Стратегия медвежьих углов

Премьер Владимир Путин утвердил Транспортную стратегию России до 2030 года. Ожидается, что в результате ее реализации медвежьих углов в стране станет намного меньше

Проект стратегического документа Владимир Путин утвердил во время своего визита в Красноярск и Ново­сибирск 20–22 октября. Точку премьер поставил во время совещания в Новосибирске с правительственными чиновниками и главами двух сибирских регионов. Перед этим Путин осмотрел и принял два сданных в эксплуатацию ключевых объекта — четвертый мост в Красноярске и часть Северного обходного пути вместе с мостом через Обь в Новосибирске. Оба объекта были тут же названы важными шагами на пути реализации долгосрочного документа, который, пожалуй, впервые обратит пристальное внимание на альтернативные железной дороге виды транспорта и свяжет воедино весь этот сектор в масштабах страны.

Быстрая стратегия

Документ родился в считанные месяцы. Со старыми программами чиновники бегали дольше: развитие транспортной структуры в России начали обсуждать с 2003 года, а стратегия развития до 2010 года принята лишь в 2006-м. Чуть позднее родилась и более долгосрочная программа — до 2020-го. Новый документ — еще на десятилетие — появился намного быстрее и стал более объемным. Базируется он в первую очередь на программе развития железнодорожной инфра­структуры России до 2030 года, принятой в текущем году. Но теперь, видимо, вспомнили, что в стране существуют автомобильный, речной, морской, портовый и многие другие виды общей структуры транспорта, которые в старых документах развивались вразнобой.

Во время визита в Красноярск год назад тогда еще в статусе Президента России Владимир Путин во время выездного заседания Госсовета, посвященного обсуждению транспортных проблем, дал распоряжение увязать отрасль воедино и подготовить долгосрочный план ее развития. И в Минтрансе поспешили, сформировав стратегический документ на основе уже существовавших стратегий. Как сообщил глава ведомства Игорь Левитин, в основу новой программы положен широкий спектр документов и инициатив развития отраслей экономики и транспорта в нашей стране и за рубежом.

«Принципиально важно создать эффективную логистическую цепочку, внедрить стандарты технологической совместимости. Мы должны превратить уникальное географическое положение России в конкурентное преимущество, в полную силу задействовать этот традиционный потенциал страны. Необходимо решение и других, не менее важных и значимых задач. Таких, как уменьшение вредного воздей­ствия на окружающую среду, снижение аварийности, обеспечение безопасности объектов транспорта», — обозначил основные направления развития транспортной системы Владимир Путин в ходе совещания в Новосибирске.

«Нынешнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих по­требностей экономики России, сдерживает ее переход на инновационный путь. Более того — лишает значительные территории нашей страны возможностей для развития, — подчеркнул он. — Наша транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды недостаточно интегрированы между собой».

По мнению главы правительства, на такой базе не могут быть выстроены эффективные логистические схемы, а высокие транспортные издержки неизбежно закладываются в стоимость товаров и услуг. «Мы упускаем и прямую выгоду, которую мог бы приносить транзит грузов через нашу территорию», — отметил Путин. По его словам, необходимо добиться решения важнейшей социальной задачи — обеспечить доступ к качественным и надежным транспортным услугам для всех граждан, независимо от их места жительства. «Пока 10 процентов населения проживает в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с сетью автомагистралей. Считаю, что в обозримом будущем нам вполне по силам избавиться от этих медвежьих углов — провести дороги с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективы развития», — заявил премьер-министр.

Что нового

Игорь Левитин во время презентации стратегии сразу заявил, что она в долгосрочной перспективе призвана решить системные проблемы, которые сегодня существуют в отрасли. В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации стратегия рассматривает инерционный, сырьевой и инновационный сценарии развития. «В качестве основы выбран инновационный сценарий, — подчеркнул он,  в рамках которого возрастают требования к качеству транспорт­ного обслуживания. При этом существенный импульс должно получить развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки, городской и пригородный транспорт».

Миссия государства в сфере развития и функционирования транспорта определяется как создание условий экономического роста, конкурентоспособности экономики и повышения качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам. По словам Левитина, по-новому сформулированы главные целевые задачи стратегии. Если в предыдущем документе они были направлены на восстановление и модернизацию, то в настоящей стратегии на первое место поставлены общесоциальные и общеэкономические целевые ориентиры. И только вслед за ними обще­транспортные и отдельно по видам.

