Хозяйству — порядок

Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский неоднократно делал публичные заявления о том, что главная его задача — ревизия регионального хозяйства: экономики, социальной сферы, системы управления

Мало найдется в России областей, которые обладают таким потенциалом (сетью железных дорог, связывающих промышленные центры между собой, запасами полезных ископаемых) и при этом небольшим бюджетом, плюс ко всему — дотационным. «От этого я чувствую огромное удивление и огромное сожаление, — рассказал журналу «Эксперт-Сибирь» Игорь Есиповский. — Принципиально изменить ситуацию к 2009 году не удастся. В будущем году мы ее улучшим, а в течение следующих трех лет сможем выйти на бездефицитный бюджет. Во всяком случае, я себе такую цель поставил и постараюсь ее реализовать».

— Игорь Эдуардович, по каким причинам бюджет промышленной территории оказался дотационным?

— Этому способствует российское законо­дательство — основные налогоплательщики встали на учет в Москве и Санкт-Петербурге. Влияет на это и применение схем оптимизации выплаты налогов. Толлинговые и процессинговые схемы практически до нуля сводят выплату налогов в местные и областной бюджеты. И это не может нас устраивать. Есть примеры, когда власть в регионах находит общий язык с компаниями и получает недостающие средства в бюджет дополнительными соглашениями. Но я считаю, что это не решение проблемы, а полумеры. Никто нам не мешает выходить с законодательной инициативой по запрету использования таких схем на территории не только нашей области, но и Российской Федерации. Необходимо заканчивать развивать соседние страны, стоит подумать и о себе.

— Вы собираетесь получить дополнительное финансирование за счет уже заключенных соглашений или планируете подписать новые?

— У нас были определенные неконкретные договоренности, которые так же неконкретно выполнялись. Были соглашения конкретные, но недоработанные — вот их мы сегодня и доводим до ума. До конца года соглашения с основными нашими налогоплательщикам будут подписаны, и мы озвучим цифры. Они будут фигурировать в бюджете, поэтому никакой другой возможности использовать эти средства не возникнет — все станет доступно, понятно и прозрачно.

— Каковы ближайшие планы администрации по газификации области?

— Мы должны дождаться ясности в вопросе о том, кто владеет Ковыктинским месторождением. Я надеюсь, что это будет «Газпром». Как только завершится формирование собственников, сразу начнется практическая реализация всех наших газовых проектов. Я бы их разделил на два направления. Первое — газификация поселков, муниципальных образований, районов. Второе — использование газа для расширения возможностей производства и модернизации предприятий, в том числе — под газохимию. Мы были на «Саянскхимпласте» — это один из центров газохимического развития, и мы будем настаивать, чтобы труба шла с севера через Саянск. Такой маршрут позволит запустить нереализованные возможности предприятия. Производство там было построено таким образом, что при небольшой инвестиционной составляющей можно в разы увеличить объем выпуска продукции и задействовать огромное количество людей, которые смогут жить в Саянске, где есть инфраструктура для дальнейшего развития города. Это уникальное место.

— Участвует ли администрация области в переговорах «Газпрома» и «Иркутскэнерго», и появится ли в иркут­ской энергетике природный газ?

— Сегодня «Газпром» не определился с ценой газа — это главная проблема, из-за которой все и остановилось. Когда они нам посчитали cтоимость газа, включая магистральный трубопровод, сумма получилась гигантская. Газ никто брать не будет, даже если его задаром проведут. Сумасшедшая цена, дешевле бензин использовать, причем Аи-98. Это тормозит не только процессы в области, но и газификацию Российской Федерации.

— Администрация Иркутской области объявила об изменении политики по отношению к недропользователям. Какие именно перемены ожидаются?

— Мы очень внимательно изучаем лицензионные соглашения, в этом месяце подготовлен список из 80 лицензий. Будем выходить на федеральный уровень с предложением отозвать лицензии у недропользователей, которые грубо нарушают соглашения. Ранее эта деятельность практически не проводилась, но сегодня мы в рамках своих полномочий ее возобновили. С одной стороны, это позволит упорядочить взаимоотношения наших недропользователей — всех, кто извлекает прибыль на территории Иркутской области, — с самой областью, ее администрацией и муниципальными образованиями. С другой — пополнить бюджет, в том числе за счет НДПИ.

— Отмечают, что успехи в наведении порядка в лесной отрасли куда скромнее.

