике не соответствуют Федеральным авиационным правилам. Не решена проблема замены парка воздушных судов малых типоразмеров. Отсутствие современных отечественных самолетов уже сегодня приводит к снижению количества местных авиаперевозок, что сказывается на обеспечении транспортной доступности отдаленных населенных пунктов республики.

Основной объем грузов доставляется речным транспортом в короткий навигационный период. Доля этого вида перевозок в грузообороте региона составляет более 60%. Существующая транспортная схема завоза грузов водным транспортом в отдаленные районы республики является самой оптимальной. При этом средние маршруты составляют более 3 тыс. км, что на порядок выше, чем в европейской части России и других регионах Крайнего Севера. Расстояния транспортировки грузов внутри республики сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. Не решен вопрос финансового обеспечения комплекса путевых работ на арктических реках Ленского бассейна. Износ пассажирского флота и грузовых судов «река–море» достиг 80%.

До 2020 года предусматриваются преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы с целью вовлечения природно-ресурсного потенциала республики в экономику России и экономической интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Наши усилия будут сконцентрированы на ликвидации основных разрывов и узких мест в опорной транспортной сети. Планируется реализация стратегических инвестиционных проектов: завершение строительства железной дороги Беркакит–Томмот–Якутск, строительство железных дорог Улак–Эльга, Усть-Кут – Непа–Ленск, Хани–Олекминск, Якутск–Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог «Лена», «Колыма», «Вилюй», региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Яна». Будет построено 2 680 км автодорог, в которых доля трасс с твердым покрытием составит 57%. Протяженность железных дорог увеличится в 10 раз и составит 4 980 км.

Реализация обозначенных проектов позволит повысить надежность транспортной инфраструктуры: до 91,5% всего населения получит транспортную связь с центром республики и близлежащими районами, 47,5% территории республики будет обеспечено автомобильными дорогами круглогодичного действия.

К 2020 году прогнозируется значительный рост объемов перевозок грузов (в два раза по сравнению с 2007 годом), обусловленный реализацией крупных инфраструктурных проектов на территории Якутии, которые связаны с вовлечением природно-ресурсного потенциала в экономику республики. Предусматривается строительство железнодорожных и автомобильных подъездных путей к местам залегания природных ресурсов.

Будет обеспечена полная модернизация системы управления воздушным движением благодаря созданию Якутского укрупненного центра управления воздушным движением, что позволит значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства республики, повысить качество и эффективность работы служб управления воздушным движением всего региона, положительно повлияет на безопасность полетов.

На стыке наземных, речных, морских и воздушных путей сообщения в городе Якутске сформируется мощный транспортный узел, все объекты которого составят ключевой комплекс будущих транспортных технологий и эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов в промышленно-развитых районах Центральной и Западной Якутии. Завоз речным транспортом в арктические районы республики будет переключен из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведет и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути, как в западном, так и в восточном направлении.

С приходом железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск на правый берег Лены образуется перспективный, меридиональный транспортный коридор в направлении Европы (АТР–Европа). Этот коридор сегодня — самый короткий путь с востока на запад на Евразийском континенте.

Основной приоритет: инвестиции в человека      

Экономический рост, которого добьется регион посредством реализации схемы, позволит увеличить к 2020 году доходы населения в 3,6 раза и решить ключевые вопросы социальной сферы.

Однако в самом становлении инновационной экономики развитие человеческого потенциала, безусловно, является главнейшим приоритетом. Ускоренное расширение производительных сил, опережающее создание транспортной и энергетической инфраструктуры создают условия для притока трудоспособного населения в регионы интенсивного освоения. Но в настоящее время на Дальнем Востоке происходит неуклонный отток кадров, связанный с высокой стоимостью потребительской корзины, слабой мотивацией к труду, наличием жилищных проблем, низким уровнем благоустройства жилья, недостаточно развитой социальной инфраструктурой.

Для устранения этой проблемы приоритет необходимо отдавать решению вопросов, связанных с привлечением и закреплением квалифицированных трудовых ресурсов. Для этого республика предложила федеральному центру принять меры по повышению уровня жизни населения, формированию жилищной политики, созданию социальной и инженерной инфраструктуры опорных населенных пунктов в регионах интенсивного освоения и подготовке профессиональных кадров для приоритетных сфер экономики.

