Секреты больших машин

Экономика и финансы
Москва, 21.07.2008
«Эксперт Сибирь» №29 (217)
Востребованный предприятиями региона оперативный лизинг пока не имеет под собой доста-точной правовой базы, поэтому лизинговые компании вынуждены маскировать его под другие виды бизнеса

Если верить российскому законодательству, оперативного лизинга в природе не существует. Последняя формулировка закона № 164 ФЗ, регулирующего лизинговые отношения, дает только два определения этого бизнеса — долгосрочная аренда и финансовый лизинг.
До 2002 года, когда были приняты последние поправки в закон, номенклатура лизинговых отношений была более разно­образной — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, финансовый, возвратный и оперативный. Для того чтобы оставаться в рамках правового поля, лизинговые компании вынуждены идти на различные ухищрения, например, организовывать дочерние предприятия, которые сдают технику в аренду на более короткие сроки, чем это предусмотрено законом (от двух до семи лет). Спорный вопрос, насколько это можно называть оперативным лизингом в полном смысле. Лизингодатели редко используют этот термин, предпочитая обходиться традиционным — «аренда». К тому же, согласно статьям 665-670 Гражданского Кодекса РФ, в отношении того или иного оборудования лизинговая сделка может быть заключена только один раз, в момент приобретения. Все последующие операции по сдаче во временное пользование считаются текущей арендой.

Интересующиеся

Предложений по так называемому оперативному лизингу (будем считать этот термин условным, раз законодательство накладывает ограничения на его употребление) на сибирском рынке немного — эта ниша почти не занята из-за значительных издержек и рисков. В числе работающих в этом сегменте в сибирском регионе — ЗАО «Первая лизинговая компания» (Новосибирск), сдающая спец­технику в аренду через дочернюю структуру ЗАО «Рента-техника», и ЗАО «Европлан» (Москва), который работает с московским партнером — группой компаний «Рольф». В то же время клиент созрел и услуга востребована — аренда техники позволяет сэкономить средства на обслуживание собственного парка и затраты на его приобретение.

Больше всего в оперативном лизинге нуждаются отрасли, которые считаются сезоннозависимыми (дорожная, строительная), а также высокотехнологичные, где используется, к примеру,  дорогосто­ящая вычислительная техника, которая быстро (иногда в течение полугода) морально устаревает. В последнем случае клиенты приобретают по той же схеме более новую и совершенную, а использованное оборудование после технического обслуживания переходит компаниям, которым не нужны столь точные расчеты.

«Отрасли, которые работают всего один сезон в году, — первые клиенты на оперативный лизинг, — размышляет генеральный директор Первой лизинговой компании Николай Подсосов. — У них ограниченное финансирование и постоянная нехватка средств, а такой вид лизинга позволяет напитать отрасль качественной профессиональной техникой и в срок выполнить весь объем работ». После того как оборудование побывало в эксплуатации, оно возвращается на базу, где проходит техническое обслуживание, и в следующий сезон снова готово к использованию.

Возможными претендентами на оперативный лизинг являются предприятия, участвующие в конкурсах на проведение работ. Для получения тендера на серьезный их объем им нужно предъявить парк техники, которая совсем не обязательно должна быть в собственности.

Предлагающие

Как видим, спрос, хоть и гипотетический, уже есть. Но для его непосредственной реализации нужно предложение со стороны лизинговых компаний. Для них организация аренды — достаточно трудо­емкий процесс. «Технология оперативного лизинга такова, что он вытягивает за собой технический персонал, ремонтную базу, площадки хранения спецтехники, — рассказывает Николай Подсосов. — Он заставляет обзавестись серьезной структурой, которая будет оказывать весь спектр услуг».

Кроме содержания и обслуживания оборудования лизинговой компании приходится держать штат специалистов, которые будут выезжать к заказчикам вместе с техникой. Часто она настолько сложная и дорогостоящая, что доверить ее в чужие руки владельцы считают слишком рискованным.

Это влияет и на стоимость услуги. За короткий срок, на который оформляется договор аренды, лизингодатель должен получить прибыль и компенсировать издержки. Проблемой пока является и наполнение парка. Оборудование, которое сдается в аренду, должно быть высоколиквидным, иначе возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него.  Пока что лизингодатели не могут себе позволить создать парк техники, которая будет простаивать в ожидании «своего» клиента. Так, «Европлан» передает в оперативный лизинг только легковые автомобили стоимостью до 30 тыс. долларов — они считаются самыми ликвидными.

Перспективы оперативного лизинга велики в сезонных и высокотехнологичных отраслях, а также там, где выполняются разовые контракты

Московские и петербургские компании, которые обладают достаточной ресурсной базой и могут позволить себе иметь парк техники для передачи ее в аренду, уже активно работают на этом рынке. Однако, используя термин «оперативный лизинг», лизингодатели все же имеют в виду, что законодательно он не предусмотрен. Поэтому при заключении сделки оформляется все же договор аренды, а не лизинга.

Светлое будущее

Сейчас, по мнению руководителей компаний, намечается тенденция к смещению фокуса с финансового лизинга на другие виды — более краткосрочные — оперативный, возвратный. Будущее отрасли — в расширении спектра услуг, отклонении от традиционных форм деятельности, считают они. 

Рынок к этому достаточно подготовлен, основная трудность — подтянуть законодательство к будущим изменениям.  Сейчас, например,  компании не имеют права повторно сдавать в лизинг оборудование (на них попросту не будет начисляться ускоренная амортизация). Причем это касается не только техники, побывавшей в аренде, но и объектов, которые были сданы в традиционный финансовый лизинг, а затем изъяты из-за нарушений условий контракта. Их компания обязана реализовать через договор купли-продажи, что становится довольно проблематичным, если речь идет не просто об оборудовании, а об объектах недвижимости. Чтобы остаться в рамках законодательства, необходимо продать право собственности на этот  объект другому лизингодателю, который в свою очередь сможет сдавать его. Внесение в законодательство пункта об оперативном лизинге позволит  сформировать вторичный рынок лизингового оборудования, о необходимости которого игроки твердят уже несколько лет.

Ассоциация лизинговых компаний подготовила поправки в закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О лизинге», которые согласованы с Министерством экономического развития и касаются не только пункта об оперативном лизинге, но и лизинговой деятельности в России. В частности, они затронули три момента:  предоставление лизинговых услуг некоммерческим предприятиям, не оказывающим платные услуги, законодательное оформление оперативного лизинга и разрешение на использование договоров подряда в дополнение к купле-продаже. Если эти поправки будут приняты и внесены в закон, российские лизинговые компании получат значительный импульс для развития, по крайней мере, так считают их представители в Новосибирске.

Оперативный лизинг 

Вид лизинга, при котором оборудование не полностью амортизируется за время действия договора и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. Применяется при небольших сроках аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла изделия значительно больше контрактного срока аренды. Особенность оперативного лизинга в том, что лизингополучатель платежами гасит не полную стоимость оборудования, а за вычетом выкупного платежа. Оперативный лизинг называют также операционным или эксплуатационным.

У партнеров

    Реклама