Мозаика ВСТО

Русский бизнес
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Сибирь» №24 (212)
Строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан ускорит разработку нефтегазовых месторождений Якутии

Строящийся нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) признан одним из приоритетных проектов нефтегазовой отрасли России. Это зафиксировано в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития РФ.

Сегодня снижение объемов добычи сырья и необходимость ее компенсации приростом запасов — одна из основных трудностей нефтегазовой отрасли страны. Еще одной проблемой разработчики концепции называют отсутствие энергетической и транспортной инфраструктуры.

С завершением строительства ВСТО и пуском его в эксплуатацию в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке будет создана система для обеспечения нужд республики и экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Спаяно крепко

Июнь 2007 года. Окрестности центра Южной Якутии —  Нерюнгри.

—  Девчата, без резиновых сапог вам на объекте делать нечего. Дожди прошли, грязи по колено, — покачал головой кто-то из чиновников администрации города, с улыбкой посмотрев на легкую обувь журналистов.

—  Не боись! — вторил в ответ другой. — Завтра там будет все о’кей!

На следующий день действительно все было так, как должно быть в торжественных случаях. А повод самый что ни на есть подходящий — сварка тысячного километра нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Как положено, это мероприятие проходило под громкие аплодисменты, вспышки фотокамер и многочисленные вопросы пишущей и снимающей братии.

Среди почетных гостей — теперь уже бывший президент АК «Транснефть» Семен Вайншток, президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров, чиновники из заинтересованных министерств и ведомств.

 В таких сложных условиях нефтяникам работать еще не доводилось. Плюс беспрецедентная скорость сооружения. И это несмотря на то, что на полгода были сдвинуты сроки начала реализации проекта и сама трасса удлинена на 500 км.

Присутствующие журналисты не скрывали восторженных эмоций. Ведь это не просто труба. Это тепло и свет в наши дома! Развитие всего Дальневосточного региона!

ВСТО — катализатор, позволяющий уже не рассуждать, а демонстрировать реальные перспективы региона.

А что до грязи — резиновых сапог не потребовалось. На месте юбилейной стыковки отсыпали специальную площадку для гостей. Проехав вдоль трассы несколько километров, мы также убедились, что укладка нефтепровода в траншею идет с соблюдением требуемых норм, в том числе экологических.

По Якутии

По первоначальному (бамовскому) варианту строительства нефтепровода Якутия должна была подключиться к магистрали в районе города Усть-Кута Иркутской области. Таким образом, «за бортом» оставались крупнейшие месторождения республики. Но жизнь все расставила по своим местам. ВСТО проходит по так называемому северному варианту, который изначально лоббировал президент Якутии Вячеслав Штыров. Принятое Президентом Российской Федерации решение о прокладывании нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан через территорию республики в корне изменило ситуацию. Одним движением руки трасса переместилась на 400 км от озера Байкал в сторону Якутии. Жест Владимира Путина возле карты будущего маршрута на совещании в Томске стал судьбоносным для якутских месторождений.

По территории республики пройдет 1 458 км магистрали. Начало ее строительства создает возможность активного освоения месторождений Якутии с 2009 года и добычи 12,7 млн тонн нефти к 2020 году. В разряд перспективных попали все участки, расположенные вдоль трассы нефтепровода. А это главная часть нефтегазовых провинций Якутии, и на проводимых аукционах они пошли, что называется, влет. В торгах начали принимать участие крупные компании: «Газпром» в лице подразделений «Сибнефть» и «Холмогорнефтегаз», АК «АЛРОСА», «Роснефть».

Строительство нефтепровода можно сравнить с огромным пазлом. Воедино магистраль складывается отдельными участками, строительство которых параллельно ведется в три этапа: Усть-Кут – Талаканское месторождение, Алдан–Сковородино и Талакан–Алдан.

Третий участок самый сложный. Его протяженность составляет 1 097 км, он проходит по трем районам республики — Ленскому, Олекминскому и Алданскому.

В 2008 году, по словам генерального директора Центра управления проектом  ВСТО Сергея Сергеева, будет построено 900 км линейной части трубопровода, насосные станции и объекты инфраструктуры. На сооружении магистрали работают 3 600 человек, половина которых — жители Якутии. На объекте задействовано 1 320 единиц техники.

Стройка стартовала в 2007-м. На участки в навигацию 2007 года завезено более 1 млн тонн трубной продукции. В 2008-м объемы поставок составят порядка 250 тыс. тонн.

Свалившиеся объемы в навигацию прошлого года заставили судоходные компании мобилизовать все имеющиеся провозные возможности. Речники Ленского бассейна справились с поставленными задачами и обеспечили своим предприятиям дополнительные доходы.

Вдвое увеличилась и чистая прибыль ОАО АК «Железные дороги Якутии». По информации генерального директора компании Василия Шимохина, по итогам 2007 года хорошие финансовые показатели железнодорожников обусловлены приростом грузовых перевозок, основная часть которых обеспечена за счет ВСТО — по заказу подрядчиков транспортировано 200 тыс. тонн грузов. В 2007-м железнодорожниками Якутии перевезено 7 тыс. вагонов труб.

Переход под Леной

Подводный переход трубопровода через реку Лена — один из уникальнейших объектов возводимой трассы. Он пройдет на отметке 1 756 км, в 27 км от Олекминска, одного из старейших городов востока России.

Дно Лены приемлемо для разработки многочерпаковыми земснарядами. Таково заключение института «Гипроречтранс» (Москва), который проводил независимую экспертизу подводного перехода ВСТО через Лену.

Общая протяженность объекта составляет 2 250 м, из них русловый участок — 1 597 м.

Работы на месте перехода начаты еще в прошлом году. Специалистами Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ЛГБУВПиС) с помощью технологического флота разрабатывается траншея глубиной 20 м. Работу земснарядов осложняют сложные грунты, в основном скальные породы и валуны.

Зимой 2008 года, в период судоремонтной кампании, путейцы Ленского бассейна провели уникальную операцию — модернизировали земснаряд «Ленский-440». Длина черпаковой рамы на всех земснарядах стандартная — 10 м, а для работы на больших глубинах требуется не менее 14 м. И путейцы сделали 14-метровую раму. Работы продолжались всю зиму в затоне акватории Якутского района водных путей ЛГБУВПиС.

Кроме путейцев к деятельности на подводном переходе привлекались работники Олекминского автотранспортного предприятия ОАО «Сахаавтотранс». Они были задействованы на отсыпке береговой части сооружения.

Нефть Талакана

Осенью 2008 года на участке Талакан–Тайшет ОАО «Сургутнефтегаз» начнет поставлять первую нефть с Талаканского месторождения, одного из крупнейших активов недропользователя в Республике Саха (Якутия). Правда, пока в реверсивном режиме.

К 2010 году с Алинского месторождения компания планирует добывать до 300 тыс. тонн. В январе 2008-го «Сургутнефтегаз» получил лицензию на освоение Северо-Талаканского участка, в конце февраля компания стала недропользователем Пилюдинского участка на территории Киренского и Катангского районов Иркутской области.

В марте якутскими активами «Сургутнефтегаза» стали Станахский и Бахчинский участки, расположенные в относительной близости от Ичерского нефтегазового участка. Это месторождение с прогнозными запасами в 10 млн тонн нефти расположено в 10–15 км от трассы магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. По условиям лицензии, в первые пять лет недропользователь проведет геологическое изучение территории площадью около 2 тыс. кв. км. Выявленная сейсморазведкой структура участка свидетельствует о хороших перспективах недр.

Новости партнеров

Реклама