Куда уходят резиденты

Основной проблемой после постройки новосибирского технопарка станет привлечение компаний. К тому времени количество желающих может поубавиться — их перетянут на себя внедренческие структуры других регионов

Иногда — очень редко — некоторые запланированные мероприятия, вроде визита на завод официальных лиц, помогают взглянуть на всю систему экономического взаимодействия власти и бизнеса в регионе свежим взглядом и понять некоторые тенденции. Происходит это спонтанно, тем оно и становится ценным.

Одно из таких событий произошло в начале октября, в ходе визита полномочного представителя Президента РФ в СФО Анатолия Квашнина на ОАО «Бердский электромеханический завод» (БЭМЗ) — один из столпов экономики и градообразующее предприятие Новосибирской области.

Секретный, частично доступный

Цель приезда полпреда — посещение новосибирской фирмы «САН», работающей на площадях бердского предприятия. Но, как объяснили собравшимся журналистам, высокий гость изъявил желание попутно осмотреть цеха самого завода — в которые, к сожалению, доступ есть не у всех.

Выпускавший в советское время высоко­технологичные изделия — стоит вспомнить, например, знаменитую бытовую аудиотехнику под маркой «Вега» — завод в основе своего благополучия все же имел другую продукцию, изготавливавшуюся по заказу ОПК. С уменьшением и полным исчезновением госзаказа предприятие оказалось на пороге полного развала. Но все же осталось на плаву, хотя ему и пришлось сменить приоритеты. Сегодня БЭМЗ вновь вернулся к выпуску военной продукции. Говорят, здесь делают оборудование для ракетных комплексов — отсюда и высокий уровень секретности. «Мы с вами присоединимся к делегации позже, когда будет можно», — говорили организаторы мероприятия, попросив пока выключить теле- и фотокамеры.

Долгожданный момент наступил нескоро, но надо отдать должное: когда делегация сопровождающих гостя лиц появилась наконец перед журналистами, и руководители завода, и полпред сразу взяли быка за рога, не дожидаясь вопросов. «Во времена кризиса 1990-х мы не остановили завод, а стали выпускать лапшу быстрого приготовления, по рубль шестьдесят ее продавали, не брезговали ничем, зато платили зарплату рабочим и сохранили коллектив», — сказал генеральный директор ОАО «БЭМЗ» Виктор Осин, увидев направленные в его сторону микрофоны. Остановившийся рядом Анатолий Квашнин подхватил: «И самое главное — сохранили предприятие. Сегодня это современный завод, выпускающий конкурентоспособную продукцию. Поверьте, я сам видел».

Дальше импровизированный пресс-брифинг шел на бегу от цеха к цеху. Директор   говорил что-то полпреду, стараясь перекричать шум станков, тот в свою очередь принимал сказанное к сведению и сразу комментировал стоящим рядом журналистам.

То, что удалось таким образом увидеть на БЭМЗе, воображения не поражает, но создает впечатление стабильно работающего предприятия. Автоматы штамповали из белых пластмассовых гранул, которые засыпают в аппарат прямо сверху из огромного мешка, пластиковую посуду, в другом цехе перед полпредом выставили на импровизированном стенде электрические бритвы разных моделей. На словах директор пояснил, что завод производит сегодня электроприводы, штампы, медицинское оборудование и оборудование для ТЭК, а также изделия космического приборостроения, точной механики, электро­ники и микроэлектроники. «На предприятии есть все типы производств — литейное, гальваническое, механической обработки, листоштамповочного, сборочно-монтажного, производства печатных плат, изделий из пластмасс и керамики, деревообработки», — особо отметил директор.

«САН» области не по сану

Конечный пункт экскурсии оказался и самым интересным. В очередном цехе расположилась переехавшая сюда буквально за три дня до того момента новосибирская фирма «САН». (Не путать с одноименной компанией с мировым именем, работающей в области ИТ, хотя что касается амбиций мирового уровня, они у сибирского «САН» есть, и причем обоснованные).

В этом году компании исполнилось 10 лет. Начиналось все с фирмы по реализации оборудования для широкоформатной печати. Компания от перепродажи оборудования перешла к собственному производству. В 2006 году был открыт единственный в России завод по производству чернил под торговой маркой SunFlower.

С 2007 года «САН» активно выходит на международный рынок с собственными продуктами. Кроме принтеров появились еще лазерные граверы, фрезеры, LED-дисплеи. Также была открыта широкая филиальная сеть. Компания «САН» представлена сегодня в Москве, Екатеринбурге, Самаре, Иркутске, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, а также на Украине — в Киеве. С 2007 года работает филиал в Казахстане (Алма-Аты).

Подготовленный к показу полпреду принтер действительно производит впечатление. Большой, как станок (ширина 2,5 м), он состоит из рабочей поверхности, где располагается предмет, на котором будет вестись печать. А уже вдоль него движется рабочая каретка с печатными головами. Рисунок, выведенный с экрана компьютера, появляется на поверхности предмета частями, по мере продвижения голов, сразу в полном цвете. Качество видно невооруженным глазом — изображение играет яркими красками, а поверхность не требует дополнительной обработки.

