Стратегия вместо проекта

Экономика и финансы
Москва, 25.08.2008
«Эксперт Сибирь» №33 (220)
Развитие новых центров газового комплекса на востоке страны планируется в соответствии с газпромовской программой «Восток-50». Сибирские ученые считают, что альтернативный вариант ускорил бы дело

Освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока невозможно без опоры на базовые проекты, которые станут своего рода катализатором развития экономики региона. Сегодня здесь делается ставка на формирование и развитие новых крупных центров газодобычи, что позволит значительно увеличить использование газа в регионе, организовать его поставки в другие регионы страны и на экспорт.

Сейчас на востоке созданы локальные системы газообеспечения (в Норильском промышленном узле, Республике Саха, Сахалинской области и Хабаровском крае). Также ведутся работы по газификации Братского промышленного узла и населенных пунктов вблизи Ковыктинского месторождения в Иркутской области (региональный проект газификации).

Суммарный объем добычи и потребления газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — около 6 млрд куб. м в год, что составляет менее 1% от соответствующего показателя по России в целом. В то же время начальные суммарные ресурсы газа в регионе, включая шельф, составляют около 60 трлн куб. м (свыше 23% от общероссийских), доказанные запасы превышают 4 трлн куб. м (более 8% от России в целом), вероятные запасы — около 6 трлн куб. м (более 28% от общероссийских). Интенсификация на суше и шельфе геолого-разведочных работ (ГРР) позволит резко увеличить объем запасов высокодостоверных категорий.

Энергополитика

Для организации новых крупных поставок продукции нефтегазового комплекса (НГК) российским потребителям и экспорта на тихоокеанский рынок (в Китай, Японию, Корею, Филиппины, Индию, другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и на Тихоокеанское побережье США) в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимо формирование системы сверхдальнего трубопроводного транспорта, строительство заводов по переработке и сжижению природного газа, создание инфра­структуры для отгрузки нефти, нефте­продуктов, сжиженного природного газа (СПГ) и конденсата.

Нужно отметить, что в российской и глобальной системах нефте- и газообеспечения сегодня идут устойчивые процессы, которые будут влиять на функционирование и развитие всего энергетического комплекса страны. В частности, идет изменение географии добычи углеводородов в России. В традиционных нефтегазовых районах европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральской, Северокавказской, а также Западно-Сибирской нефтегазоносных провинциях, добыча снижается. Появляются новые крупные центры нефтяной и газовой промышленности на востоке страны — в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), на шельфе Дальнего Востока (Охотское море, Западно-Камчатский сектор Тихого океана), — а также на севере Западной Сибири. Меняется пространственная структура переработки углеводородного сырья, внутрироссийских поставок нефти, нефтепродуктов и газа. Об этом говорит повышение загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), развитие существующих и формирование новых перерабатывающих и нефтехимических мощностей, прежде всего в восточных регионах страны, а также вблизи центров добычи. Идет формирование инфраструктуры СПГ (заводов по сжижению, терминалов по отгрузке, инфраструктуры по приему, хранению и регазификации СПГ), газификация промышленности и коммунально-бытовой сферы (в первую очередь районов северо-запада и востока России), принят ряд мер по обеспечению извлечения всех ценных компонентов из природного и попутного газа. Фоном для этих процессов является изменение структуры добычи углеводородов в мире, рост добычи нефти и газа на Ближнем Востоке, в Северной и Западной Африке и ожидаемое падение добычи в Северном море, на континентальных месторождениях США, в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Понятно, что в этих условиях необходима модернизация российских систем добычи, переработки и транспорта нефти и газа, диверсификация основных направлений поставок внутри России и на экспорт. Главным результатом диверсификации должно стать повышение надежности обеспечения нефтью, нефте­продуктами и газом экономики и населения страны, крупномасштабный выход России на Азиатско-Тихоокеанский энергетический рынок, формирование поставок на Тихоокеанское и расширение поставок на Атлантическое побережье США при поддержании позиций на европей­ском направлении.

