К черту инновации!

Игорь Мельник
29 сентября 2008, 00:00
  Сибирь

Сегодня высокотехнологичные решения для торговли мало востребованы сибирскими ретейлерами. Отчасти виной этому низкая конкуренция, отчасти — кризис ликвидности

Сегодня ретейлеры, работающие в Сибирском федеральном округе, несколько замедлили темпы развития — кризис затронул и их. «Если раньше «Холидей» открывал по десять магазинов за осень, сейчас у них в планах два. Рынок при этом еще не насыщен, даже по Новосибирску у торговых сетей еще очень много работы, не говоря уже о масштабах предстоящего развития по области», — говорит коммерческий директор компании «ДатаКрат-С» (Новосибирск) Александр Нефедов. Для интеграторов это означает уменьшение поставок программного обеспечения (ПО) и кассового оборудования в рамках уже заключенных контрактов. С другой стороны, необходимость оптимизации бизнес-процессов при растущих затратах может подстегнуть ретейлеров больше инвестировать в новые технологии, которые бы уменьшили издержки. Правда, по мнению коммерческого директора «Штрих-М Новосибирск» Андрея Попова, кризис, наоборот, не повлиял на активность компаний по автоматизации магазинов. Он приводит в качестве примеров барнаульскую сеть «Мария-Ра», экспансию кузбасской «Поляны» на восток, производителей мясопродуктов и птицефабрики, которые начали постепенно развивать собственные сети магазинов.

Нон-фуд-сегмент растет быстрее продуктового. «Появились магазины по региону у «Посуда-центра», «ЧудоДом» увеличил количество собственных точек с двух до шести, «ДомоЦентр» в последнее время открыл 20 магазинов разного формата, активно работает алтайская „Практика“», — отмечает Андрей Попов.

Тем не менее все игроки признают, что в последнее время новых крупных проектов автоматизации не стартовало.

По старинке

Автоматизация торговых площадей охватывает два структурных сегмента — фронт-офис и складское хозяйство. Все российские крупные сети, созданные давно, автоматизировали эти секторы в середине–конце 1990-х. Сегодня ПО прошлого десятилетия уже морально и фактически устарело и назревает вопрос о его модернизации либо замене. «Как правило, кассовый софт, который был выбран несколько лет назад в сетевых проектах, не меняют. Либо кассиры так и работают на устаревших версиях, либо эти продукты просто модернизируются. Даже десять лет назад использовалось ПО компаний, которые и сейчас являются лидерами — «Пилот» (Москва), «Сервис-Плюс» (Москва).  Бэк-офис модифицируется активнее: меняются платформы, эволюция бывает различной — вплоть до того, что берут одно основное решение и меняют его несколько раз», — комментирует Андрей Попов. Подобный подход применяла ГК «Сенсация» («Столичный», «Пятерочка», «Квартал»). По данным интеграторов, в компании активно тестировали различные системы управления и легко отказывались от них, если они не подходили под концепцию. Сейчас в «Пятерочке» и «Столичном» используются разные программы управления бэк-офисом.

Крупные сети все чаще присматриваются к решениям SAP — несмотря на дороговизну и сложность внедрения, это порой бывает единственными выходом для очень больших игроков. «Российские ретейлеры очень внимательно относятся к SAP еще и потому, что у зарубежных игроков, которые могут приобретать российские сети, складские и учетные секторы автоматизированы на этой платформе. Будет проще продать свой бизнес, если внедрена SAP, в случае интереса иностранных компаний», — говорит Андрей Попов.

Нам нужен черный хлеб, а не сыр бри

Интеграторы сегодня активно рекламируют различные технологические новинки, список велик и постоянно пополняется. В настоящее время самыми разрекламированными позициями являются «убийцы очередей» — крип-бастеры, электронные ценники и информационные киоски. Но реального массового спроса на эти предложения нет. Как правило, такие проекты сейчас внедряются только в Москве и европейской части страны, а те единицы магазинов в Сибири, которые сегодня оборудованы по последнему слову техники, принадлежат федеральным и международным торговым сетям.

