Настройка инструментов партнерства

Русский бизнес
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Сибирь» №24 (212)
Только взаимовыгодное сотрудничество правительства Республики Саха (Якутия) и крупных компаний, осуществляющих деятельность на территории республики, придаст новый импульс развитию региона

Республика Саха (Якутия) по своему потенциалу занимает особое место среди регионов Дальнего Востока России. В целом на ее территории выявлено более 1,5 тыс. месторождений и свыше 5 тыс. проявлений различных видов минерального сырья. Республика занимает первое место в Российской Федерации по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов. Минерально-сырьевой потенциал оценивается в 78,4 трлн рублей. На долю Якутии приходится 47% разведанных запасов угля, 35% природного газа, нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов в целом по России. Основными факторами, сдерживающими экономический рост региона, являются неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, высокие цены и тарифы на услуги естественных монополий.

Далеко от Москвы

Правительство Российской Федерации начало всерьез заниматься самыми удаленными от Москвы территориями. Однако имеющаяся на данный момент государственная поддержка в виде федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» не решает всех проблем и вопросов этого субъекта федерации. Кроме того, 90% инвестиций, выделяемых на реализацию инфраструктурных проектов республики, предполагают финансирование с 2011 года. На развитие региона уже сейчас нужны не миллиарды, а триллионы рублей, и преимущественно — частных.

Наиболее серьезные перемены в экономике и социальной жизни северян еще впереди

Практически все инфраструктурные проекты выходят за пределы административных границ огромной Якутии. Построить, а тем более обеспечить их эффективную эксплуатацию одной организации-исполнителю не под силу. Например, ОАО «Транснефть» строит нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, а целый ряд крупнейших нефтедобывающих компаний обеспечивает наполнение трубы нефтью. Строительством автомобильных и железных дорог занимается государ­ство, а формирование грузопотоков — это ответственность бизнеса. Синхронизация и координация крупных инвестпроектов, формирование магистральной инфраструктуры, в совокупности обеспечивающие комплексное использование уникальной минерально-сырьевой базы, создание отраслей их первичной переработки, энергетического обеспечения и транспортировки продукции в южные регионы Дальнего Востока и России для дальнейшей переработки и реализации потребителям, в том числе и на экспорт, невозможны без четких взаимных обязательств бизнеса и государства. Такие проекты можно воплотить только на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП). В рамках реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобренной Правительством РФ в феврале 2007 года, планируется формирование трех региональных кластеров на принципах ГЧП: в Южной, Западной и Северо-Восточной Якутии.

Во всех вышеназванных кластерах правительство Республики Саха (Якутия) совместно с заинтересованными компаниями подготовило или разрабатывает заявки на привлечение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации программ комплексного развития наиболее перспективных районов.

Необходимая общая сумма вложений по наиболее крупным проектам схемы оценивается в 2,5 трлн рублей, основная часть должна быть обеспечена средствами частных инвесторов. Две трети этих проектов сегодня уже реализуются. По остальным, связанным с освоением природных богатств, потенциальные инвесторы готовятся к аукционам (конкурсам) на месторождения.

Три вектора развития

Если коротко рассказать об этих трех региональных кластерах, то развитие Южной Якутии нацелено на создание крупного промышленного района на базе объектов гидроэнергетики и кластеров промышленных производств (гарантированных потребителей электроэнергии), преимущественно связанных с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных и урановых руд и других) и оказывающих существенное позитивное влияние на изменение динамики основных макроэкономических показателей развития Дальнего Востока России. Эти планы полностью отвечают стратегии развития страны. До рассмотрения на правительственной комиссии они были согласованы со всеми инвесторами и получили одобрение.

Практически со всеми компаниями, участвующими в реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», правительством Республики Саха (Якутия) подписаны соглашения, предусматривающие взаимные обязательства сторон в рамках социально-экономического развития региона.

Реализация планируется в два этапа. Первый (до конца 2009 года) — разработка проектно-сметной документации. На эту стадию понадобится более 8 млрд рублей в ценах 2007 года, из которых более 6 млрд будет профинансировано из Инвестиционного фонда Российской Федерации. На втором этапе (2010–2019 годы) предусматривается строительство и ввод объектов нового промышленного района. Общая стоимость работ — около 422 млрд рублей, более 309 млрд из них — средства акционеров.

