Направление роста

Большинство банков видят в малом и среднем бизнесе будущих крупных клиентов, а потому стараются стать их стратегическими партнерами

Крупные российские компании давно поделены между кредитными учреждениями. Теперь последние обратили внимание на малый и средний бизнес (SMB) и готовы предоставить ему ресурсы для развития в надежде, что малые предприятия рано или поздно вырастут в крупные.

Понимая, что главнейшая проблема растущего бизнеса — это отсутствие ресурсов, банки развивают программы кредитования и только потом предлагают предпринимателям такие продукты, как лизинг, овердрафт или депозиты. Учитывая растущую конкуренцию в сегменте «малого и среднего» кредитования, а также невозможность значительного снижения ставок из-за трудностей фондирования, финорганизации стараются сделать основной продукт «вкуснее» за счет индивидуального подхода или предложения специальных программ, направленных на удовлетворение определенных потребностей клиента.

Трудный, но привлекательный

Проблемы, с которыми сталкиваются банки в кредитовании некрупного бизнеса, известны всем участникам рынка — как берущим займы, так и дающим. Это и непрозрачность ведения бизнеса, и отсут­ствие достаточного залогового обеспечения. Также говорится о несовершенстве российского законодательства, слабо отражающего положение и статус предпринимателей. К этим, по сути, внешним причинам добавляется низкая финансовая грамотность руководителей компаний, которые не могут предоставить качественный бизнес-план и правильно составленную отчетность. Само собой, эти факторы значительно влияют на решение, принимаемое финансовыми организациями.

Но в борьбе за клиента все средства хороши. Пытаясь заполучить, а точнее, не потерять его и при этом не попасть впросак, кредиторы проявляют чудеса изобретательности. «Пока банки предоставляют предприятиям малого и среднего бизнеса небольшие суммы из-за высоких рисков кредитования либо повышают процентные ставки ввиду трудоемкости проработки заявок», — говорит начальник отдела кредитования юридических лиц управления кредитования ЗАО «Банк ВЕФК-Сибирь» Евгения Шейко.

Разумеется, терпеть неудобства финансовые организации готовы не только из-за ожидаемого чудесного превращения малых предприятий в прибыльных клиентов, которые перейдут на расчетно-кассовое обслуживание и откроют депозитный счет. Кредитование малых и средних компаний менее рискованно, чем работа с физическими лицами, и позволяет диверсифицировать портфель банка. «Малый и средний бизнес отличается большей дисциплинированностью, доля просроченной задолженности составляет в среднем по SMB один–три процента, по потребительскому кредитованию — пять–семь процентов. Такие займы надежнее для баланса, — считает директор регионального центра «Сибирский» КМБ-Банка Вячеслав Чехомов. — Если сравнивать кредитные портфели по продуктам SMB и небольшому количеству более крупных клиентов, то качество первого значительно выше. В случае с солидными корпоративными заемщиками невозврат одного может сделать проблемным весь портфель, в то же время качество кредитного портфеля SMB, даже при наличии финансовых трудностей у нескольких компаний, не снизится».

Сделать малый бизнес интересным для банка могут и сложившиеся отношения с розничными потребителями — физи­ческими лицами, имеющими собственный бизнес. В этом случае программы кредитования малых и средних предприятий могут служить своеобразным якорем, который укрепит отношения сторон. Полный комплекс услуг таким клиентам готов предложить Новосибирский филиал BSGV, который в сентябре 2008 года запускает новые продукты.

От массовости к индивидуализации

Индивидуальный подход — незатейливая приманка для клиентов. Кроме очевидных выгод для бизнеса вроде возможности отсрочки платежа или индивидуального графика погашения ссуды в случае сезонной деятельности, такая нестандартизован­ность имеет преимущества и для самих кредитных организаций. Персональная работа позволяет снизить уровень просрочки, а также выдавать ссуды предприятиям, получившим отказ в других структурах. Опрошенные специалисты говорят, что готовы варьировать условия в зависимости от особенностей бизнеса, при этом речь идет как о разработке индивидуального графика платежей, так и о максимальной сумме кредита или взимаемых комиссиях.

