Когда есть желание, но нет денег

Игорь Мельник
13 октября 2008, 00:00
  Сибирь

Российские предприятия только-только распробовали ERP-системы, но им придется затянуть пояса потуже или умерить свои амбиции, ограничившись «лоскутной» автоматизацией — кризис

Банковский кризис может пошатнуть бизнес системных интеграторов, которые специализируются на зарубежных системах управления предприятием. ERP-системы и так считали слишком дорогими, теперь же «тяжелые» деньги и нестабильная обстановка на рынках заставляют многие компании откладывать их внедрение, а в некоторых случаях даже отказываться от них. Фактор цены для потенциальных сибирских заказчиков сего­дня играет значительно большую роль, чем раньше, поэтому они переориентируются либо на продукты, которые предлагаются за меньшие деньги, либо вообще отказываются от комплексной автоматизации, ограничиваясь продуктами на базе 1С.

Желание появилось — деньги пропали

Пару лет назад основным предметом жалоб интеграторов, реализующих проекты внедрения автоматизированных систем управления (АСУ), была недостаточная осведомленность руководства компаний — директора просто не понимали, зачем нужна мудреная система управления, под которую еще и требуется перестраивать бизнес-процессы. Благодаря высокой медийной активности и массе мероприятий, которые организовывались производителями и интеграторами специально для того, чтобы убедить топ-менеджеров в необходимости придти к ERP, сегодня в основных городах Сибири уровень информированности о тех или иных решениях для автоматизации разных областей управления и о компаниях, их внедряющих, высок. В периферийных городах, впрочем, о современных инструментах управления знают мало. Таким образом, были сняты проблемы с информированностью, а менеджмент начал понимать, зачем нужны системы управления предприятием.

Зато появилась другая проблема — злую шутку сыграл кризис ликвидности, и сегодня многие специалисты отмечают, что в российских регионах идет волна отказов от внедрения дорогостоящих корпоративных систем. Выделяют четыре группы риска: банки (за исключением банков с иностранным капиталом), страховщики, ретейлеры и строительные компании. С последними приключилась любопытная ситуация — если раньше у них не было желания внедрять системы управления — рынок и так давал сверхприбыли, то сейчас, когда потребность оптимизировать работу появилась, им просто не хватает денег.

«Сегодня очень явно выражена тенденция переноса проектов на более поздние сроки и сокращения поставок софта в рамках уже действующих проектов. К слову, на активность государственного сектора кризис не повлиял, равно как и на проектные организации, которые работают на нефтяной сектор. Те, кто по­ставлял системы автоматизированного проектирования строительным организациям, в более сложном положении. В целом можно сказать, что рост рынка АСУ заморозился, но его объем не упал», — полагает руководитель Сибирского отделения Softline Павел Баруткин.

Фактор цены для сибирских компаний значит больше, чем для заказчиков из центральной части России. Это отмечает директор сибирского офиса ГК «Инталев» Марина Гуляева. Тем не менее она считает, что в ситуации кризиса дальновидные компании не останавливают проекты, а наоборот, их начинают: «Они внедряют инструменты эффективного управления, так как это дает возможность преодоления негативных ситуаций внешней среды. Вообще, кризис — это не способ затаиться и подождать, а точка роста. Это новые возможности сделать свою систему управления более эффективной, а кому-то вообще о ней задуматься, а не жить за счет временных положительных факторов внешней среды».

1С: ERP?

Несмотря на то что представители 1С утверждают, что по формальным критериям последние версии их системы соответствуют ERP-стандартам, а начиная с восьмой версии продукта 1С стали включать в рейтинги международные аналитические агентства, споры по поводу того, можно ли считать 1С ERP-системой, не утихают. Основной аргумент против — слабая реализация планирования. В 1С планирование по определенным блокам либо не реализовано вообще и доделывается от версии к версии, либо реализовано, но содержит только ограниченное число параметров, которые заведомо меньше тех, что предполагают ERP-стандарты.

Интеграторы оговариваются, что и на базе платформы 1С можно сделать полноценную комплексную информационную систему (КИС). «Да, сама по себе 1С таковой не является, но, к примеру, мы берем за основу платформу 1С как ядро всей информационной системы и, стыкуя с ней наши модули и любые другие системы, строим корпоративную информационную систему, которая решает задачи всех областей управления и поставляет информацию для всех уровней пользователей», — предлагает выход Марина Гуляева.

На первый взгляд, с точки зрения оптимизации бизнеса, более правильным бывает внедрить зарубежную систему класса MS Dynamics AX/NAV или более тяжелые SAP или Oracle. Считается, что эти системы могут охватывать 70–80% бизнес-процессов. В российских реалиях дела обстоят так: зарубежные системы благодаря развитым инструментам аналитики и планирования (именно то, что отличает полноценную ERP-систему от остальных) чаще всего обрабатывают, планируют и анализируют данные из систем учета, таких, как 1С.