Таким образом, к 2019 году Южная Якутия станет крупнейшим промышленным центром не только Якутии, но и всего Дальнего Востока.

Развитие Северо-Восточной Якутии предполагает создание производственного комплекса по освоению золоторудных, золотосурьмяных и полиметаллического месторождений с опережающим обеспечением необходимой транспортной и энергетической инфраструктурой. Заявка на привлечение средств из Инвестиционного фонда РФ по проекту «Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района» подготовлена и в самое ближайшее время будет представлена на рассмотрение комиссии.

Проектом развития Западной Якутии предусматривается создание промышленного района, основанного на разработке алмазных месторождений, освоении нефтегазовых с развитием газоперабатывающей и гелиевой промышленности, магистрального трубопроводного транспорта (магистральных нефтепровода и газопровода), базирующихся на общей энергетической и транспортной инфраструктуре.

Существуют реальные перспективы создания на территории Якутии особых экономических зон (ОЭЗ) промышленно-производственного типа в сфере производства бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами для размещения в ней алмазогранильного, ювелирного, дизайнерских, косторезных, сувенирных и других производств и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

И бриллиантовая зона

Именно в Якутии имеются все необходимые условия для создания особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами. У нас есть необходимая производственная база и образовательные учреждения по подготовке профессиональных кадров, научные учреждения по исследованию способов обработки алмазов. Кроме того, более десяти лет работает Якутское предприятие по торговле алмазами АК «АЛРОСА», действуют все необходимые государственные учреждения и организации, имеющие многолетний опыт контроля движения алмазов и ювелирных изделий.

Государственный мониторинг ввоза и вывоза алмазов и бриллиантов на территории ОЭЗ будет осуществляться на специализированном таможенном посту ОЭЗ, для организации которого имеются все условия.

В нашей заявке на создание особой экономической зоны в городе Якутске обоснована высокая экономическая эффективность. При реализации планируется выпуск продукции на 10–12 млрд рублей в год, трудоустройство около 5 тыс. человек и более чем в четыре раза возрастут налоговые поступления по данной отрасли.

Кроме того, правительством республики подготовлен проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа под названием «Северный мир». Его идея состоит в аккумуляции вблизи Якутска разнообразных объектов, демонстрирующих жизнь и культуру народов Севера, живущих в экстремальных природно-климатических условиях.

Маркетинговые исследования туристических рынков Юго-Восточной Азии показывают, что Север является привлекательным экзотическим местом для туристов этих стран. Успешная реализация проекта уже подкреплена рядом естественных конкурентных преимуществ. Якутия предлагает разнообразные маршруты, в том числе уникальные — Полюс Холода, Мамонтовые и Алмазные туры, охотничье-рыболовный и экстремальный туризм. Создаваемый этнографический парк «Северная мозаика» будет отправной точкой многих путешествий. В окрест­ностях Якутска появится Музей мамонта, который будет включать в себя подземный комплекс на вечной мерзлоте, не имеющий аналогов в мире. Создаваемая инфраструктура города как транспортного узла сделает ОЭЗ максимально доступной для массового туризма. Кроме того, относительная географическая близость озера Байкал, наличие прямого воздушного сообщения между Иркутском и Якутском позволят организовать маршруты-связки Байкал–Якутия, обеспечивающие дополнительную привлекательность для туристов. Проект демонстрирует высокую экономическую эффективность. Занятость с учетом сопутствующих услуг составит не менее 8,5 тыс. человек.

Несмотря на позитивные итоги, сегодня мы оказались в ситуации, когда для дальнейшего развития Якутии требуются совершенно новые решения, потому что основные возможности исчерпаны. Возникают трудности с бюджетом, дальнейшим ростом доходов населения, решением острейших социальных задач. Именно ГЧП открывает новые пути при комплексном освоении природных ресурсов региона.

В рамках каждого из мегапроектов, реализуемых в республике, которые изложены в Схеме комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия), инвесторы есть, ТЭО разработаны и надо организовать практическую работу. Все задуманное имеет значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в целом, и особенно для Дальнего Востока.

Таким образом, наиболее серьезные перемены в экономике и социальной жизни северян еще впереди.

Сегодня настало время сделать очередной шаг к реализации принятых решений. Важно объединить усилия всех сторон, чтобы извлечь максимальные выгоды для страны в целом и каждого субъекта федерации в отдельности, достичь согласованных позиций.

Новости партнеров

Реклама