Однако представители банков признают, что одного только кредитного эксперта, каким бы компетентным он ни был, для работы с сегментом SMB не­достаточно. «SMB — непростой клиент, с ним приходится балансировать на грани взаимодействия с физическим лицом и крупным корпоративным клиентом, применяя как системы скоринга и экспресс-кредитования, так и индивидуальные подходы. Поэтому организациям, которые собираются предоставлять услуги малому и среднему бизнесу, предстоят значительные инвестиции в автоматизацию, технологии оценки кредитоспособности, а также построение филиальной сети, в которой будут предлагаться стандартизированные продукты», — считает директор управления развития продуктов малого и среднего бизнеса ОТП Банка Александр Кононов.

Банки смягчились

Что касается самих программ кредитования SMB, то в I полугодии 2008 года они претерпели значительные модификации. Ряд банков объявил об изменении подходов к обеспечению и увеличении максимальной суммы займа. Так, «УРАЛСИБ» и НОМОС-Банк готовы предоставить до 1,5 млн рублей без обеспечения, у других эта сумма ограничивается 1 млн. Условием предоставления кредита без залогового обеспечения в некоторых структурах является поручительство руководителя предприятия или учредителя. А в случае с формой регистрации ПБЮОЛ поручителем должен выступить член семьи. В качестве залога принимаются и товары в обороте, и приобретаемые внеоборотные активы: автотранспорт, оборудование, недвижимость.

Верхняя граница кредита увеличилась и зависит от программы и особенностей бизнеса. У разных банков она составляет от 3 до 75 млн рублей.

Еще одной тенденцией на рынке кредитования SMB стало появление специальных продуктов, направленных на конкретные потребности заемщиков. Например, у Промсвязьбанка есть отдельные программы для приобретения коммерческого транспорта и спецтехники, оборудования. А ОТП Банк, КБ «Белон» и КМБ-Банк предложили клиентам продукт «Бизнес-ипотека» — кредитование под залог жилой и коммерческой недвижимости.

Одним из нововведений нынешнего года стало предложение предпринимателям плавающих ставок, привязанных к показателям MosPrime, LIBOR или EURLIBOR. Такой продукт для корпоративных клиентов появился у УРСА Банка. Он позволяет сберечь на первых процентных платежах в среднем 1,5–2% от уровня фиксированных ставок, а дальнейшая экономия зависит от колебания межбансков­ских ставок. При их повышении экономия клиента будет меньше, при понижении — возрастет. Похожая программа есть и в линейке ОТП Банка: ставка по «Бизнес-ипотеке для SMB» составляет 13% годовых без комиссий на первые пять лет, на оставшийся срок предусматривается плавающая ставка — MOSPRIME6 + 8,3%, для валюты — еще дешевле.

В целом же оценить рынок услуг малому и среднему бизнесу сложно, так как многие финансовые институты предлагают индивидуальные условия для этой группы заемщиков, а основные критерии: сумма, срок кредита и наличие обеспечения — предполагают большой простор для вариаций.

Будем работать

Сегмент кредитования малого и среднего бизнеса банкиры признают конкурентным, но пока не достигшим западных показателей развития, и это позволяет говорить о его пока неограниченном потенциале. По мнению Александра Кононова, в ближайшее время банки будут конкурировать в сфере формирования выгодных продуктовых пакетов (например, кредит + РКО + инкассация), качества обслуживания (что невозможно не только без применения новейших методик обучения персонала, но и максимально полной автоматизации процессов кредитования и аналитики), а также дальнейшего упрощения процедуры предоставления кредита.

Борьба в сегменте будет усиливаться за счет более активного выхода на рынок дочерних структур западных банков, и это может стать проблемой для финансовых организаций, не имеющим доступа к «длинным» и дешевым финансовым ресурсам. Усилить позиции на рынке кредитования SMB смогут те федеральные и местные структуры, которые успеют по­строить региональные сети. Важным условием станут совместные программы с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также юридическими лицами, образующими инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, полагает Евгения Шейко.

Оценивая перспективы регионального рынка кредитования SMB, представители банков проводят аналогии с развитием рынка ипотечных кредитов в период бурного роста. Основными характеристиками рынка станет расширение продуктовой линейки и приход новых игроков.