Повышение уровня жизни населения связано с преодолением повышенных расходов на жизнеобеспечение. Для этого нужно, во-первых, дотировать авиаперевозки на социально значимых воздушных линиях в труднодоступные населенные пункты, а также пассажирские речные перевозки на дальние расстояния. Во-вторых, ликвидировать унизительную ситуацию, когда средний размер пенсии не достигает величины прожиточного минимума пенсионера. В-третьих, стимулировать выезд граждан из закрываемых населенных пунктов и депрессивных районов республики не в центральные регионы России, а на территории интенсивного освоения Дальнего Востока путем предоставления им по желанию возможности реализации жилищных сертификатов. Кроме того, мы предлагаем разработать новые механизмы ипотечного кредитования, действенные в условиях Севера и Дальнего Востока и стимулирующие приток населения (субсидирование из федерального бюджета ипотечных программ для работников бюджетной сферы по аналогии с субсидированием приобретения жилья для молодых семей и сельских специалистов). В настоящее время соотношение доходов и стоимости жилья в республике не позволяет приобретать квартиры по ипотечным программам.

Создание опорных населенных пунктов. В ходе реализации проектов схемы будут созданы новые опорные населенные пункты. Например, при добыче и переработке урана планируется создать населенный пункт, где будут заняты 12,5 тыс. работников. Республика выступает с инициативой по реализации государственно-частного партнерства при создании населенных пунктов в районах интенсивного промышленного освоения. Предлагаемый механизм включает финансирование за счет федерального бюджета создания инженерной инфраструктуры, за счет субъекта федерации — социальной инфраструктуры, за счет предприятия — ипотечных схем финансирования строительства и приобретения жилья для работников.

Подготовка кадров. В рамках подготовки профессиональных кадров для приоритетных отраслей экономики в республике реализуется специальная Государственная целевая программа на период до 2015 года. В целях приведения профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с изменяющейся инфраструктурой рынка труда создаются и перепрофилируются учреждения начального и среднего профессионального образования. В 2006 году открыт Мирнинский индустриальный техникум в поселке Светлый. Планируется создание горно-геологического техникума в поселке Хандыга, водно-транспортного техникума в поселке Пеледуй, техникума нефти и газа в городе Ленске, транспортного техникума в поселке Нижний Бестях.

Реальность, а не фантазия

Более года назад, при рассмотрении Правительством Российской Федерации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков был впечатлен амбициозностью целей и задач, которые поставила перед собой Якутия.

Многие тогда сомневались в реальности планов. Однако итоги первого года реализации схемы придают уверенность в том, что все возможно. Нежелающий работать ищет причины, а тот, кто хочет чего-то достичь — ищет возможности. Мы их не только ищем — мы уже используем весь арсенал инструментов, который сегодня нам доступен.

Поставленные амбициозные цели стратегического развития республики планомерно реализуются. Инновационный путь — единственно возможный вариант роста в условиях экономики региона, и это отнюдь не «широкая столбовая дорога», а долгий и тернистый путь.

Реализация Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики будет иметь колоссальный экономический эффект для республики. Но надо иметь в виду, что отличие схемы от других документов, разработанных для региона, в том, что она имеет ярко выраженный межрегиональный эффект. Ее воплощение приведет к экономическому росту сопряженных с Республикой Саха (Якутия) субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. 

Основные задачи социально-экономического развития республики Саха (Якутия) на период до 2011 года

2011 год

  • Рост ВРП —131% в сопоставимых ценах к уровню 2007 года
  • Рост инвестиций в основной капитал — в 2,2 раза к уровню 2007 года
  • Рост реальных доходов населения — 123% к уровню 2007 года
  • Рост уровня жизни населения
  • Оживление предпринимательства, создание новых рабочих мест
  • Проекты по созданию новых отраслей (проекты КРЮЯ, организация производства триоксида сурьмы)
  • ТЭК: завершение строительства ВСТО, полномасштабное освоение Талакан ского НГКМ
  • Проекты для поддержания уровня базовых отраслей (строительство подземных алмазных рудников Мир, Айхал, Удачный, ГОКов в золотодобывающей промышленности)
  • Инфраструктурные проекты: ввод ж/д Беркакит-Томмот-Якутск с мостом в 2013 году, развитие опорной сети автодорог, развитие ЕНЭС, этапное решение проблемы локальной энергетики

Новости партнеров

Реклама