Не у кого учиться

Игорь Мельник
1 сентября 2008, 00:00
  Сибирь

Иркутский рынок ретейла освоен, но местным игрокам не хватает новых технологий управления. Способность их предложить станет для крупных сибирских и федеральных игроков входным билетом в Иркутскую область

Попытки проникновения на иркутский рынок ретейла иногородние торговые сети осуществляли и раньше. В марте 2007 года крупная уральская продуктовая сеть «Незабудка» открыла несколько магазинов, но закрепиться в регионе ей не удалось из-за проблем с логистикой. С началом процесса банкротства головной компании иркутские активы были перекуплены местной сетью «О-Кей». Таким образом, большая часть слияний и поглощений на рынке ретейла области ведется только на местном уровне.

Сегодня в городе только одна сеть с иногородними корнями — с марта 2008 года кемеровский «РегионМарт» объединился с крупным иркутским ретейлером «АМИК Кэш энд Кэрри», владеющим 29 магазинами. «АМИК» сменил название на Восточный дивизион ГК «РегионМарт», но сохранил руководство и самостоятельность в регионе присутствия. Глава Восточного дивизиона ГК «РегионМарт» Александр Сальников уверен, что у иркутских игроков есть еще два–три года, чтобы встретить крупные федеральные и региональные сети.

— В Сибири крупные региональные сети уже давно выходят в сопредельные регионы. Есть ли аналогичные примеры среди иркутских игроков?

— Есть. Еще до слияния с «РегионМартом» «АМИК Кэш энд Кэрри» открыл два магазина в Улан-Удэ. После слияния у нас появились планы выйти в Читу.

— Станет ли тенденцией в ближайшее время приход в Иркутскую область иногородних сетей?

— Это становится тенденцией уже сейчас. Если уже с нашей стороны Урала конкуренция становится достаточно жесткой, а в Прибайкалье и Забайкалье емкость рынка еще очень высока, логичным будет приход сюда иногородних сетей, которым уже тесно на локальных рынках. Об этом в разное время заявляли АЛПИ, «Монетка», «Пятерочка», «Мария-Ра», но это осталось только заявками. Когда мы планировали осуществить проект «Бонус-Поляна» с «РегионМартом», то надеялись вывести нашу торговлю на новый качественный уровень и на какое-то время отсрочить приход сюда федеральных игроков. Хотя возможен и вариант, когда успешный опыт иногородней сети только подстегнет интерес других компаний к Иркутской области.

— Для чего вдруг потребовалось «АМИК Кэш энд Кэрри», одному из крупнейших игроков на иркутском рынке, слияние с кемеровской сетью?

— Интерес обоюдный — у нас есть позиции в регионе, логистика, большие обороты. А в «РегионМарте» топ-менеджмент состоит в основном из иностранных сотрудников, которые работали в «Мосмарте», Carrefour. Поэтому нас привлекли технологии. В Иркутске по большому счету учиться не у кого. К моменту слияния «АМИК» был в числе фаворитов рынка — мы уже довольно давно работаем здесь: 15 лет как оптовая компания, как ретейлер — пять лет.

— Качественный прорыв получился? На каком уровне в принципе находится сегодня рынок ретейла в Иркутске?

— Уровень в целом довольно невысокий. Нет четкого форматирования магазинов, местные игроки делают упор на количество точек. Мы решили в этом году не наращивать число магазинов, а поработать над качеством — понять, на какую аудиторию нужно ориентироваться и какой товар нужен покупателям. Некоторые считают, что это наша слабость — «Бонусы» остановились и они уже не конкурент. Но штамповать торговые точки уже неинтересно — хочется качественного роста. Сейчас мы проводим ребрендинг и ремоделлинг существующих магазинов «Бонус». Часть уже поменяли на марку «Поляна».

— Чем отличались магазины «Бонус» от магазинов «Поляна»?