«Действительно, пока нельзя считать инновационные технологии общепринятыми, — подтверждает директор по маркетингу компании «Пилот» Олег Измайлов. — В тираж высокотехнологичные проекты не то что в Сибири, но и в России пока не идут. Причины — в низком общем уровне развития отрасли и ее готовности к внедрению таких технологий. До сегодняшнего момента ретейлеры делали ставку на экстенсивное развитие — экспансии внутри городов и выход в другие регионы. При этом рынок остается ненасыщенным, и конкуренция не является тем фактором, который бы заставил уделять внимание качеству обслуживания и автоматизации бизнес-процессов».

 Олег Измайлов выделяет три этапа в автоматизации торговых площадей. Первичная автоматизация заключается в наладке работы фронт- и бэк-офиса при помощи специализированных приложений. Следующий, второй этап, — внедрение систем корпоративного управления, таких, как ERP (системы управления предприятием), SCM (управление поставками), WMS (управление складской деятельностью) и CRM (управление взаимоотношений с клиентами, которое чаще всего заключается в разработке и поддержке различных программ лояльности). К этому же этапу относится оптимизация ИТ-систем, в том числе в результате слияний и поглощений. А внедрение инновационных технологий относится к последней стадии, которая наступает, когда рынок насыщен, игроки консолидированы и в регион приходят сильные федеральные и зарубежные конкуренты. Только тогда возникает борьба за покупателя, за эффективность работы сети, логистики и, соответственно, встает вопрос внутренней оптимизации сети (мобильные решения, электронные ценники) и работы с потребителем (системы лояльности и самообслуживания). Хотя технологически рынок готов предоставить все эти инструменты уже сейчас, но реально ретейлеры ощутят потребность технологически сложных решений только через четыре–пять лет.

Что сегодня не используют сибирские магазины

Информационные киоски

Сегодня в чистом виде информационных киосков в сибирском регионе практически нет. В Новосибирске их используют «Лента» и «Холидей», причем последняя компания поступила нестандартно, разместив их на выходе из магазина. «Парадокс инфокиосков «Холидея» таков — их не используют, чтобы информировать о товаре, они нужны, чтобы дать информацию по программе лояльности, чтобы те покупатели, которые выходят или заходят в магазин, могли посмотреть состояние своего счета и историю транзакций», — говорит Андрей Попов.

Схожую функциональность могут иметь и весовые зоны, новейшие модели которых позволяют получать дополнительные данные о товаре. Сегодня их применяют только в европейской части страны.

Прайсчекеры

Прайсчекеры выводят на встроенный дисплей цену товара и его наименование по штрихкоду. Сегодня они используются в «Холидее», «Ашане», METRO. В сегменте нон-фуд тоже есть интерес к таким решениям. «Мы нашли понимание у компании «Бухгалтер», где попутно прайсчекер выдает количество оставшихся на складе экземпляров», — говорит Андрей Попов. Средняя стоимость прайсчекера с беспроводным интерфейсом — порядка 20–60 тыс. рублей.

Электронные ценники

Ценники на жидких кристаллах востребованы в секторах, где динамика обновления цен высока. Одними из первых заинтересовались компьютерные салоны и строительные магазины самообслуживания, которым важна быстрая оборачиваемость, и они переписывают ценники каждый день. Цена отпугнула многих — проект на 200–300 кв. м стоит сегодня порядка 800 тыс. рублей без учета стоимости работ. Один из немногих реализованных — магазин электроники «Санрайз-Про» в Москве, который автоматизировала «Штрих-М». Здесь было порядка 1 тыс. позиций, цена на которые постоянно обновлялась, поэтому внедрение окупилось достаточно быстро.

