Опять на перепутье

Тема недели
Москва, 21.07.2008
Экономика России в настоящий момент в очередной раз находится на распутье

Данная проблема не нова, однако до сих пор не потеряла актуальности: либо мы продолжим делать ставку на экстенсивный путь развития — и тогда благополучие страны в очень большой степени будет зависеть от динамики цен на природные ресурсы, либо приоритетными направлениями станут разработка и выпуск наукоемкой продукции. Некоторый переток капитала в сферу высоких технологий вряд ли приведет к существенным трудностям в сырьедобывающих отраслях, так что второй вариант представляется более рациональным. Конечно, лишь в том случае, если Россия хочет претендовать на роль одной из ведущих стран в мировой экономике, а не развиваться фактически по колониальному пути.

Определимся в терминах

Термин «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК) у многих людей, в том числе и экономистов, до сих пор продолжает ассоциироваться исключительно с производством вооружения и военной техники (ВВТ). Обратим внимание на ситуацию, сложившуюся в промышленности страны еще с советских времен: российский ОПК представляет собой область экономики, в которой сосредоточены высокие технологии производства не только военной, но и гражданской продукции. Как считают некоторые специалисты, и, на наш взгляд, они близки к истине, никакого наукоемкого машиностроения за пределами оборонки в советские времена не существовало. Данная тенденция наблюдается  и сейчас. Развитие направлений производства, сосредоточенных на предприятиях ОПК — как военных, так и гражданских, и есть, в общем-то, шанс для нашей экономики свернуть с экстенсивного пути в нужном направлении. И неважно, будут эти предприятия в дальнейшем формально относиться к ОПК или нет.

Рассмотрим основные тенденции развития оборонно-промышленного комплекса России. На 1997–1998 годы пришелся пик спада выпуска продукции, после этого (за редким исключением по отдельным годам) наблюдается устойчивый рост.

Тем не менее общий объем выпуска продукции российского ОПК в 2006 году составлял лишь 60% от уровня 1991 года, а военной — около 36%. Возникает, конечно, вопрос: а нужно ли в настоящий момент доводить производство в ОПК до объемов советских времен? Военной техники, по-видимому, нет. Однако необходимый уровень безопасности страны поддерживать все равно необходимо — и нынешние темпы выпуска ВВТ, по мнению экспертов, не дают возможности заменять в достаточном количестве физически и морально устаревшую боевую технику. В производстве гражданской продукции ОПК, где сосредоточено почти все наукоемкое гражданское машиностроение, дела обстоят лучше (объем выпуска в 2006 году — около 70% от уровня 1991 года). Однако, изучив номенклатуру выпускаемой продукции, можно подвергнуть политику предприятий резкой критике. Количество примеров применения передовых наукоемких технологий в производстве гражданской продукции, к сожалению, незначительно — и это характерно как для ОПК страны в целом, так и Сибири в частности. Если предприятие, специализировавшееся на выпуске электронной продукции (ОАО «Новосибирский завод «Экран») делает ставку на «производство узкогорлой и широкогорлой стекло­тары», то, с одной стороны, это нормально — каждый ищет свои направления развития. С другой — возникает вопрос: не придется ли на наукоемком производстве с таким подходом поставить крест?

Феномены ОПК

Продолжается в ОПК страны и удивительный процесс расхождения тенденций темпов роста (снижения) выпуска продукции и численности занятых. Если в 1990-е годы производство падало (по отношению к уровню 1991 года) более быстрыми темпами, то в 2000-е годы наблюдается достаточно интересная картина: объем выпуска продукции растет, а численность занятых с каждым годом снижается. Это можно объяснить, конечно, и такими факторами, как скрытая безработица 1990-х (неполный рабочий день, фиктивная занятость), увольнение в 2000-х годах людей, формально работавших на данном производстве, но трудившихся, например, в социальной сфере завода, а также невключение в список занятых привлекающихся в настоящий момент для выполнения оборонных заказов пенсионеров. Однако в целом стоит признать эту тенденцию неким феноменом в экономической жизни страны, требующим дальнейшего изучения и объяснения.

Основные проблемные вопросы производства современной наукоемкой продукции (как военной, так и гражданской) можно сформулировать так: существуют ли современные способы производства, достаточны ли и находятся ли на необходимом технико-технологическом уровне мощности, есть ли в требуемом количестве люди, способные реализовывать современные технологические разработки?