— Наверное, ничем особо не отличались. Поэтому и происходит это слияние — мы близки друг другу по ценовому сегменту, по покупательской аудитории. Магазины, которые получили бренд «Поляна», — четкие, яркие и форматированные. Магазины «Бонус» работают в формате универсальных, где есть абсолютно все. Ассортимент настолько широкий, что мы планируем его уменьшать, порой возникают сложности в управлении такой широкой линейкой товаров. Сегодня, на наш взгляд, это недостаточно рентабельно.

На иркутском рынке вообще большая проблема с форматированием. В целом форматов немного — дискаунтер, супермаркет, гипермаркет, остальное «от лукавого». Дальше начинается мест­ный колорит — универсамы, супермини-маркеты, такие гибриды, как «универсам-кэш-кэрри». Мы тоже этим переболели в свое время — позиционируя свои магазины как универсамы экономкласса. Но сегодня дискаунтеров как таковых в Иркутске точно нет. Есть первые проблески в Ангарске — местные ретейлеры достаточно продвинуты, и там форматирование четче. Существуют ярко выраженные дискаунтеры, супермаркеты и гипер­маркеты: некоторые игроки пригласили московских консультантов, которые ставят им этот бизнес. Мы пошли по пути слияния.

— Можете пояснить — зачем понадобилось менять бренд, ведь «АМИК» был довольно раскрученным, по местным меркам?

— Маркетинговый ход. Бренд меняли в первую очередь в магазинах, которые устарели морально, перестали нравиться покупателям. Смена бренда — ход, который позволяет все тот же магазин открыть для покупателей в новом виде. Правда, новое форматирование серьезно сокращает пул поставщиков: уходят те, которые предлагают товар, не востребованный рынком и покупателем, в силу каких-то особенностей — качества, упаковки, например.

— Кроме перепозиционирования магазинов в Иркутской области и Бурятии, за полгода, которые прошли с момента сделки, какие действия вы еще совершили, можно ли подвести какие-то итоги?

— Пока рано. Все это время ушло на подстройку стандартов, процессов, ревизию контрактов, другие необходимые меры, чтобы сделать слияние успешным. За плечами у акционеров многотысячные коллективы: в «АМИКе» работали 1 500 человек, в «РегионМарте» — не меньше. Только кажется, что полгода — большой срок. В планах было начать дальнейшее развитие уже в июне–июле, но действительность накладывает свой от­печаток: сказывается разница в подходах кемеровчан и иркутян. То, что хорошо работает в Кемерове, в Иркутске неприемлемо — и наоборот. Это касается и работы с поставщиками, и с местными властями. В Иркутске, например, нет ярко выраженного понимания того, что нужны торговые площади, со стороны компаний, которые занимаются землеотводом, строительных организаций. Город еще не дорос до тех высот, когда обращают внимание на цивилизованную торговлю. Дефицит жилья подталкивает строительные компании к активной работе в жилищном секторе, а торговый сегмент остается неохваченным. Конечно, есть местные игроки, которые активно развивают этот бизнес, например, «Фортуна». Один из их проектов — гипермаркет «Ликон-хоум», но это не продуктовая ниша, а строительные материалы. Еще один застройщик — «Байкальская Виза», но они сейчас заняты туристическим бизнесом и пока открыли только два торговых центра, которые, к сожалению, еще не заработали в полную силу.

— После слияния с «РегионМартом» были ли каким-то образом скорректированы планы развития компании?

— Цели, которые ставит «РегионМарт», известны — если не стать первыми в СФО, то присутствовать в первой тройке. Фавориты, к уровню которых нужно стремиться, — «Холидей-Классик», «Мария-Ра». После слияния с «АМИК Кэш энд Кэрри» «РегионМарт» занимает пятую строчку. В дальнейшем можно будет говорить о других приобретениях: сейчас органически развиваться достаточно тяжело — как я уже сказал, в Сибири практически нет площадей, и ретейлерам приходится идти на ухищрения — переделку заводов, производственных цехов. Только в Красноярске торговые центры строятся активно, в остальных городах Восточной Сибири об адекватном предложении говорить рано. Это останавливает компании, которым не интересен путь приобретения локальных сетей. Еще довольно сложно наладить логистику.