Ключевой документ предусматривает развитие каждого региона России — Северо-Запада, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра. В рамках проектов — создание крупных транспортных узлов и объектов транспортно-логистической инфраструктуры Дальнего Востока, Новосибирска, Красноярска и Иркутска.

Реализация стратегии в федеральных округах имеет свою специфику в зависимости от конкретных условий. В частности, приоритетом развития транспорта в южных районах Сибири является дальнейшее развитие дорожных и железнодорожных коммуникаций в полосе Евроазиатского транспортного направления Восток–Запад, включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. А также строительство новых железнодорожных линий к близлежащим месторождениям полезных ископаемых, новых авто­мобильных дорог. На северных сибирских территориях приоритетами являются строительство меридиональных, широтных железнодорожных и автомобильных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных арктических районов Сибири морской транспорт остается безальтернативным видом для грузового сообщения.

Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусмотрено развитие региональных авиационных сообщений. В первую очередь с Таймыром, Эвенкийским районом, в республиках Бурятии, Тыве, Красноярском крае, Томской и Иркутской областях. Не исключено, что в этом плане активную поддержку федерального бюджета получит инициатива администрации Красноярского края, предполагающая создание собственной региональной авиакомпании.

Финансирование стратегии пред­усматривается осуществлять за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внешних источников. Общий прогноз объема капитальных вложений составляет 170 трлн рублей. Из них около 60% — внебюджетные средства. Доля суммарных капвложений на реализацию стратегии по отношению к суммарному ВВП России составляет в среднем 4%.

Транспортный рай

По прогнозам, Россию в результате реализации программных мероприятий ожидает настоящий «транспортный рай»: протяженность автомобильных дорог общего пользования практически удвоится и составит 1 млн 350 тыс. км. Будут сняты все ограничения пропускной способности судоходных путей в европейской части России. Грузооборот речным транспортом увеличится в 2,7 раза. Количество аэродромов гражданской авиации вырастет с 315 до 500. Пропускная способность мор­ских портов увеличится в 2,6 раза. Будет введено в эксплуатацию 20 тыс. км новых железнодорожных линий. Протяженность скоростных железнодорожных линий планируется довести до 12 тыс. км.

 pic_text1

По словам Левитина, будут обеспечены доступ и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими свободу передвижения на всей территории страны. Подвижность населения вырастет до 13 тыс. км на человека в год, что в 2,2 раза превышает показатель прошлого года. Также наладится кругло­годичная связь с сетью автомобильных дорог для всех населенных пунктов. Доля населения, не обеспеченного автотранспортными дорогами, составит 2%. Значительно уменьшится вклад транспорта в загрязнение окружающей среды, при этом Левитин заявил и об объемах сокращения — на 43%, не уточнив, правда, нынешней ситуации.

К общеэкономическим результатам программы министр отнес низкий удельный вес транспортных издержек к цене конечной продукции — снижение составит 30% к 2030 году. Срочность и ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит снизить бизнесу склад­ские запасы до трех–шести дней. Предоставление качественных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП.

Проект уже прошел обсуждение во всех федеральных округах и является базой для разработки региональных транспортных стратегий и программ социально-экономического развития регионов. Результатом должен стать план меро­приятий по реализации общей стратегии России.

Поработают все

Регионам предстоит поучаствовать в общероссийском проекте не только планами, но и финансами. «Значительное внимание уделено проектам, предусматривающим привлечение средств бюджетов Россий­ской Федерации и частных инвесторов, — подчеркнул на совещании Владимир Путин. — Речь идет о транспортных коммуникациях, необходимых для освоения месторождений полезных ископаемых, формирования новых промышленных центров. Безусловно, они заслуживают самой активной поддержки. Однако необходимо помнить, что включение таких проектов в стратегию — это не только признание их статуса и возможный доступ к финансированию из федерального бюджета, но и ответственность, которую возьмут на себя бюджеты и бизнес, в них участвующий».

По мнению премьера, все региональные проекты должны быть жестко увязаны с планами пространственного развития России, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, а также иметь под собой реалистичные и проработанные бизнес-планы промышленного освоения территорий, по которым будут проложены новые железные и автомобильные дороги. Такая работа в регионах уже велась. По крайней мере, крупные сибирские города собственные схемы планирования сейчас соотносят с федеральным финансированием во время строительства крупных объездов, мостовых сооружений. Стратегическое планирование позволит привязать эти намерения к перспективам развития не только автомобильных дорог, но и проектов, которые реализует, к примеру, РЖД.