Несмотря на до сих пор существующий в стране определенный производственный, научный и кадровый мощный задел, созданный еще в советские времена, приходится констатировать, что ничто на свете не вечно — и бесконечно пользоваться наработками былых времен не получится. Наибольших успехов в рамках разработки и производства ВВТ российский ОПК в 1990-е – 2000-е годы достигал в основном за счет модернизации ранее созданных образцов вооружений, а не разработки принципиально новых моделей. В секторе наукоемкой продукции гражданского назначения дела обстоят не лучше. Мощности существенно изношены и, как правило, морально устарели, а среди занятых на производстве наблюдается определенная возрастная яма: работают люди либо предпенсионного и пенсионного возраста, либо только что пришедшие с учебы — среднее поколение фактически отсутствует.

Переход российской экономики на путь инновационного развития с преобладанием производства наукоемкой продукции в структуре национальной промышленности — в случае если Россия в будущем хочет играть серьезную роль в мировой экономической и политической жизни — является необходимым. Развитые государства уже живут в постиндустриальном обществе, используя пятый-шестой технологические уклады. Наша страна до сих пор в индустриальной экономике, где преобладают технологии третьего, в лучшем случае четвертого уклада, характерные для середины прошлого века.

По оценкам, доля инновационной продукции в экономике РФ в последние годы оценивается в 4–5% ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 30–35%. В России на настоящий момент не разработан эффективный механизм коммерческого использования НИОКР — в экономическом обороте находится менее 1% результатов научно-технической деятельности (в развитых странах этот показатель может достигать 70%).

Наряду со всем прочим — если касаться вопроса производства ВВТ — Россия в последние годы столкнулась с двумя проблемами. Первая — существенный рост затрат на гособоронзаказ (в денежном выражении) со стороны государства не приводит к росту объема закупок ВВТ в натуральном выражении. Можно назвать множество причин подобного процесса, причем деление экономических контр­агентов (государства и предприятий) на правых и виноватых в данной ситуации абсурдно. Государство критикует политику роста стоимости продукции со стороны предприятий. До этого, правда, оно само создало ряд монополистов на внутреннем рынке — со вполне ожидаемыми последствиями в области диктата цен производителями. Предприятия же ссылаются на нестабильную позицию государства в отношении гособоронзаказа, отсутствие серийности производства и ценовую политику поставщиков сырья и материалов. Вторая проблема заключается в том, что резко снизилась рентабельность (временами вообще стала отрицательной) выполнения структурами ОПК экспортных заказов. Это объясняется как падением курса доллара, так и тем, что фактически к настоящему моменту оказался исчерпан ресурс модернизации ранее созданных ВВТ.

Стоит заметить, что если в советские времена ОПК можно было действительно представлять как некий комплекс, то сейчас мы вправе констатировать, что 20 лет реформации российской (изначально — еще советской) оборонки превратили ее в неструктурированный набор предприятий и организаций. В частности, региональных совокупностей предприятий ОПК, причем их деятельность продолжает оказывать серьезное влияние на экономику ряда субъектов федерации — в том числе и сибирских.

Региональный фактор

Рассмотрим региональный фактор развития ОПК на примере сибирской оборонки. Сибирский федеральный округ в 2007 году (101 предприятие ОПК) занимал четвертое место по количеству предприятий среди семи федеральных округов РФ. В число десяти крупнейших по количеству производств ОПК субъектов федерации в 2007 году входил один представитель СФО — Новосибирская область (6-е место), на территории которой располагалось 41 предприятие. Причем она сильно уступает по этому показателю тройке лидеров — Москве, Санкт-Петербургу и Московской области, однако среди остальных регионов РФ обладает одним из крупнейших оборонных комплексов. В структуре распределения предприятий сибирского ОПК наблюдается серьезный крен в сторону Западной Сибири, где, по данным 2007 год, находились 81,2% оборонных мощностей СФО.

Следует отметить, что в 2000-е годы в очень малой степени наблюдается региональная специфика совокупностей предприятий ОПК — проблемы, с которыми они сталкиваются, характерны, как правило, не для отдельных территорий, а для всей оборонки в целом.