Возле своего детища полпреда встречали управляющая компании «САН» Наталья Стасюк, и председатель совета директоров компании и основной акционер Владислав Мирчев. «Вы тут все арендуете?» — с ходу поинтересовался полпред, оглядев цех. «Да», — ответила управляющая. «Мы очень удачно арендуем, самая низкая ставка в области», — добавил владелец. «Я прочитал о вашей компании, работа ваша действительно уникальна. Создана продукция, которая по многим параметрам в десятки раз превосходит мировые аналоги», — отметил Анатолий Квашнин. В подтверждение топ-менеджер компании объяснила, что в прошлом году фирма вышла на рынок с собственной уникальной технологией, которая позволяет добиться отвердения чернил с помощью светодиодов (UV-LED технология вызвала огромный интерес клиентов всего мира). Другие производители, в том числе самые именитые, используют для этой цели лампы, период эксплуатации которых составляет два месяца. «САН» же гарантирует безотказную работу без замены светодиодов в течение пяти лет. Данная технология позволяет создавать энергосберегающее, безопасное и экономически выгодное оборудование. В данном направлении это пик, острие новизны технологий широкоформатной печати. Когда недавно на предприятие приезжали представители Hewlett Packard и Minolta — мировых лидеров по производству принтеров широкоформатной печати, они задали вопрос: «Откуда вы взялись на нашу голову?» Потому что если раньше было всего пять производителей в мире, с появлением «САН» их стало шесть, претендующих на долю от рынка, который оценивается в 10 млрд долларов в год.

«В России есть такой национальный менталитет — пока по лбу не ударят, мы не чешемся, а если стукнут, то сделаем еще лучше остальных, — подытожил Квашнин. — А что нужно вашей компании для развития?» Ответ был заготовлен заранее — производственные площади для выпуска продукции, на первом этапе 3 тыс., на втором — 8 тыс. кв. м. Компания пыталась попасть в технопарк Кольцово (поскольку новосибирский технопарк уже наполнен резидентами — во всяком случае, так отвечали чиновники на обращения руководства компании). «А зачем в Кольцово? Давайте в Томск, в особую технико-внедренческую зону. Пока здесь разговоры ведут, там будете работать. Там особая экономическая зона с соответствующими таможенными льготами и преференциями, а раз у вас продукция такая, ориентированная на экспорт, вам это будет нужно» — предложил полпред. И сразу обратился к помощнику: «Звони Козловской (Оксана Козловская — заместитель губернатора Томской области по экономической политике и инвестициям — Ред.), пусть место выделяет».

В состоянии легкого шока от такой скорости принятия решений руководитель и учредитель компании стали показывать разложенные тут же на столах образцы продукции. Принтеры способны наносить картинку на любую плоскую и ровную поверхность. Область применения широкоформатных сольвентных принтеров разнообразна — наружная реклама, нестандартные носители разных размеров, оформление стендов и витрин. Среди образцов печатной продукции полпреду особенно понравился портрет Дмитрия Медведева, нанесенный на матовое стекло. Он тут же изъявил желание повесить такой в своей резиденции, в ответ управляющая «САН» попросила Анатолия Квашнина принять портрет в качестве подарка.

Другая инновационная продукция компании — чернила Sunflower NANOink, производимые с использованием нанотехнологий. Суть новинки в том, что используемые для производства чернил нанопрепараты являются суперпрочными микрогранулами, сравнимыми по прочности с алмазами. Являясь абсолютно круглыми, они значительно увеличивают текучесть чернил. Если печатающие головы слегка забиты и обычные чернила не проходят через сопла голов или работают нестабильно, чернила на наночастицах идеально проходят через сопла и очищают их, не повреждая голову. 

«Мы представляли свою продукцию уже на 20 международных выставках по всему миру, — сказала Наталья Стасюк. — Везде огромный интерес, большой объем заказов. Сейчас мы продаем порядка 15 принтеров в месяц, а можем производить около ста. Стоимость каждого доходит до сотни тысяч евро». В свою очередь Владислав Мирчев отметил, что компания старается действовать на рынке агрессивно, ставя перед собой амбициозные планы, но готовность представителя президента помочь с решением вопроса выделения площадей даже для него представляется неожиданной. Впрочем, приятной.

Словно в подтверждение этих слов Квашнину передали трубку телефона. На проводе — Оксана Козловская. Полпред обрисовал суть дела, передал трубку Наталье Стасюк, и контакт предпринимателей с Томской внедренческой зоной был установлен. Все детали стороны решили обговорить на встрече во время Томского инновационного форума.

Момент истины

Собственно, на этом можно закончить всю эту подробную историю визита полпреда в компанию «САН». И начать разговор о перипетиях отношений бизнеса с властью в отдельно взятом регионе. 

Конкурируют сегодня не только предприниматели. За перспективный бизнес ведут борьбу и территории. Мобильность предпринимательской деятельности сегодня очевидна, так что потерять бизнес власти легко. Он просто перейдет в другой регион. И вместе с ним рабочие места, налоги, перспективы. Оценить такие потери невозможно — наверное, потому, что они неосязаемы. А вот к чему ведет такая политика — объяснять, пожалуй, не надо.