В связи с необходимостью в кратчайшие сроки выполнения стратегической задачи государства по организации крупно­масштабных поставок углеводородов и продуктов их глубокой переработки на тихоокеанский рынок особую значимость приобретает процесс расширения и повышения эффективности геолого-разведочных работ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, формирования новой транспортной инфраструктуры.

Стоит отметить и важнейший реализуемый в настоящее время нефтетранспорт­ный проект — строящийся магистральный нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) с терминалом в бухте Козьмино (в районе Находки) и возможным отводом на Китай (в районе Сковородино). Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн в год, в том числе первой очереди, завершение строитель­ства которой намечено на 2009 год — 30 млн тонн в год. До 2010 года расходы АК «Транснефть» на строительство нефте­провода ВСТО составят около 460 млрд 
рублей. Предполагается, что на начальном этапе (до конца 2009 года) первоочередной участок нефтепровода Усть-Кут — Талаканское месторождение может быть использован в реверсном режиме с дальнейшей поставкой по железной дороге.

Потребители и условия

Основными внутренними рынками сбыта газа Восточной Сибири и Дальнего Востока будут российские ресурсные и транзитные территории — Иркутская область, Красноярский край, республики Тыва и Хакасия, Забайкалье (Республика Бурятия и Забайкальский край), Республика Саха, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края. Дополнительные объемы газа (сверх регионального потребления и экономически обоснованного экспорта на тихоокеанский рынок) могут поставляться через единую систему газоснабжения (ЕСГ) в южные районы Западной Сибири.

Спрос на газ в Восточной Сибири (без учета функционирующего в замкнутом режиме Норильско-Талнахского центра газоообеспечения) составит в 2010 году 2,5 млрд куб. м, в 2020 году — 8 млрд куб. м, в 2030 году — 10 млрд куб. м.

Целевыми внутренними рынками нефти, добываемой в новых центрах нефте­газового комплекса на востоке страны, станут регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Прогнозируется, что потребление нефти в Восточной Сибири в 2010 году увеличится до 8,1 млн тонн, в 2020 году — до 8,4 млн тонн, в 2030 году — до 8,7 млн тонн.

Основной внешний рынок газа Восточной Сибири и Дальнего Востока — страны АТР. Спрос на поставки газа в АТР возрастет к 2010 году до 170–190 млрд куб. м в год, при этом за последующие 10 лет объем спроса возрастет более чем в два раза, а к 2030 году составит около
680–690 млрд куб. м. Нетто-импорт газа будет увеличиваться под влиянием ресурсных (ограниченность в регионе ресурсов и запасов углеводородов), экономических (дальнейший, преимущественно экстенсивный рост экономики), демографических (увеличение численности населения), экологических (дальнейшее ухудшение экологической обстановки) и технологических (изменение технологической структуры энергетики) факторов.

Потенциально крупный внешний рынок СПГ — Тихоокеанское побережье США. В этой стране исчерпаны внутренние возможности дальнейшего увеличения и поддержания добычи, а также поставок трубопроводного газа из соседних стран.

Главный внешний рынок нефти, которая будет поставляться из Восточной Сибири и Дальнего Востока, также страны АТР. В регионе продолжится массовая моторизация экономики и населения, развитие систем и средств автомобильного, авиационного, морского и речного транспорта. Другой крупный внешний рынок нефти — Тихоокеанское побережье США. В стране будет происходить сокращение добычи нефти при под­держании высокого душевого уровня потребления и продолжении роста численности населения.

Не упуская ничего

Для экспортных поставок нефти и газа из России целесообразна организация максимального технологически обоснованного и экономически эффективного извлечения на российской территории всех ценных и потенциально ценных компонентов, включая этановую и пропан-бутановую фракции, гелия и других элементов в соответствии с их концентрацией. Модернизация существующих и формирование новых центров нефтеперерабатывающей, газоперерабатывающей, нефте­химической и газохимической промышленности на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока стимулирует социально-экономическое развитие российских регионов, позволит создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

При поставках на экспорт сырой нефти и энергетического газа целесо­образно заключение связных договоров, предполагающих одновременные поставки продукции нефтегазопереработки и нефтегазохимии, а также обеспечение доступа российских компаний к объектам транспортировки, переработки и сбыта на территории стран — реципиентов.