Следующий вывод был получен из анализа результатов финансово-экономической деятельности предприятий ОПК СФО в 2000-е годы. Совокупность оборонных производств округа по количественным значениям результатов этой деятельности представляет собой фактически единое целое — различия между ними, как правило, малозначимы. Есть только единичные игроки, выбивающиеся  (кто в положительную, кто в отрицательную сторону) из фарватера общего развития. В то же время картины распределения предприятий по показателям деятельности на начало и на середину 2000-х годов сильно отличаются. За этот непродолжительный временной промежуток серьезно изменилась стратегия государства по отношению к оборонным предприятиям. В частности, это означало увеличение — по крайней мере, в денежном выражении в сопоставимых ценах — гособоронзаказа, создание вертикально интегрированных структур (ВИС). То есть, по-видимому, произошло довольно существенное изменение в состоянии сибирских предприятий ОПК по сравнению с серединой 1990-х, когда из общей их совокупности довольно четко выделялись лидеры, середняки и аутсайдеры. Обозначенные выше процессы реформирования ОПК привели, как показывают результаты исследований, к усреднению производств: аутсайдеры чуть поднялись, лидеры — опустились, и в целом мы теперь имеем гораздо более однородную по финансово-экономическим показателям массу предприятий и организаций. Отметим, что данное усреднение сопровождалось за эти годы и снижением средних показателей эффективности производственной деятельности, что не может не внушать определенные опасения.

Оптимистичный сценарий

Известно, что одним из главных механизмов реформирования ОПК РФ является административное создание вертикально интегрированных структур. Для региональной оборонки чрезвычайно важным является попадание (существующее или перспективное) предприятий в ту или иную ВИС. Возьмут или не возьмут — вопрос не праздный. Удаленность от центра мешает лоббированию региональных интересов предприятий и отраслей ОПК в коридорах власти. Пока можно назвать только отдельные немногочисленные примеры участия сибирских игроков в ВИС. Например, новосибирское ОАО НАПО им. Чкалова, ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» — в Объединенной авиастроительной корпорации. В ОПК РФ чрезвычайно вяло, в частности, из-за фактического отсутствия государственной поддержки, идут процессы естественного слияния активов, хотя это как раз и способствовало бы как активизации хозяйственной деятельности вообще, так и формированию интегрированных структур типа наукоемких кластеров. Стоит отметить, что в сибирском ОПК существовала интегрированная структура, сформировавшаяся естественным образом — ОАО «НПК «Иркут».

Есть несколько сценариев развития региональных совокупностей (в частности, сибирской) предприятий и организаций ОПК. Из всех предложенных наиболее приемлемым, по нашему мнению, является вариант, предусматривающий создание крупных интегрированных структур не методом жесткого администрирования, а путем естественного слияния и поглощения предприятий и недопущение возникновения холдингов-монополистов в каждой из подоотраслей ОПК. Также он обеспечивает переход от структуры ОПК, сформировавшейся еще в советское время, — от сосредоточения фактически всего наукоемкого производства (и военной, и гражданской продукции) на предприятиях — к более эффективной. Она предполагает сосуществование специализированных военных предприятий и занимающихся разработкой и производством гражданской продукции, но сотрудничающих — по схеме двойных технологий — с ОПК.

В соответствии с этим сценарием важную роль приобретает способ реструктуризации, включающий выделение эффективных производств и перспективных разработок первоначально в юридически самостоятельно функционирующие единицы с дальнейшей либо кооперацией деятельности в режиме интегрированных структур, либо существованием в рамках предприятий малого и среднего бизнеса (при одновременном развитии венчурного бизнеса). Предполагается кооперация с участниками из других субъектов федерации и научными организациями. В случае реализации этого сценария часть предприятий (в основном, вероятно, казенных, при их сохранении в перспективе) будет заниматься исключительно разработкой и производством ВВТ. Их дальнейшая деятельность будет полностью контролироваться государством, в то время как сценарии развития остальных следует разрабатывать уже на более позднем по сравнению с настоящим периодом этапе.

Перспективы ОПК во многом определяют судьбу отечественного машиностроения вообще как доминанты в инновационном развитии отечественной экономики. Вопрос, необходимо ли полное восстановление бывшего советского машиностроения (в том числе всего ОПК) или какая его часть может решить проблемы перехода на инновационное технико-технологическое развитие экономики России, остается открытым. Несомненно одно: в любых обстоятельствах необходимо посильное (экономически рациональное) развитие науко­емкого сектора машиностроения, почти на 100 процентов сконцентрированного в оборонно-промышленном комплексе страны. При этом одним из вариантов является вывод наукоемкого гражданского производства из его состава — для работы как на военные, так и на гражданские направления.            

Исследования выполнены при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Роль оборонной промышленности в стратегиях социально-экономического развития регионов», проект №07-02-00316а

У партнеров

    Реклама