Оживление выживших

Андрей Иванов
15 сентября 2008, 00:00
  Сибирь

Машиностроение в Красноярском крае все-таки выжило. Ныне, к некоторому удивлению самих руководителей предприятий, оно даже развивается и сохраняет значительный потенциал роста. Необходимы лишь незначительные организационные изменения

Вконце августа журнал «Эксперт-Сибирь» провел круглый стол по вопросам состояния машиностроения в Красноярском крае. В нем приняли участие руководители бизнеса, представители власти, научных кругов, общественных организаций. Необходимость обсуждения проблематики развития наукоемких и технологически передовых производств определялась возможностью в ближайшие годы осуществить качественный рывок в этом направлении.

Текущее состояние отрасли плачевно и характеризуется общим сворачиванием деятельности предприятий в сферу ремонтных услуг и выполнения разовых заказов. Счастливым исключением является лишь производство оборудования для энерго- и нефтегазового сектора, где благодаря наличию заказов освоены новые виды продукции, увеличены объемы реализации, проведены мероприятия технического перевооружения.

Чего не хватает предпринимателям

В целом для поддержки промышленности в крае уже реализованы меры государственной помощи, включающие в себя: субсидирование части лизинговых платежей и банковской кредитной ставки, налоговые льготы, бюджетные кредиты, прямые инвестиции, направленные в основном на развитие дорог с целью снятия инфраструктурных ограничений.

Тем не менее с 2004 года господдержка была оказана только двум предприятиям машиностроения. А ведь только в этом году в бюджете края заложено порядка 100 млн рублей, которые в полной мере не осваиваются.

Причину объяснил генеральный директор ОАО «Дивногорский завод низковольтной аппаратуры» (ДЗНВА) Анатолий Зубаков: «Я лично обращался с прошлого года. Я потратил три квартала, но мне до сих пор непонятно, когда будет результат. Судя по всему, его не будет… Гораздо легче работать с Европейским банком реконструкции и развития, чем со службой, которая занимается этими проектами. Там я даю данные и получаю быстрый ответ. А тут вот такой объем бумаги надо представить, чтобы получить сравнительно небольшую помощь». И директор ДЗНВА отчеркнул метку в полметра над столом.

Причиной отказа, как выяснилось, явились несоблюдение требований к формам бизнес-планирования. Нормативно-правовая база зарегулирована так, что необходимо представить весьма весомые доказательства социальной направленности и бюджетной эффективности проектов. С другой стороны, непонятно, зачем, если предприятие получает кредит в банке, проводить повторную административную проверку? Очевидно, необходима оптимизация процесса за счет взаимной аккредитации банков и министерства промышленности края. Сложность представляет и существующая непрозрачность бизнеса. При наличии проблем с опережающим ростом тарифов, цен на сырье и комплектующие предприятия иногда пытаются экономить на налогах (в первую очередь — с заработной платы) и потому идут на финансовые нарушения, что приводит к проблемам при рассмотрении проектов.

По сути, следует признать, что сама налоговая система подавляет производства с высокой добавленной стоимостью. Основная его доля создается именно машиностроением. Соответственно, здесь же формируются значительные отчисления с фонда оплаты труда и прибыли. К этому добавляются серьезные затраты на тепло и энергию, удаленность края от рынков сбыта, что формирует высокие транспортные расходы. В подобной ситуации помощь, которая оказывается властью, с учетом огромных затрат документооборота на ее получение, не принципиальна для активизации наукоемких технологических производств. Потому из стартующих бизнесов никто не хочет заниматься машиностроением. А ведь оно базируется на основе именно малого и среднего производств, что концентрируются вокруг крупных предприятий. Сейчас же малый и средний бизнес отрасли — в основном остатки прежних разорившихся заводов, которые каким-то образом сумели сохранить фрагменты производственных мощностей.

Изменения к лучшему: как их использовать

Серьезные возможности оказания помощи машиностроению предоставлены новым 209-м Федеральным Законом «О развитии малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» и улучшением состояния бюджетов. Так, если утвержденная на текущий год программа города Красноярска предполагает расходование на активизацию социально ориентированных и промышленно-инновационных производств чуть более 30 млн рублей, то в проект трехлетнего бюджета уже закладывается порядка 1,2 млрд. Но для эффективного использования этих шансов необходима большая прозрачность предприятий, их публичность. Отсутствие желания открыться, показать свои реальные возможности и продажи из-за боязни утечки информации к конкурентам, стремления к налоговой «оптимизации» снижает возможности сотрудничества, эффективность оказываемой помощи и ее размеры.

 pic_text1

Рабочая группа по вопросам укрепления промышленного потенциала региона и Совет по стратегии развития Красноярского края открыты для машиностроителей, готовы рассматривать любые вопросы развития отрасли. В настоящее время осуществляется корректировка ряда документов, в том числе ведомственной целевой программы развития производства машин, оборудования, транспортных средств на территории Красноярского края на 2009–2011 годы и базовой программы социально-экономического развития края до 2017 года.

Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» разработана программа «Сибирское машиностроение», включающая ряд подпрограмм, которые предполагается реализовывать на основе межрегиональных кооперационных связей предприятий Сибирского федерального округа. За Красноярским краем закреплены лесная, деревообрабатывающая и горнорудная промышленность, но приветствуется участие и в подпрограммах, «подведомственных» иным субъектам СФО.

Безусловно, за крупное «оборонное» машиностроение несут ответственность федеральные власти. На региональном уровне обсуждается главным образом производство продукции для гражданских отраслей. Интересным вариантом поддержки местной промышленности является предложение сделать упор на развитие внутренней кооперации на основе имеющихся возможностей при максимальном замещении «внешних» поставок «своим» производством. Здесь есть две проблемы. Для восстановления кооперационных связей в городе был создан координационный совет, но он сразу же столкнулся с информационной закрытостью бизнеса, не желающего показывать свои возможности, продажи, кооперативные связи. Кроме того, поддерживать существующие предприятия с их фактической номенклатурой, безусловно, необходимо. Но кооперировать иначе сложившиеся связи практически невозможно, потому что они уже установлены, и перетягивать заказы от одного производителя к другому бессмысленно.

Наиболее перспективным представляется вариант, при котором предлагается провести объективную оценку промышленного потенциала края, на базе этой информации осуществить маркетинговую работу по поиску, привлечению и созданию крупных проектов, которые дадут наиболее целесообразную модель кооперации всего красноярского бизнеса на основе качественного и количественного роста.

Подобный «локомотивный» проект уже реализован в Санкт-Петербурге, где весь транспортный парк (автобусы, троллейбусы, трамваи, уборочные машины) обновляется за счет реализации программы производства этой техники на базе городских производственных мощностей. А на финансирование этих работ и обеспечение будущих закупок направляются бюджетные средства. Кстати, в Красноярске приближается время технического оснащения строящегося метрополитена.

Президент Союза машиностроителей и металлообрабатывающих предприятий Виктор Гупалов задал прямой вопрос: «Будет ли оказана правительством края поддержка в реализации таких комплексных машиностроительных проектов, как алюминиевые вагоны, производство лифтов всех типов и самолетов малой авиации Ан-38?» «В частности, по самолетам очень неплохой проект, я его только что смотрел, но он дорогой — более пяти миллиардов рублей, и очень много рисков при сравнительно незначительном инвестиционном эффекте. Над ним еще надо работать и чаще встречаться, — объяснил ситуацию руководитель службы контроля промышленности правительства края Александр Климин. — Мы будем оказывать поддержку всем инвестиционным проектам, которые будут приносить, в том числе бюджетный эффект. Мы только „за“».

А вот решения по производству на территории края лифтового хозяйства и уборочной техники уже приняты. Причем эти программы будут поддержаны не только прямыми инвестициями, но и в части продвижения на рынках.

Механизм инноваций важен, но есть более значимые проблемы

Необходимым элементом развития машиностроения является поддержка инновационных разработок. Красноярск потратил более 9 млн рублей на бизнес-инкубаторы, сформировав реестр перспективных инвестпроектов более чем в полторы сотни позиций. Осуществляется выход на следующий уровень — технопарки. Все это инфраструктуры, что «подпитывают» производство передовыми разработками. Необходимо, чтобы предприятия активнее сотрудничали с этими институтами, брали наработанные проекты в производство для внедрения товаров-«локомотивов» будущего. Но пока из сотни предприятий только одно–два относятся к данному процессу конструктивно. Не происходит активного участия промышленников в наблюдательных советах бизнес-инкубаторов. То есть игнорируется реальный механизм трансферта разработок в технологии. Надо менять подобный подход и совместными усилиями промышленников и «инновационников» через технопарки идти в массовое производство. Только это обеспечит технологически передовое будущее нашему машиностроению.