Цены экспортных поставок нефти и газа из Восточной Сибири и Дальнего Востока на тихоокеанские рынки должны быть несколько выше европейских с учетом высокого качества сырья, повышенного спроса и наличия транспортных рисков при поставках из других регионов мира (Ближнего Востока, Африки).

Целесообразно также формирование контролируемых российскими компаниями, прежде всего «Газпромом», поставок сетевого и сжиженного газа в АТР не только из России, но и из других регионов мира. «Газпром» как глобальная энергетическая компания имеет возможность вхождения в проекты поставок СПГ в страны АТР, на Тихоокеанское и Атлантическое побережье США, организуемых международными (МНК) и транснациональными компаниями (ТНК) — BP, Shell, Exxon, Chevron, Total и другими — из различных регионов мира по схеме замещения (SWAP) на европейском рынке, а также в обмен на их ограниченный допуск к проектам на территории Западной и Восточной Сибири.

Создание и приобретение инфраструктуры, получение доступа к добывающим активам и организация крупномасштабных поставок из различных регионов мира позволит России занять доминирующие позиции на тихоокеанском рынке газа, контролируя не менее половины всех экспортно-импортных поставок в этом регионе.

План «Газпрома»

В прошлом году приказом Минпромэнерго России № 340 от 3 сентября 2007 года утверждена Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР. В ней предложены альтернативные варианты транспортировки сырья.

Главные условия разработки программы — экономическая и геополитическая ситуация в мире и в регионе, приоритеты развития экономики России и социально-экономические задачи на востоке страны, а также негативное влияние малой заселенности и продолжающегося оттока населения на экономическое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Указывается, что эффективное использование огромных ресурсов углеводородов востока страны может стать основой для серьезных экономических преобразований. Отмечено, что нарастающая конкуренция за энергетические ресурсы региона со стороны Японии, Китая, Кореи, США может, с одной стороны, нести угрозу экономической безопасности и территориальной целостности России, а с другой — позволяет, в случае комплексного развития нефтяной и газовой промышленности региона, усилить экономические и гео­политические позиции нашей страны в мире.

Реализация программы сориентирована на повышение эффективности производства в важнейших отраслях экономики: машиностроении, металлургии, химии и нефтехимии, строительстве, производстве строительных материалов. Также, по замыслу авторов, программа позволит создать в регионе принципиально новые отрасли промышленности — газохимическую и гелиевую. Документ рассматривает 15 вариантов развития газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока. Сценарии отличаются маршрутами транс­пор­тировки и подачи газа: внутренним потребителям, на экспорт, на газохими­ческие комплексы, в единую систему газо­снабжения (ЕСГ).

Для реализации рекомендуемого Минпромэнерго России сценария «Восток-50» ЕСГ не понадобится. Проект пред­усматривает добычу газа в Восточной Сибири в объемах, только лишь обеспечивающих региональных потребителей и технологические нужды газопроводов: в Иркутском центре газодобычи — до 5,7 млрд куб. м в год, в Красноярском центре газодобычи — до 5,4 млрд куб. м в год. А вот добыча природного газа в Республике Саха может составить около 35 млрд куб. м, что позволит полностью удовлетворить ее внутренние потребности, организовать поставки в другие регионы Дальнего Востока и на экспорт. Газ месторождений шельфа острова Сахалин подается потребителям Сахалинской области, Хабаровского края, поступает на завод по сжижению (на юге Сахалина) с последующим экспортом потребителям Приморского края. С 2012 года предполагается экспорт в Китай (через газопровод — отвод в районе Дальнереченска) и в Республику Корея (по подводному газопроводу по дну Японского моря) в объеме до 25 млрд куб. м в год с увеличением в два раза к 2016 году за счет подключения (в районе Хабаровска) к газопроводу Сахалин–Владивосток поставок из Якутского центра газо­добычи.

