Покорение Севера — дело государственное

Русский бизнес
Москва, 16.06.2008
«Эксперт Сибирь» №24 (212)
В основании пирамиды социально-экономического роста Республики Саха (Якутия) лежит решение проблем транспортной инфраструктуры

Северный нрав алмазной республики России, в будущем претендующей на статус новой нефтегазовой провинции страны, сегодня все больше привлекает не путешественников, а частный бизнес, готовый развивать трудоемкое производство в суровых условиях. Но тотальное бездорожье посреди арктических пустынь, тундры, тайги и холодных рек — один из основных факторов, тормозящих освоение минерально-сырьевого потенциала Якутии, оценивающегося в 100 трлн рублей.

Характер — нордический           

На пятой части всей территории страны (3,2 млн кв. км) — в Республике Саха (Якутия) проживает менее одного миллиона человек. Плотность населения (0,3 человека на 1 кв. км) — одна из самых низких среди регионов России. Четверть приходится на столицу Якутск. Сеть расселения в основном привязана к освоенным местам добычи ресурсов и сельскому хозяйству. Девятнадцать из тридцати трех районных центров республики не соединены со столицей наземными дорогами.

Амуро-Якутская магистраль (АЯМ), берущая начало от БАМа, идет только до Томмота. Участок Беркакит–Томмот протяженностью около 360 км был запущен в режиме временной эксплуатации в 2004 году. До норм постоянного использования его планируется довести в 2008–2011 годах. Прилегающая к этой одноколейке территория считается зоной круглогодичной транспортной доступности. На оставшейся части площади (а это около 92% от общего объема) железных дорог нет, практически отсутствуют трассы с твердым покрытием. Протяженность федеральных магистралей составляет порядка 16% по сравнению с территориальными (82%), которые в подавляющем большинстве представлены автозимниками. Это снежно-ледяные покрытия, строящиеся в холодное время года в заболоченных и труднодоступных таежных и тундровых районах. Время их использования зависит от капризов природы. Иногда в Заполярье ездить можно с ноября по май (большая часть Якутии расположена в зоне вечной мерзлоты). Понятно, что во время таяния снегов и ледохода на реках зимники перестают существовать. Плотность автодорог меньше среднероссийского показателя в 11 раз, около 80% из них не соответствуют нормативным требованиям. При этом колесный транспорт занимает лидирующую позицию в грузовых перевозках. Следующим по значимости является речной. Но навигационный период очень короткий, во время пиковой нагрузки устаревшие мощности иркутского порта Осетрово едва справляются с объемом грузов по cеверному завозу для Якутии. Износ пассажирского флота и грузовых судов «река–море» достигает 80%. Серьезная проблема с глубинами в портах, которые не позволяют принимать большие суда.

Основной объем внутреннего пассажирского сообщения приходится на воздушный транспорт. Его развитие сдерживается тенденциями, характерными для всей отрасли региональных авиаперевозок в стране. Большая часть аэропортов в республике не соответствует требованиям Федеральных авиационных правил. Авиапром страны перестал заниматься выпуском самолетов малых типоразмеров, поэтому с каждым годом проблемы замены старого парка воздушных судов на местных авиалиниях нарастают, как снежный ком. Это негативно сказывается на состоянии транспортной доступности отдаленных населенных пунктов республики. При том что и по воздуху связь не бесперебойна из-за экстремальных погодных условий.

Природа здешних мест — основное препятствие для строительства инфраструктуры. По сравнению с районами благоприятного климата, развитие базовых отраслей экономики требует гораздо большего объема финансирования.