Крупных проектов по внедрению электронных ценников, по словам Александра Нефедова, по России всего два — в METRO Cash&Carry и в сети супермаркетов «О’Кей». «Как правило, такие решения плохо распространяются по причине длительной окупаемости. Возврат инвестиций по этому проекту рассчитывается как правило в районе пяти лет, но вкладывать эти деньги сейчас бессмысленно: в следующем году будет доступна электронная бумага, а еще через полтора года китайцы сделают то же самое дешевле. Выйдет, что сегодня, инвестируя на пять лет вперед, будешь вынужден заменить то же самое «железо» через два года, потому что придет следующая технология, которая будет дешевле этой в разы. Я думаю, через пару лет ценники на электронной бумаге будут уже в рабочем режиме в магазинах», — комментирует Александр Нефедов.

Крип-бастеры — «убийцы очередей»

За рубежом крип-бастеры работают давно и успешно, в России их практически нет. Суть их работы в том, что полный товарный чек покупатель оформляет до посещения кассового узла — сотрудник магазина, вооруженный радиотерминалом сбора данных и мобильным принтером, выдает покупателю предварительный чек и запечатывает покупки в пакет. На кассе считывается один штрихкод с этого пакета, который разворачивается в кассовой программе в список товаров. Эти системы стоят в районе 40 тыс. рублей в расчете на рабочее место. Такие системы уже поддерживают отечественные системы, например «Супермаг-УКМ» от «Сервис-Плюс» и SET Retail от «Кристалл-Сервис». «Внедрению крип-бастинг-систем препятствует еще российский менталитет — после выдачи предчека пакет опечатывается, и, по идее, больше нельзя набирать товары. А можно положить под пакет еще что-нибудь: поскольку он, как правило, большой и тяжелый, заставить покупателя его поднять — уже проблематично», — говорит Андрей Попов.

RFID-метки

Удобство RFID нельзя оспорить. Во-первых, это бесконтактные устройства, ридер RFID-меток может работать на расстоянии от 2 мм до 1,5 м в зависимости от модели. Во-вторых, на эти метки можно записывать любую информацию сколько угодно раз.

METRO Cash&Carry одной из первых решила привязать свою логистику к RFID-технологиям. Зарубежные ретейлеры идут к ним медленно и поступательно благодаря своей колоссальной мощности — они вынуждают поставщиков оборудовать свои паллеты RFID-метками. В результате ускоряют процесс логистики. Для России пока RFID-оборудование остается еще очень дорогим — одна метка стоит всего 25 рублей, но сканер, который работает на расстоянии 2–5 см, от 200 долларов, а до 1,5 м — до 3 тыс. долларов.

Зарубежные штучки

Ретейлеры стали обращать все больше внимания на функциональность фронт-офиса. Александр Нефедов говорит, что скоро в таких системах будут доступны планограммы торгового зала — расстановка и анализ продаж товаров с различных стеллажей. В соответствии с этим можно вычислять стоимость квадратного метра в каждом из секторов зала и корректировать условия работы с поставщиками. Сегодня функционал, позволяющий это сделать, есть практически у всех, но он не привязан к эффективности. Поэтому нужен один продукт, который работал бы и на кассах и на весах, составлял бы планограммы и загружал информацией электронные ценники, проводил инвентаризацию. Сегодня, как правило, для осуществления этих работ используется зоопарк различных решений. Российская система подобного класса всего одна — SET Retail, поэтому ретейлеры, работающие в России, часто используют зарубежные системы — Advanced Store&Retail, Retalix, Calypso.

Идея объединения фронт- и бэк-офиса пришла из-за рубежа. Идея хорошая. Не секрет, что кассовое ПО, весы и сканеры штрихкодов работают отдельно. Когда они подключены к фронт-системе, это дает колоссальное увеличение управляемости и позволяет в итоге серьезно повысить эффективность торговли. Раньше о таких решениях нельзя было и подумать: еще лет пять назад отсутствие канала связи делало эту гигантскую систему бессмысленной.

Все указывает на то, что отечественные ретейлеры созрели сегодня именно для таких решений, которые делают их работу удобнее, но еще не доросли до удобных решений для покупателей.