— В Иркутской области пул проблем, с которыми сталкиваются ретейлеры, чем-то отличается от других регионов?

— Во-первых, практически отсутствуют местные поставщики, которые могут в полном объеме и на обоюдовыгодных условиях обеспечить сети. Локальные поставщики предлагают неприемлемые цены, которые, возможно, сложились здесь, но в соседних регионах эти же товары первой необходимости стоят дешевле. Сегодня мы поставляем яйцо из Новосибирска, майонез из Красноярска — получается дешевле, чем у местных по­ставщиков. Конечно, с местными работаем, но полностью на них не ориентируемся. Местных производителей не очень много. Если говорить о молоке, здесь есть один крупный молочный комбинат, который принадлежит холдингу «Янта», и несколько небольших перегонщиков — Белореченское, Хомутов­ское. Мясокомбинатов тоже немного — Иркутский, Ангарский мясокомбинаты и несколько мелких. Иркутская область находится в зоне рискованного земледелия и рискованного животноводства.

Во-вторых, транспорт становится важным звеном — довольно большие расстояния между городами даже в пределах Иркутской области. Чтобы решить проблемы ассортимента и запасов, пришлось создать распределительные центры в Братске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите. Плечо, которое обслуживает иркутский распределительный центр, — 700 километров. В принципе, как показывает практика, такие крупные федеральные ретейлеры, как «Х5 Ритейл», «Магнит», работают как раз на таком плече — 400–700 километров.

— Какой регион влияния у Восточного дивизиона «РегионМарта»?

— Западная граница проходит по Красноярскому краю — там начинается сфера интересов дивизиона «РегионМарт-Центр». Планируется, что их будет несколько — Центральный, Западный и Восточный. Западный будет работать за Уралом, Центральный — в Западной Сибири, Восточный — в Иркутской области и Забайкалье.

— А дальше, на Дальнем Востоке?

— До 2010 года мы не планируем туда заходить.

— Каковы планы развития в вашей зоне ответственности?

— В начале 2009 года мы должны открыть большой гипермаркет в Чите и ведем переговоры об объединении с какой-либо сетью в Улан-Удэ. Ведутся переговоры в Братске, Иркутске, Ангарске. Органически быстро расти, как я говорил, уже не получится.

— В крупных сибирских городах активно открываются супермаркеты премиум-класса. Насколько перспективен такой формат в Иркутске?

— На мой взгляд, эта ниша не занята вообще. Можно с натяжкой сказать, что в этом формате работает сеть «Слата», но линейка товаров у них не отличается серьезно — омаров вы там не найдете. Скорее акцент идет на ценовую политику и уровень обслуживания.

— Вы планируете приходить в этот сегмент?

— Нет. Беда и наших, и многих ретейлеров — пытаться объять необъятное. Я считаю, что надо занять свою нишу, быть в ней специалистами и полностью ее раскрыть для покупателя, нежели пытаться охватить все и везде понемногу.

— Дальнейшее развитие ретейла в Иркутске — путь слия­ний и поглощений?

— Да, так и есть. Насколько мне известно, в ближайшее время нас ждет открытие «Вестер Гипер» — калининградская компания, здесь уже отрабатывает одну площадку — они переделывают иркутский радиозавод. По сведениям, которые нам дают строители, якобы ведутся переговоры с Carrefour, «Мос­мартом», «Гроссмартом», «Ашаном». Но вряд ли они будут начинать с Иркутска: Carrefour вообще пока нет в России, «Мос­март» не станут шагать через Красноярск, только начав работу в Новосибирске. Поэтому у нас есть еще два–три года, а потом начнется жесткая конкуренция, приход серьезных федеральных игроков.