Яркий пример — компания «Евросеть». Здесь в 2006 году на уровне головного и региональных офисов была внедрена система SAP. Параллельно с ней используются сторонние разработки. По словам начальника отдела оценки и развития Западно-Сибирского филиала компании «Евросеть» Михаила Сидорова, компания использует и 1С, и SAP. Фронт-офис (торговые точки) работают на 1С-Рарус, головной и региональные офисы компаний используют SAP: «SAP — самая функциональная ERP-система в мире, она же и самая дорогая. Программистов для работы в ней мало, ключевых пользователей (которые знают, как отображаются бизнес-процессы в системе, и способны обучить остальных) — тоже. Однако все больше российских компаний останавливают свой выбор на SAP, так как их бизнес растет, ему необходимы более устойчивые системы, работающие с большими массивами данных. Данную ERP-систему уместно использовать для сотрудников офиса — их меньше, чем в рознице, легче организовать обучение. Торговые точки работают в 1С-Рарус, который очень удобен в масштабах нашей компании. Любые другие системы по соотношению «цена-качество» подходят меньше. Основные преимущества 1С — наличие большого числа технических специалистов на рынке труда, которые способны ее под­держивать, а также возможность быстрой адаптации к ней новых сотрудников — все-таки программа широко известна в России».

На предприятии кондитерского дома «Восток» работают сразу три системы: помимо сравнительно недавно внедренной MS Dynamics AX, компания использует 1C (не только в бухгалтерии, а еще и в подразделениях, которые занимаются розничным развозом в торговые точки) и собственную систему, которая отвечает за аналитику. Несмотря на то что аналитический модуль MS Dynamics AX считается довольно сильным, использовать его руководитель ИТ-подразделения компании Евгений Корниенко не планирует. «Функционал AX позволяет проводить аналитику, но с собственной системой работать проще. Мы специально распределили нагрузку между разными системами, чтобы не замыкаться в какой-то одной», — комментирует он. Интерфейс AX, по мнению Евгения, не очень удобен для пользователя: сразу, «с колес» в этой системе не разобраться, требуется ее изучать. Подготовка сотрудников, а тем более их переучивание, как уже отмечалось выше, обходятся дорого, а уровень технических знаний большинства российских работников заметно хромает. Немногие рядовые сотрудники в состоянии уверенно управиться даже с MS Excel и MS Access, и учить их чему-то большему, чем бездумно вбивать данные по заученному шаблону, довольно сложно. Работнику требуется минимум месяц, чтобы начать уверенно ориентироваться в системе, спокойно и адекватно реагируя на различные внештатные ситуации.

Еще одно препятствие внедрениям мощных систем управления — большие требования последних к каналам связи. Как правило, зарубежные ERP-системы требуют единого сервера, с которого осуществляется инсталляция системы, запросы со всех компьютеров в онлайне идут до этого сервера — следовательно, требуются высокое качество и соответствующая пропускная способность линии. Но необходимая инфраструктура появилась в крупных городах совсем недавно, только с началом конкуренции операторов связи. В малых городах со связью сложно до сих пор, поэтому возможности полноценно работать с ERP-системами очень призрачны. «1С традиционно считается «легкой» системой, которая может инсталлироваться в удаленных подразделениях, с «коробки», а не через сеть. Используя MS Dynamics AX в удаленных подразделениях, мы должны вкладываться еще и в каналы связи, поэтому работаем по следующей схеме: интерфейсом сбора информации в подразделениях является 1С, Axapta используется как центр сбора и обработки данных», — делится Евгений Корниенко.

Западных систем может стать меньше

На основании вышеперечисленных и массы других факторов можно заключить, что отечественные системы останутся востребованными в любом случае, поскольку обеспечивают необходимые потребности. «Да, зарубежные ERP-системы хорошего качества, но стоимость их внедрения, а в большей степени такой фактор, как срок внедрения, все больше ориентируют предприятия в сторону отечественных продуктов, которые становятся все более функциональными, закрывая все области управления. Россий­ские продукты более гибки в настройке и, конечно, они внедряются за более короткий срок, и по соотношению «цена-качество» пока обходят зарубежных коллег», — полагает Марина Гуляева. — Иногда компании вынуждены в силу своего статуса, публичности на западном рынке или наличия зарубежного собственника использовать зарубежную систему. К примеру, крупнейший концерн «Ситроникс» использует в операционных компаниях России для целей бюджетного управления и учета ПП «Инталев», а для консолидации данных на уровне концерна — Oracle».

Потенциальные заказчики, таким образом, начинают ориентироваться на более недорогие решения, которые не предоставляют сверхвозможностей, но более привлекательны по фактору «цена-качество». Многие крупные проекты будут без лишнего шума свернуты или «подвешены» — интеграторы и их заказчики не любят распространяться на неприятные темы.