О роскоши в нищете

Крах финансовой системы Соединенных Штатов Америки поставил жирный крест на положительной динамике продаж автомобилей во всем мире: к началу следующего года этот показатель рискует войти в крутое пике, и новых рекордов роста в обозримом будущем не предвидится

Едва ли не последним крупным очагом сопротивления остается Россия и несколько других развивающихся рынков, таких, как Китай и Бразилия, но позитив здесь только лишь в том, что скорость падения немного ниже: устойчивый ежегодный рост (в среднем на 50%) объемов продаж иностранных автомобилей в нашей стране подошел к концу.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в августе 2008 года в России продано на 23% (175,56 тыс. единиц) иномарок больше, чем в августе 2007-го, но этот рост почти вдвое меньше, чем в предыдущем месяце. Для сравнения, в июле реализовано 199,33 тыс. иномарок как отечественного, так и иностранного производства, что на 40% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Перелом тренда произошел в I полу­годии 2008 года, когда, несмотря на 47-процентный рост российского рынка иномарок, из 49 представленных на рынке иностранных брендов только 19 смогли за отчетный период достичь или превысить темпы роста автомобильного рынка России.

В «черном» августе и вовсе пошатнулись, казалось бы, незыблемые позиции лидеров отечественного рынка иномарок. Отрицательную динамику показал самый популярный в РФ бренд Chevrolet (-5%), концерн Mitsubishi Motors снизил продажи на 19%, Renault — на 7%, Kia — на 8%, Volvo — на 48%, Mercedes-Benz — на 18%.

И хотя некоторые менее массовые бренды торговались успешно (например, продажи Honda выросли на 144%, а Fiat — на 456%), августовское падение лидеров урезало общий темп прироста рынка за восемь месяцев на 4% (43%) по сравнению с 47% за I полугодие 2008 года.

По нашему прогнозу, дальнейшее развитие нисходящего тренда зафиксирует годовой показатель прироста объемов продаж иномарок в России в оптимистичном сценарии на отметке +20–25%, а в первой половине будущего года динамика окажется отрицательной. И вот почему.

Финансовая истерия

Крупнейший за всю историю Соединенных Штатов ипотечный кризис сломал стереотип «жизни в кредит» рядовых американцев, формировавшийся не один десяток лет. Некогда удобные ипотечные займы, долгие годы усыплявшие бдительность граждан США, в один момент превратились в главный кошмар и страх — страх потери самого дорогого, что у них есть и за что они рассчитываются всю жизнь — собственного дома.

По мнению некоторых экспертов, спасение главного актива в случае утраты кредитоспособности американцам логично искать в кредитных картах — второму по величине и популярности финансовому продукту североамериканской финсистемы после ипотеки. Продукту, который, в отличие от ипотеки, не обеспечен никакими долговыми обязательствами и как следствие — на порядок более рискованный с точки зрения финансирующей организации. Говоря простыми словами, неплатежеспособный американец, находясь во власти страха потери дома, в первую очередь бросится снимать все деньги с кредиток, чтобы ликвидировать ипотечный долг. Нетрудно представить: если в такой ситуации и без того изрядно покалеченной финансовой системе США придется пережить еще один гораздо более серьезный виток кризиса, то остальному миру тоже придется несладко.

В этой связи легко представить перспективу третьего по объему кредитного продукта — на приобретение автомобиля, вне зависимости от региона. Нынешнее психологическое состояние налого­плательщиков, мягко говоря, не располагает к покупке либо замене машин на новые. Это ведет к ослаблению потребительского спроса, в том числе и на кредитный продукт, поскольку более половины автомобилей в той же России приобретается в кредит (по данным АА «Автостат», в 2007 году в России было продано 2,42 млн новых авто, 1,15 млн из которых — в кредит). С другой стороны, финорганизации в условиях низкой ликвидности не смогут по-прежнему легко и дешево выдавать ссуды гражданам. Банкиры сходятся во мнении, что в ближайшем будущем придется не только повысить ставки (соразмерно с ростом инфляции) и ужесточить условия (сокращение займов без первоначального взноса, уменьшение максимальной суммы кредита), но и поднять планку риск-менеджмента (дополнительный залог, поручительство третьих лиц, страхование жизни).

Ни один из европейских авторынков не остался незатронутым глобальным финансовым торнадо, а рынки развивающихся стран с небольшим временным лагом пойдут вслед за ними

Ситуация видится истерически-комичной: желание граждан покупать в кредит слабеет, условия кредитования резко ужесточаются. При таком раскладе о темпах роста данного кредитного инструмента в перспективе ближайших лет остается только мечтать. Согласно оптимистичным прогнозам аналитиков, темпы роста автокредитования в России, разогнавшиеся в последнее время до немыслимых скоростей, по итогам 2008 года снизятся на
25–30% по сравнению с предыдущим годом.

Коснется всех

Две вышеописанные проблемы очевидно взаимосвязаны и взаимозависимы. Ослабление покупательского спроса, с одной стороны, и низкая ликвидность финансирующих организаций — с другой, негативно отражается на всех сферах экономики в большей или меньшей степени, но мы говорим об автомобильной промышленности.