— Лесопромышленный комплекс — серьезная проблема, которую нам пока не удалось систематизировать и найти принципиальные подходы к решению. Мы официально добываем более 24 миллионов кубометров леса. От 1,5 до 4,5 миллиона кубометров в год воруется. Расчетная лесосека составляет порядка 57 миллионов кубометров в год, но этот потенциал, к сожалению, на область не работает.

Система лесовосстановления отсутствует: статистические показатели после проверок на местах не соответствуют действительности, по пожарам также идет искажение информации. Наведение порядка в соблюдении законодательства — первая задача, которую мы будем решать. Вторая — глубокая переработка, создание современных предприятий, регистрация их на территории области. Все налоги этих предприятий должны идти в областной и муниципальные бюджеты, а не теряться где-то на дальних просторах России, а то и зарубежья. В ближайшее время нам удастся и в кадровом вопросе разобраться, и определить концепцию, позволяющую навести порядок в этой непростой, но такой необходимой для нашего региона отрасли.

 pic_text1

— С помощью каких инвестиционных проектов это будет осуществляться?

— Одними инвестиционными проектами ситуацию не изменить. Сегодня на рассмотрении и в реализации находятся проекты с примерным объемом инвестиций в 57 миллиардов рублей. Есть большие проекты в Тулунском и Зиминском районе, но я говорю о другом. Вы давно летали из Иркутска в Братск? Ощущение такое, что поля пшеничные внизу… Мы этого хотим добиться?! У нас сегодня доходов от лесной отрасли меньше миллиарда рублей в год. Для добычи леса на уровне предыдущих лет нам в ближайшие два–три года необходимо построить около 2,5 тысячи километров лесных дорог. Умножаем на 4 миллиона — получаем цифру, не сопоставимую с нашими платежами в бюджет. У меня вопрос: зачем это надо? Мы бюджетных денег тратим на эти дороги больше, чем получаем доходов. Сможем навести порядок — будем решать, что область сможет сделать хорошего для инвестора, и с чем инвестор сможет прийти в регион, в нашу деревообработку. А потворствовать тому, чтобы и дальше выкашивать все, как косой, не стоит.

— Чего вы ждете от Байкальского экономического форума (БЭФ)?

БЭФ — мероприятие, на котором будут присутствовать представители федеральных структур, члены правительства, заместитель председателя правительства, руководители федеральных агентств и ведомств. Как их можно иначе всех вместе собрать и презентовать нашу экономическую идеологию? Форум нужен, чтобы продемонстрировать ее большому количеству людей, готовых участвовать в этом обсуждении и принимать предварительные решения. Если делать это обычным путем, я не знаю, сколько нужно бегать по кабинетам и доказывать свою правоту. Мы выставляем более 75 проектов. В том числе по освоению северных территорий, проекты в сфере деревообработки, инфраструктурные проекты, связанные со строительством автомобильных, железных дорог, электросетей.

Иркутская область расположена в Восточной Сибири западнее озера Байкал. Дата образования области — 26 сентября 1937 года. Столица — город Иркутск (594,5 тыс. жителей), основан в 1686 году.

Общая площадь территории — 774,8 тыс. кв. км (4,6% территории России).

Население — 2 712,9 тыс. человек (1,9% населения России).

В состав области входят 33 муниципальных района, 9 городских округов, 67 городских и 365 сельских поселений. Подавляющее большинство населения области русские (93%). По числу жителей область уступает в СФО только Красноярскому краю и Кемеровской области.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Область богата месторождениями нерудного сырья для черной металлургии.

На территории Иркутской области действуют крупнейшие ГЭС: на Ангаре — Братская, Усть-Илимская, Иркутская; на реке Мамакан — Мамаканская.

Крайне неблагоприятным является экономико-географическое положение Иркутской области: она одинаково удалена как на запад (Урал), так и на юго-восток (Азиатско-Тихоокеанский регион) от ближайших центров потребления добываемого здесь сырья и производимой продукции.

Главной транспортной артерией Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2,5 тыс. км.

По территории области протекают крупнейшие судоходные реки — Ангара, Лена, Нижняя Тунгуска, обусловившие развитие водного транспорта, на долю которого приходится порядка 10% общего грузо­оборота.

Рейтинговым агентством «Эксперт РА» региону присвоен инвестиционный рейтинг 2B.