При этом наиболее важными частями инфраструктуры все же являются энергетика, тепло, вода, дороги и тому подобные необходимые для выживания производств элементы. А ситуация здесь тяжелейшая, приводящая зачастую практически к остановке машиностроения. Так, по ОАО «ДЗНВА» в прошлом году затраты на энергию составили 37 млн рублей. В этом году, без увеличения потребления, 82 млн. То есть вся прибыль предприятия «съедена» ростом тарифа всего лишь по одному инфраструктурному элементу. А ведь на 2009 год прогнозируется не менее чем 30-процентное увеличение. Такие же нерадостные перспективы и по 2010 году.

 pic_text2

Вопрос введения эффективного государственного контроля над ростом тарифов является определяющим даже не для развития, а уже выживания отрасли. Нынешнее положение привело к тому, что директора предприятий обращаются к руководству холдингов с предложениями перевода из края своих производств.

— Власти необходимо решать эти вопросы, потому что если мы не удешевим все элементы себестоимости, то потеряем машиностроение, — заявил Виктор Гупалов. — Надо разговаривать с людьми, которые могут добиваться в правительстве и администрации понимания наших проблем. Очень хорошо, что мы сегодня собрались и откровенно поговорили, определили свои позиции. Считаю необходимым вернуться к поднятым вопросам и обсудить их на более высоком уровне.

Что имеем, и куда следует идти

Подводя итоги круглого стола, отметим, что в ходе обсуждения участники обменялись уже ставшими почти ритуальными призывами к большей активности. При этом чиновники ждут от промышленников полного использования возможностей утвержденных программ господдержки, представления максимально инвестиционно привлекательных, менее рискованных и подготовленных в соответствии с существующими требованиями проектов. А также участия в разработке комплексных и отраслевых программ и активной деятельности в наблюдательных советах бизнес-инкубаторов, технопарках, внедрении полученных наработок в производство, большей информационной открытости и «прозрачности».

Промышленники считают необходимым снизить трудоемкость представляемых для господдержки проектов хотя бы до уровня, требуемого банками и лизинговыми компаниями, ускорить процессы принятия решений, обозначить отношение властей к убивающей машиностроение налоговой и тарифной политике и привлекать промышленников к разработке только тех проектов, по которым обеспечены маркетинговые и финансовые гарантии. По сути, в настоящее время руководство предприятий целиком загружено основной производственной деятельностью или задачами простого выживания, не имеет возможности для тщательной маркетинговой и инновационной проработки программ развития.

Как отметил заместитель генерального конструктора инженерно-консалтинговой компании «Солвер» Александр Чижов, особо остро обстоит проблема   кадровых ресурсов: «Только с топ-менеджерами предприятий  можно и нужно формировать правильные цели проектов техперевооружения на основе системы показателей эффективного бизнеса. Обычно окупаемость правильно организованных проектов не превышает двух–трех лет. Если сделать подобную систему работы масштабным явлением в среде топ-менеджеров  машиностроительных предприятий и дать им практический инструмент организационных преобразований производства, средства на техперевооружение будут потрачены исключительно рационально, и рыночный эффект будет достигнут в сжатые сроки».

В этой ситуации оптимальным кажется создание обладающего необходимым горизонтом видения проблем штаба развития отрасли, который будет способен провести инвентаризацию имеющихся возможностей, оценит маркетинговые потребности, выберет наиболее привлекательные проекты и адаптирует программы господдержки к их эффективной реализации. То есть сможет разработать целостную стратегию развития машиностроительной отрасли региона для ее включения в программу социально-экономического развития Красноярского края. Весомым результатом круглого стола явились осмысление партнерами позиций друг друга, понимание необходимости продолжить дискуссию в рамках существующих площадок общения бизнеса и власти и, главное, подписание предложенной Союзом машиностроителей резолюции, включающей в себя перечень первоочередных мероприятий для обеспечения условий качественного отраслевого прогресса.

Фото: Олег Кузьмин

Статистика

В крае 200 предприятий машиностроения и металлообработки с общим количеством работников в 30 тыс. человек. Технический и технологический уровень значительной части производственного оборудования не соответствует современным требованиям. Существует дефицит высококвалифицированных рабочих и инженерных кадров, что обусловлено упадком системы профессионального техобразования с 1990-х годов, отсутствием притока молодых специалистов, несформированной и недостаточной системой мотивации для привлечения и удержания высококлассных специалистов. Инвестиционные возможности отрасли ограничены низким уровнем рентабельности продукции, взрывным ростом цен на материалы, длительными сроками окупаемости проектов и отсутствием гарантий сбыта продукции на долгосрочную перспективу. При этом износ основных средств в отрасли достигает 60%. Отсутствуют серийное производство многих видов востребованной внутренним рынком продукции и механизмы перспективного планирования деятельности предприятий.

Источник: Союз машиностроителей и металлообрабатывающих предприятий