Выше головы

Между тем правительство Республики Саха (Якутия) заявляет о намерениях превратить регион в площадку для реализации масштабных государственно-частных проектов по освоению нефтегазовых, золоторудных, полиметаллических, железо­рудных и угольных месторождений. Но богатая сырьевая база, столь привлекательная для частного бизнеса, не может стать надежным канатом для притягивания крупного капитала, пока в республике не будут решены инфраструктурные проблемы, прежде всего в сфере транспорта и электроснабжения. Президент республики Вячеслав Штыров в ходе одной из встреч с Германом Грефом в бытность последнего министром экономического развития и торговли Российской Федерации, заявил, что все промышленные проекты крайне чувствительны к источникам финансирования развития транспортной инфраструктуры. Только государственные инвестиции в данную отрасль сделают их рентабельными. «Без средств Инвестиционного фонда в развитие железных и автомобильных дорог их реализация становится проблемной или вовсе невозможной», — подчеркнул глава Якутии. На Дальнем Востоке ни одна частная компания не в состоянии строить необходимые дороги и тянуть линии электропередачи большой протяженности. «В таких условиях, если государство не возьмет на себя обязательства по созданию инфраструктуры, полномасштабное развитие восточных регионов страны невозможно. Здесь необходимы особые формы государственно-частного партнерства», — заявил министр экономического развития Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков. По его мнению, для освоения «сложных» регионов в данный момент таких инструментов инвестиционной политики, как Банк развития, Российская венчурная корпорация, Инвестиционный фонд и особые экономические зоны, недостаточно. Требуются как дополнительные меры, так и совершенствование уже имеющихся инструментов.

Томное строительство

Иллюстрацией к словам местных руководителей служит история финансирования железной дороги. Окончание строительства Амуро-Якутской магистрали является основным отраслевым проектом, импульсом к дальнейшему развитию всей транспортной системы республики. Сделать предстоит больше, чем уже осуществлено. Закончить комплекс работ по введению в эксплуатацию участка Беркакит–Томмот. Протянуть почти 452 км ветки Томмот–Якутск (в районе поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены). (Стоит отметить, что строительство только участка Томмот–Кердем протяженностью 374,4 км, входящего в состав пускового комплекса Томмот–Якутск, ведется с 2005 года.) Следующий этап — возведение совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Лена и железной дороги до Якутска.

Сегодня из-за перебоев финансирования строительство выбилось из графика. Генеральный подрядчик — Якутский филиал Инжиниринговой корпорации «Трансстрой» (Москва) на данный момент освоил перечисленные деньги на участок Томмот–Кердем и по объемам работ даже вырвался вперед. Одной из основных сложностей реализации данного проекта является так называемый ледовый комплекс — особый горизонт, насыщенный жилами льда, протянувшийся на 25 км линии Томмот–Кердем. Строительство железной дороги в таких условиях усиливает необходимость индексации стоимости проекта. Первоначального объема финансирования, выделяемого на строительство АЯМа (участок Томмот–Кердем) из федерального бюджета, средств Республики Саха (Якутия) и ОАО «Российские железные дороги» в сумме 15 млрд рублей, не хватило. Инфляция 2005–2006 годов потребовала увеличения стартовой суммы почти до 24 млрд. Республика  же исчерпала свои инвестиционные возможности.

Сегодня подготовлены и согласованы всеми заинтересованными министерствами РФ и Якутии изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2004 года «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит–Томмот–Якутск». Согласно им предусмотрено создание пускового комплекса Кердем–Якутск (Нижний Бестях), объединяющего строящийся участок Томмот–Кердем и проектируемый Кердем – Нижний Бестях, завершение строительства которого планируется в 2013 году. Общая стоимость — более 49 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета — около 29 млрд рублей, Республики Саха (Якутия) — менее 17 млрд рублей, РЖД — 4 млрд. Объединением двух ТЭО отчасти разрешается вопрос индексации стоимости строительства участка Томмот–Кердем. На сочинской Транспортной выставке–2008 глава Правительства России Владимир Путин согласился в ближайшее время подписать постановление. Проект мостового перехода находится в Главгосэкспертизе РФ.