Ложка дегтя

Стратегический документ формировался во времена, когда о финансовом кризисе в полный голос не говорили. И на совещании глава РЖД Владимир Якунин попытался вернуть собравшихся на землю, отметив проблемы, с которыми сейчас вплотную столкнулись железнодорожники. По его словам, кризис наложит свой отпечаток на стратегические транспортные планы страны. «Железнодорожная стратегия была разработана немного раньше общего документа. Поэтому нам уже сейчас приходится вносить в нее коррективы в связи с общемировой ситуацией, финансовым кризисом, — отметил он. — С начала октября отгрузка цемента снизилась на 23 процента, черных металлов — на 12,9, лома черных металлов — на 39,2, кокса — на 8,3 процента. Это означает, что уже в этом году отрасль может не собрать около 30 миллиардов рублей. И поскольку государство сегодня разрабатывает конкретные меры по стабилизации ситуации в некоторых отраслях, в частности, банковском секторе, мы вносили и свои предложения в Минэкономразвития. Негативные воздействия на инвестиционную программу отрасли неизбежны».

Владимир Путин на заявление Якунина ответил сдержанно: «Это живой документ, и нам предстоит исходить из реалий и, соответственно, вовремя корректировать нашу работу. Мы уже отмечаем, что из-за сложных процессов в мировой экономике значительная часть наших товаров и транспортных услуг идет факти­чески на экспорт. В связи с этим мы видим, что и объем перевозок снижается. Это мы, конечно, должны учитывать. Но падают и цены на товары, которые нужны транспортным предприятиям, в том числе системообразующим, для осуществления своей деятельности и инвестиционных программ. Доходы действительно могут быть ниже, зато и тратить можно поменьше на тот же металл».

Премьер отметил: «Мы знаем про эти турбулентные процессы в мировой экономике. По всем прогнозам, они будут продолжаться несколько месяцев, может быть, до конца следующего года. А мы с вами принимаем стратегию до 2030 года. И имея в виду то, что происходит, внося соответствующие поправки, мы должны относиться к этому именно как к стратегической задаче развития России».

10 процентов населения проживает в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с сетью автомагистралей

Более того, по мнению Владимира Путина, кризис повлечет и еще одну положительную динамику — перенос акцента не на импортных, а на российских производителей. И это высказывание премьера прозвучало фактически как приказ: «Очень важно, считаю, больше внимания уделить при реализации этой программы отечественным производителям. Металлургам, угольщикам, машиностроителям, авиастроителям, судостроителям и строителям в широком смысле этого слова — всей отрасли, — подчеркнул он. — В современных условиях это тем более актуально. Нам нужно загружать свои предприятия. Конечно, и они должны работать в рыночных условиях и ни в коем случае не диктовать монопольно высокие цены. Это просто неприемлемо. В первоочередном порядке нужно, конечно, сегодня подумать о национальных компаниях».

Точку премьер поставил жирную. Транспортная стратегия утверждена теперь на правительственном уровне. «Работа предстоит большая. Но практика последних лет показывает, что такие масш­табные задачи мы решать в состоянии. Теперь нужно сосредоточиться на безусловном исполнении», — резюмировал Владимир Путин.

Фото: Борис Барышников

Цели Транспортной стратегии России до 2030 года

  • Формирование единого транспортного пространства России на базе эффективной транспортной инфраструктуры. Предполагает объединение в единую систему не только самих транспортных коммуникаций, но и интегрирование технологической инфраструктуры всех видов транспорта в единые стандарты, в единую информационную среду технологического взаимодействия.
  • Обеспечение объема услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. Впервые делается акцент на критериях качества транспортных услуг. Это отсутствовало в предыдущих стратегических документах.
  • Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с национальными стандартами.
  • Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Это обеспечит российским транспортным поставщикам доступ на зарубежные рынки, превращение экспорта транспортных услуг в один из источников доходов страны.
  • Повышение уровня безопасности транспортной системы до международных и национальных требований безопасности.
  • Впервые разработчики долгосрочных планов включили такой пункт, как снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, которая будет способствовать достижению международных экологических стандартов.