Программой предполагается создание четырех новых газоперерабатывающих комплексов: ГПЗ в Красноярском крае на базе Юрубчено-Тохомской зоны нефте­газонакопления и Собинско-Пайгинского нефте-газоконденсатного месторождения (НГКМ), ГПЗ в Иркутской области на базе Ковыктинского газоконденсатного и других перспективных месторождений, ГПЗ в Республике Саха (Якутия) на базе Чаяндинского НГКМ, ГПЗ в Хабаровском крае на базе месторождений Сахалина. При создании ГПЗ в Республике Саха (Ленск) необходимо строительство железной дороги для вывоза производимого сырья.

Продукция газопереработки будет использована в основном для нужд Российской Федерации, а также для экспорта в страны АТР и на Тихоокеанское по­бережье США. До 2,7 млн куб. м гелиевого концентрата в год предполагается по­ставлять на российский рынок. Экспорт гелиевого концентрата из региона к 2030 году может составить порядка 210 млн куб. м. Основными рынками поставок гелия за рубеж будут страны АТР и США, а с 2020 года к ним может при­соединиться Европа.

Расчеты экономической эффективности реализации программы показывают высокую эффективность сценария «Восток-50». NPV (чистый дисконтированный доход) составит 28,7 млрд долларов, IRR (внутренняя норма доходности) — 21%, срок окупаемости — 14 лет, индекс рентабельности — 2,04. Однако в современных экономических условиях наряду с изменением цен на природный газ и продукты его переработки происходят изменения стоимостных характеристик и структуры капитальных вложений и эксплуатационных затрат. При приведении капитальных затрат и эксплуатационных издержек к реальному уровню цен с учетом устойчивых долгосрочных изменений и современных организационно-экономических условий их удорожание произойдет в среднем на 22,3 %. С учетом этих факторов возникнет снижение эффективности реализации программы: NPV составит 15,9 млрд долларов, IRR — 16%, срок окупаемости — 16 лет, индекс рентабельности — 1,47.

Альтернативная стратегия

При формировании регионального газового и газоперерабатывающего комплексов на востоке России необходимо в первую очередь учитывать стратегические интересы страны и приоритетные задачи социально-экономического развития ее восточных районов. Развитие на востоке новых крупных центров добычи нефти и газа международного значения было бы целесообразно проводить комплексно, в рамках единой для нефти и газа государственной Стратегии комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока. Она предполагает форсированное проведение геолого-разведочных работ, создание добывающей, перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, строительство заводов по выделению гелия и хранилищ гелиевого концентрата. Будут сформированы три крупных центра производства и переработки газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке — Красноярский (строительство ГПЗ в Богучанах с блоками по выделению гелия, производству нефте­газо­химической продукции), Ангаро-Вилюйский (строительство ГПЗ в Саянском промышленном узле с блоками по выделению гелия, производству нефтегазохимической продукции) и Дальневосточный (ввод в эксплуатацию завода СПГ на юге острова Сахалин). Поставки газа на Богучанский ГПЗ будут осуществляться с месторождений Красноярского края — Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского, Собинско-Пайгинского и других, на Саянский ГПЗ — с месторождений Иркутской области и Республики Саха (Якутия) — Чаяндинского, Ковыктинского и других. Предполагается формирование системы производств по переработке газа с использованием технологий, основанных на криогенном разделении природного газа на фракции с сепарированием метана, этана, пропана-бутана, ШФЛУ, конденсата, гелия. Реализация продуктов переработки природного газа, нефте- и газохимии существенно увеличит объем добавленной стоимости, производимой на территории региона.

При формировании на востоке России системы транспорта газа целесообразно строительство газопроводов: Ковыктинское месторождение – Саянск–Проскоково (соединение с ЕСГ), Чаяндинское месторождение – Ковыктинское месторождение, Ковыктинское–Саянск–Ангарск–Иркутск – Улан-Удэ – Чита. Для экспорта восточносибирского газа на первом этапе возможно использование БАМа и Транссиба, что предполагает строительство заводов по сжижению природного и углеводородных газов и железнодорожных терминалов по отгрузке СПГ в Усть-Куте и Ангарске. А по мере наращивания объемов добычи в Восточной Сибири и Республике Саха и развития инфраструктуры газообеспечения в Восточной Азии должно быть принято окончательное решение о строительстве экспортных газопроводов: Чита–Забайкальск–Харбин–Далянь–Пекин, Пьентек (Pyeontaek) – Сеул; Чита–Сковородино–Хабаровск–Владивосток–Находка с газопроводом-отводом на Китай в районе Дальнереченска и терминалом СПГ в Находке.

