Наше издание не раз обращалось к теме взаимодействия частной медицины и местных властей. Мы писали о том, как тяжело частникам
пробиться в систему здравоохранения, финансы в которой распределяются в основном между государственными клиниками, ибо не хотят власти допускать чужаков к бюджетным и страховым средствам. А сами чиновники зачастую не хотят или не умеют создавать условия для прихода в здравоохранение частных инвестиций. Эти слова успели стать общим местом нашей медицины — вроде все понимают, что проблема есть, но все идет как идет.
И вот, в начале июля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала главам субъектов РФ письмо, не побоюсь этих слов, революционного содержания. В нем ФАС обратила внимание на ситуацию, складывающуюся на рынке обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), а именно на то, что «в ряде случаев имеют место факты ограничения конкуренции на рынке услуг, оказываемых в рамках ОМС. Практика контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке услуг по обязательному медицинскому страхованию показывает, что действия ряда администраций субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования приводят к ограничению конкуренции и установлению необоснованных барьеров входа на рынок ОМС частных учреждений здравоохранения».
Действительно, в существующей системе частные и государственные клиники поставлены в неравные условия. У последних огромное преимущество: все коммунальные услуги, ремонт помещений, приобретение оборудования и многое другое, вплоть до расходных материалов, дотируется из бюджета. Частные же клиники должны включать все статьи расходов, в том числе и зарплату сотрудников, в стоимость услуг. Очевидно, что в таких условиях не может идти речи о равной конкуренции на рынке. Заметьте, мы не углубляемся в дебри системы, не рассматриваем откровенно расставляемые частникам препоны — вроде специальных списков медицинских учреждений, которые могут оказывать услуги медосмотров при прохождении, например, врачебной комиссии для получения водительских прав. Нет смысла двигаться дальше и приводить узкоспециализированные примеры — уже очевидно, что препятствия частной медицинской практике заведомо заложены в систему.
Еще один аспект — право пациента на выбор медучреждения, которое в существующих условиях не реализуется в принципе. Потому что в государственной клинике лечение дотируется за счет денег ФОМС (фонда обязательного медицинского страхования), а в частной, естественно, нет. Поэтому сумма на оплату медицинских услуг, которую он отдает частнику, не включает уже отчисленных в ФОМС средств из зарплаты гражданина. Следовательно, он переплачивает, и часть его доходов идет на неэффективное функционирование системы здравоохранения.
Для того чтобы исправить положение, не нужны какие-то юридические новации. Действующее законодательство устанавливает, что медицинская организация любой формы собственности, имеющая соответствующую лицензию, вправе быть включенной в систему ОМС.
В соответствии со статьей 20 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинскую помощь в системе медстрахования оказывают учреждения с любой формой собственности. Статьей 22 этого закона определено, что базовую программу ОМС разрабатывает Министерство здравоохранения и утверждает Совет Министров РФ (с декабря 1993 года — Правительство РФ). На ее основе органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления утверждаются территориальные программы обязательного медицинского страхования. И данная статья не содержит каких-либо ограничений в части привлечения к участию в работе в системе ОМС медицинских учреждений по признаку формы собственности. Также не разграничивают медицинскую помощь в зависимости от этого критерия и типовые правила обязательного медицинского страхования граждан, утвержденные директором Федерального фонда ОМС 3 октября 2003 года.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Федерального Закона «О защите конкуренции» органам власти всех уровней запрещается принимать акты или осуществлять действия, которые могут привести к ограничению конкуренции, — в частности, необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. «Следовательно, включение частных медицинских учреждений в перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, в зависимости от их организационно-правовой формы является нарушением действующего законодательства, в частности, статьи 15 Закона о защите конкуренции, — говорится в письме ФАС главам регионов. — В связи с изложенным, обращаем ваше внимание на недопущение нарушений, связанных с ограничением конкуренции и установлением барьеров для доступа на рынок ОМС частных учреждений здравоохранения».
На основании самого факта появления данного послания нетрудно сделать вывод, что дела в системе здравоохранения у нас не очень хороши, если требуется напоминать властям субъектов РФ основы медицинского законодательства, Конституции и закона о конкуренции. За первым выводом сразу напрашивается второй: раз дела зашли так далеко, то толку от послания будет немного. Несмотря на всю серьезность предъявляемых претензий, никто из чиновников лично за собой вины никогда ни в чем не признает. Пресловутые списки привилегированных медучреждений можно и уничтожить, если они еще существуют в невиртуальном виде. Но сама суть медицинской системы, дотационной, неповоротливой и неспособной на эффективность при любых финансовых вливаниях, останется. Ведь в ней нет сегодня критерия конкурентоспособности.
Но о факте наличия такого письма должен знать каждый. Чтобы понимать: медицинская система закоснела и требует перенастройки.