По прогнозам J.D. Power & Associates (США), продажи автомобилей в США сократятся на 7,7%: с 16,2 млн в 2007-м до 14,95 млн штук по итогам 2008 года.

Хлипкая мировая экономика тянет вниз и автомобильную отрасль Западной Европы: по данным Global Insight, в августе продажи новых автомобилей здесь снизились на 16,4%, за восемь месяцев 2008 года падение составило 4,4%. Прогнозируемое падение на будущий год составляет 4–7%, и позитива вплоть до 2010 года ожидать не приходится.

Из пяти ключевых автомобильных рынков Европы больше всего пострадала и без того слабо развитая Испания. Рост безработицы и отсутствие внятной финансовой политики спровоцировали падение продаж новых автомобилей в августе на 41,3%, а за восемь месяцев года показатель достиг отметки -21,1 %. Годовой результат падения прогнозируется на уровне 25% по отношению к предыдущему периоду.

Британский рынок пошатнулся в августе на 18,6%, что стало новым историческим минимумом за последние 40 с лишним лет. Не исключено, что по итогам года рынок Туманного Альбиона сложится вдвое.

В Италии «черный» август характеризовался падением продаж на 26,4%, в период с января по август снижение составило 12,4%. Среднегодовая инфляция в Италии по итогам августа на уровне 4,1% (рекордно высокий показатель начиная с 1966 года) и одни из самых высоких в Европе цен на топливо не сулят никаких радужных перспектив: прогнозное снижение объемов продаж автомашин по данным Fiat составит 15% по сравнению с показателями предыдущего расчетного периода.

Обвал не обойдет стороной и более устойчивые рынки Германии и Франции, объемы продаж на которых сократились в августе на 10,4% и 7,1% соответственно.

И тихую гавань тоже

В итоге ни один из европейских авторынков не остался незатронутым глобальным финансовым торнадо, а рынки развивающихся стран с небольшим временным лагом пойдут вслед за ними. Так, в Китае продажи упали на 6,2%, в Индии — на 4,4%. Бразильский рынок вырос, но всего на 4% в августе.

Российский, с его увеличением в 23%, на этом фоне выглядит островком стабильности, но перспектива после резкого восхождения вверх испытать еще более стремительное падение выглядит сегодня более вероятной.

 pic_text1

На это указывают некоторые техни­ческие факторы. Если до сих пор падение продаж демонстрировали только неодно­значные китайские бренды, а также Citroen, Daewoo, Fiat и ряд других немассовых марок, то в августе отрицательную динамику показали лидеры рынка: Chevrolet, Mitsubishi, Mercedes-Benz, Volvo, Renault. Производители, которые смогли увеличить продажи в августе, вероятно, выполняли заказы предыдущих месяцев.

Удар пришелся в первую очередь по наи­более массовым моделям: упали продажи Renault Logan на 9%, Chevrolet Niva на 3% и Lanos на 52% , Nissan Almera на 31% и X-Trail — на 10%. Кроме того, «просели» Kia Spectra на 16%, а также Daewoo Matiz на 13%.

В ближайшем будущем российскому рынку следует ожидать пришествия первой волны кризиса, уже прокатившейся по заокеанскому и европейскому рынкам и скорректировавшей ситуацию на них.

В первую очередь это переориентация потребителя с «тяжелых» легковушек на дешевые и экономичные компакт-кары. Помимо вышеописанных проблем, снижение продаж габаритных автомобилей, на долю которых ранее приходилась большая часть, вызвано растущими ценами на топливо и высоким налогообложением более мощных и более токсичных двигателей.

Так, по статистике аналитической компании JATO Dynamics (Великобритания), продажи тяжелых внедорожников снизились на 44,4%, крупногабаритных седанов — на 29,5%, мини-вэнов — на 21,7%, внедорожников премиум-класса — на 14,6%.

Резкое снижение спроса на крупно­габаритные автомобили сопровождается увеличением спроса на мини-кары. Реализация в этом сегменте выросла на 19,1% в I полугодии 2008 года.

В сложившихся жестких рыночных условиях автопроизводители начинают пере­сматривать финансовые и производственные стратегии в сторону снижения объемов производства и реализации крупногабаритных машин, сокращают объемы выпуска еще не завоевавших рынок моделей, переносят или вовсе отменяют вывод новых.

Материал подготовлен при поддержке аналитического агентства «Автостат» (Тольятти).

Фото: Борис Барышников

Методы и информация

Исследование проведено журналом «Эксперт-Сибирь» в августе–сентябре 2008 года. В ходе составления рейтинга анкеты были разосланы более чем 60 сибирским автодилерам иномарок. На предложенные вопросы ответили 20 компаний Сибирского федерального округа.

Информация по объему продаж в России предоставлена аналитическим агентством «Автостат». В качестве основного показателя при составлении рейтинга использовался объем продаж автосалона в натуральном выражении на территории сибирского региона в I полугодии 2008 года.