В рамках стратегии инвестиции для формирования новых крупных центров добычи газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке необходимы в объеме 147,3 млрд долларов, в том числе в геолого-разведочные работы — 14,1 млрд долларов, в разработку и обустройство месторождений — 80,7 млрд долларов, в создание транспортной инфраструктуры — 28,6 млрд долларов, в нефтегазохимический комплекс — 22,8 млрд долларов. Экономическая оценка указывает на высокую коммерческую и бюджетную эффективность реализации стратегии. Накопленная чистая прибыль до 2030 года составит 410,3 млрд долларов, NPV — 84,45 млрд долларов, IRR — 28%, срок окупаемости с учетом дисконтирования — девять лет. Поступления в федеральный бюджет составят 362,2 млрд доларов, в региональный бюджет — 115,8 млрд долларов, в местный бюджет — 14,9 млрд.

Механизмы и условия

Для реализации Стратегии комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрена система мероприятий государственного регулирования, с использованием комплекса мер государственно-частного партнерства (ГЧП). Представляется целесообразным формирование Межведомственной дирекции по реализации Стратегии (МДРС) при Правительстве РФ, в которую должны входить представители министерств, региональных властей, научно-исследовательских организаций и компаний нефтегазового комплекса. В рамках деятельности МДРС должны согласовываться планы профильных министерств, организаций и компаний по реализации соответствующих направлений стратегии в части проведения ГРР и разработки месторождений нефти и газа, формирования инфраструктуры трубопроводного транспорта, реконструкции существующих и строительства новых мощностей по переработке нефти и газа, хранению природного газа и гелиевого концентрата. Не должны остаться без внимания вопросы формирования объектов социальной инфраструктуры, обеспечения экологической безопасности, обеспечения дипломатической поддержки формирования инфраструктуры на территории стран — потенциальных реципиентов и обоснования условий экспорта углеводородов, продуктов их переработки, продукции нефте- и газохимии и гелия. Для повышения функциональной эффективности деятельности МДРС в современных организационно-экономических условиях, разделения рисков между государством и недропользователями, обеспечения реализации комплексного подхода к решению проблемы обустройства территории целесообразно создание Управляющей компании «Российская восточная компания» (РВК) в форме открытого акционерного общества с контрольным пакетом у Правительства РФ. В качестве учредителей РВК должны выступить крупнейшие, контролируемые государством компании — «Газпром» и «Роснефть», и научные учреждения.

Россия располагает крупнейшими в мире ресурсами и запасами углеводородов, в частности, газа, является его самым крупным производителем и экспортером. Развитие новых центров НГК в Восточной Сибири и Республике Саха, включая организацию глубокой переработки углеводородов — важнейший национальный проект международного значения, реализация которого должна быть основана не просто на увеличении мощностей добычи, а на инновациях, и новых подходах к организации деятельности.  Это будет способствовать технологическому развитию экономики, повышению инвестиционной привлекательности территории, улучшению уровня и качества жизни населения востока страны, реализации коммерческих и геополитических интересов России в АТР.

Прогноз добычи нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (средние значения)
Прогноз добычи природного и попутного газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (средние значения)
Прогноз потребления газа, нефти и нефтепродуктов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (средние значения)

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №33 (220) 25 августа 2008
    Кризис авиаперевозчиков
    Содержание:
    Дозаправлялись

    Кредиторам надоело ждать денег, и они перестали заправлять лайнеры «КрасЭйр». Авиакомпании остается уповать только на государственную корпорацию «Ростехнологии» и доброту заправщиков

    Реклама