Перспективная линия до Якутска расценивается республиканскими властями как каркас схемы транспортного освоения территорий Северо-Восточной Сибири и Дальнего Востока, создания меридионального коридора в направлении Азиатско-Тихоокеанский регион – Европа. С вводом железной дороги до Якутска сформируется крупнейший в республике пере­валочно-распределительный транспортно-логистический узел, включающий новые инфраструктурные объекты (аэровокзальный пассажирский комплекс и грузовой терминал аэропорта Якутск, железнодорожный вокзал, модернизированный речной терминал). Это существенно усилит эффективность стыка наземных, речных, морских и воздушных путей сообщения в столице и перевозок пассажиров и грузов в промышленно развитых районах Центральной и Западной Якутии. Доставка речным транспортом в арктические районы республики будет переключена из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведет и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути как в западном, так и в восточном направлении. Пока глобальные планы обсуждаются, транспортные строители якутского филиала корпорации «Трансстрой» на деньги горнодобывающей компании «Мечел» начали возводить в Якутии еще одну железную дорогу: от станции Улак к угольному месторождению на Эльге. Финансирование ведется бесперебойно.

Утешительный приз

2007 год для транспортной отрасли Якутии прошел с увеличением объемов перевозок по железной дороге и внутренним водным путям, что связано в основном с доставкой материалов и оборудования для строительства трубопровода ВСТО. Всеми видами транспорта перевезено 37,6 млн тонн груза, что на 4,5% больше уровня 2006 года. Объем перевозок пассажиров составил 94,3 млн человек (рост 6,5%). Но о размещении здесь крупных производств при 8-процентном уровне транспортной доступности говорить не приходится. Поэтому все проекты новых промышленных кластеров рассматриваются в увязке с развитием путей сообщения. Сценарии зафиксированы в утвержденной экс-президентом и Правительством Российской Федерации Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. В ближайшие 12 лет указанным документом предусматриваются преобразования, направленные на ускоренное развитие транспортной системы и формирование опорной сети. Планируется реализация стратегических инвестиционных проектов: завершение строительства железной дороги Беркакит–Томмот–Якутск, ввод железных дорог Улак–Эльга, Усть-Кут – Непа–Ленск, Хани–Олекминск, Якутск–Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог «Лена», «Колыма», «Вилюй», региональных автодорог «Амга», «Кобяй», «Умнас», «Яна».

Из всех перечисленных проектов «ускоренное» развитие сейчас получает только железнодорожная линия Улак–Эльга с внебюджетным источником финансирования в лице упомянутого выше ОАО «Мечел». Несмотря на то что республиканские власти изыскивают внутренние возможности и активно взаимодействуют с компаниями, которые могли бы взять на себя размещение добывающих и перерабатывающих производств на территории региона, к вопросу о вложении средств в развитие наземной инфраструктуры промышленники подходят крайне осторожно. Создание таких объектов является капитало- и трудоемким, долго окупаемым (без помощи государства не окупаемым вовсе). В Якутии все эти факторы усложняются в несколько раз тяжелыми климатическими условиями. Покорение Севера всегда было делом государственным.

Итоги работы транспортного комплекса в 2007 году

Всеми видами транспорта перевезено 37,6 млн тонн груза, что на 4,5% больше уровня 2006 года. Основная доля грузов (более 80%) перевозится предприятиями автомобильного транспорта. Значительно возросли объемы перевозок железно­дорожным и водным транспортом, что связано с выполнением грузоперевозок для строительства трубопровода ВСТО.

Грузооборот по сравнению с 2006 годом увеличился на 10,1% и составил 8 060,7 млн тонно-километров. Рост данного показателя наблюдался на всех видах транспорта, кроме морского: на железнодорожном — на 27,5%, внутреннем водном — на 15,7%, воздушном — на 13,1%, автомобильном — на 12,6%, трубопроводном транспорте — на 7,1%.

Объем перевозок пассажиров — 94,3 млн человек, что на 6,5% больше соответствующего показателя прошлого года. Пассажирооборот транспорта составил 2 388,8 млн пассажиро-километров и увеличился на 12,4% по сравнению с прошлым годом. Рост отмечен на воздушном (на 14,9%), железнодорожном (на 11,4%), внутреннем водном транспорте (на 7,8%), автомобильном (на 3,2%) транспорте.

По данным минтранса Республики Саха (Якутия).

Новости партнеров

Реклама