Преодоление пропасти в два шага

8 сентября 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Еще несколько месяцев назад на сайте ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» (РМЗ, Алтайский край) рекламировалась выпускаемая предприятием продукция: автомобили военного назначения, автомобили многоцелевые армейские, транспортеры, тягачи на гусеничном ходу, сеялки и другая техника. Сейчас сайт не работает. Как толком не работает и сам завод. После многочисленных скандалов, связанных с невыплатой заработной платы и голодовок работников, Арбитражный суд Алтайского края вынес определение о введении наблюдения в отношении предприятия. Определение было вынесено на основании заявления руководства самого завода, акции которого принадлежат государству, о признании ОАО «Рубцовский машиностроительный завод» банкротом.

Проблемы у РМЗ, как и подавляющего большинства предприятий, работавших на оборонку, начались еще в 1990-х. Объем гособоронзаказа тогда сократился практи­чески до нуля. И хотя рубцовский завод, в отличие от некоторых других, сумел в те трудные годы удержаться на плаву, против течения выгрести не получилось. Своевременно перенастроить специализированное производство на выпуск конкурентоспособной гражданской продукции не удалось.

Заводу пытаются оказать помощь и Федеральное агентство по промышленности, и краевые власти, но что из этого выйдет, неизвестно. И этот пример среди сибирских предприятий оборонно-промышленного комплекса не единственный. Омский завод транспортного машиностроения, знаменитый производитель танков, конкурент Уралвагонзавода, несколько лет вел борьбу за выживание. Выжил, но только благодаря тому, что войдет в создаваемый на базе Уралвагонзавода бронетанковый холдинг. Возможно, создание подобных холдингов сегодня один из лучших вариантов сохранить предприятия, специализировавшиеся на выпуске оборонной продукции. Ведь российский ОПК представляет собой область экономики, в которой сосредоточены высокие технологии производства не только военной, но и гражданской продукции. И от того, по какому сценарию пойдет реформирование ОПК, во многом будет зависеть развитие наукоемкого машиностроения, которого в советские времена за рамками оборонки не существовало, как не существует и сейчас (см. «Опять на перепутье», «Э-С»,  № 29 (217) за 21–27 июля 2008 г.).

Но помимо создания вертикально интегрированных структур в Сибири предлагается еще один вариант: кооперация. Эта идея возникла с подачи представителей Омской области в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и, получив под­держку в аппарате полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, воплотилась в конкретную программу «Сибирское машиностроение». Ее участникам предлагается уйти от ненужной конкуренции и работать либо в кооперации, либо по разным отраслям. Так, Омская область сосредоточится на выпуске оборудования для топливно-энергетического комплекса, благо для этого имеются и профильные предприятия, и высококвалифицированные специалисты. Кемеровская область станет специализироваться на производстве горно-шахтного оборудования. Кузбасские ученые и специалисты в области машиностроения уже готовят концепцию производства оборудования для угольной промышленности по нескольким направлениям: выпуску техники для подземной добычи угля, для открытых горных пород, для обеспечения безопасности труда в шахтах. Алтайский край сосредоточится на аграрной промышленности, Новосибирская область — на электротехнике и инновационных разработках. Цель программы: вовлечь в процесс предприятия ОПК Сибирского федерального округа, получив для них заказы, и тем самым увеличить в несколько раз выпуск наукоемкой продукции. Предполагается, что объединение усилий сибирских оборонщиков позволит создавать новое высокотехнологичное оборудование для важнейших отраслей российской промышленности — газонефтяной, металлургической, энергетической. И ставится амбициозная задача — потеснить иностранных конкурентов, продукцию которых сейчас активно покупают ведущие отечественные компании.

Удастся ли машиностроителям ее выполнить, во многом будет зависеть от уровня государственной поддержки и выбора промышленников.