Крутой подъем

В Омске научились создавать уникальные вездеходы, способные передвигаться по воде и любому бездорожью

Испытания модернизированного образца вездехода на воздушной подушке «Арк­тика» проходили десять дней. В серии тест-драйва участвовали  представители десяти углеводородных и промышленных компаний, региональных муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока. Достигнутые договоренности подтвердили высокую проходимость вездехода не только на экстремальных трассах, но и в условиях рынка.

Все дело в юбке

Рев моторов взрывает тишину. Предстартовый досмотр. Дозаправка. Две амфибии к тестовым испытаниям готовы. Пассажиры спускаются в салон и занимают кресла. Из всех «Арктик» эта наиболее просторная — 25 мест. Амфибии поменьше — на 5 и 12 мест — в основном для частного пользования. Известно, что одну из таких «малышек» приобрел Роман Абрамович.

На входе в каюту — ЖК-телевизор и кондиционер. «По требованию заказчика», — поясняет капитан Сергей Плесовских и проходит в рубку.

«Двойняшек» заказала ТНК-ВР. Изготовил вездеходы Торгово-промышлен­ный центр «СибВПКнефтегаз» (Омск). Парочка обошлась нефтяникам примерно в 32 млн рублей. Цена несколько дороже серийной. Как пояснили разработчики, выставленную на тест-драйв «Арктику» выполнили по специальному заказу для обслуживания трубопроводов на участках с рельефным перепадом высот.

Расправляя под собой резиновую «юбку», амфибия приподнимается над землей, сползает по береговой линии к воде и, подняв смерч пыли и брызг, эффектно направляется в акваторию Иртыша. «Арктика» ходит на двух камазовских двигателях. Каждый по 460 лошадиных сил. Собственно, в «юбке» и спрятаны принципиальные преимущества, за счет которых омская машина имеет фору перед всеми схожими конструкциями данного класса, в том числе зарубежными образцами. По словам начальника производства ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Вячеслава Тимофеева, аналоги изготавливаются по принципу скеги — надувной резиновой лодки — и поэтому в условиях передвижения по неровной поверхности остаются уязвимыми к повреждениям. «Юбка» «Арктики» — открытого купольного типа. Воздух нагнетается не внутрь, а под нее. Создается такое впечатление, будто трехтонный вездеход не едет, а летит на потоке воздуха. Собственно, поэтому ни кустарники, ни ледовые торосы, ни топи не представляют опасности при таком «полете». Проект можно считать авторским. Идея «Арктики» принадлежит главному конструктору — первому заместителю генерального директора ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Василию Мамонтову. Амфибия просто напичкана различными изобретениями (особый, четырехгранный покрой «юбки», шлейф гибкого ограждения вездехода в виде крыла самолета), которые позволяют вездеходу сохранять высокую маневренность и скорость, преодолевать препятствия и корректировать крен. По насту и бездорожью амфибия покрывает в час расстояние в 120 км, по воде — до 100 км. И это при сравнительно умеренных аппетитах — одной заправки (800 литров) хватает на плечо в 1 200 км.

Вездеход на рейде

Капли дробью забарабанили по обшивке. Дождь. «Дворники» на лобовом стекле рубки работают с удвоенной частотой. «Нелетная погода», — бросает капитан и демонстрирует навигационную систему GPS, обеспечивающую возможность передвижения при любом метеопрогнозе. «При плохой видимости, грозе, шквалистом ветре или тумане вертолет не взлетит — тогда все буровые, удаленные поселки остаются без сообщения. Так что при неблагоприятных метеоусловиях такие амфибии незаменимы, не говоря уже о техногенных катастрофах», — замечает главный специалист департамента транспорта ОАО «Газпром» Владимир Комаров и пересчитывает «вертолетный час» по наземным коэффициентам. Выходит, что час на «вертушке» стоит не менее 70 тыс. рублей, на «Арктике» — в 10 раз дешевле. «Амфибия пройдет там, куда не доберется вертолет, не пройдет БТР, не доплывет пароход», — шутят в салоне. Капитан подтверждает: «Глубина под нами не более 20 сантиметров. Плавсредства по такой отмели уже не ходят».

Двигатели глохнут. Вездеход лег в дрейф. «Не утонем?» — не без тревоги спрашиваю соседей. «Машина живучая, герметичная. Даже если пробить днище — не утонет. Запас плавучести 250 процентов», — смеются в рубке. «Такое бывает?» — «Специальные донные и кормовые блоки заполнены пенопластом, объем которого в 2,5 раза превышает вес машины». Как оказалось, кто-то забыл задраить один из внешних люков. Пришлось бортинженеру прогуляться по «палубе». Снова взревели двигатели, на этот раз шум не пугает, даже успокаивает.

«Арктика» обходит малотоннажный танкер, не сбрасывая скорости, въезжает на прибрежную косу, забирается на косогор и, круто развернувшись, пришвартовывается среди деревьев. Десантируемся на сушу.

Главное отличие усовершенствованной модели вездехода от других модификаций — это усиленная ходовая тяга. И грузовой, и пассажирский варианты оснащены колесным гидроприводом. Каждая колесная пара — дополнительная прибавка в мощности по 200 лошадиных сил. Это позволяет амфибии преодолевать теперь и крутые подъемы (не менее 40 градусов).

Танки грязи не боятся

Первый презентационный день — первый контракт. Заказ на изготовление «Арктики» сделали представители ОАО «Иркутскгазпром». По словам генерального директора ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз» Сергея Красюка, в 2008 году объем производства по сравнению с прошлым годом существенно увеличился. Омская амфибия уже работает на Ямале, Чукотке, в районах Крайнего Севера, в Приобье. В числе партнеров — Красноярский край, Республика Коми. Заказ на изготовление машин разместил Хабаровский край.

Портфель заказов на 2009 год практически сформирован. Прирост объемов сохранится. Оживление интереса со стороны компаний, ориентированных на добычу углеводородного сырья, разработчики связывают с перспективными проектами «Газпрома» и стратеги­ческой задачей наращивания объемов добычи нефти и газа. Понятно, что в первую очередь разбирали (и разобрали) ресурсы, которые были наиболее доступными, теперь приходится внедряться в зону во всех смыслах повышенных рисков.

В настоящее время рынок вездеходов представлен различными образцами — от несложных снегоходов до мореходных десантных вездеходов на гусеницах, от американских Argo и Hoverkraft до отечественных — «Хивус», «Тайга», «Рысь», «Мамонтенок». Однако, по мнению Владимира Комарова, несмотря на обилие предложений, «Арктика» обладает хорошими конкурентными преимуществами и может пополнить действующий в настоящее время парк техники нефтедобывающего комплекса. В частности, на разработке промыслов, в обслуживании трубопроводов, при доставке грузов, вахтовых смен на буровые. «Омичи сформировали наиболее выгодное рыночное предложение как по техническим параметрам, так и в части ценовой политики. Если стоимость близкого по характеристикам образца из арсеналов Министерства обороны РФ достигает 30 миллионов евро, то цена на «Арктику» значительно ниже», — поясняет Владимир Комаров.

Очевидно, это тот случай, когда предложение формирует спрос.

Первую амфибию собирали вручную, кустарным способом. Работал вездеход на авиационном двигателе. Серийный образец был изготовлен в 2002 году, в рамках программ диверсификации оборонных предприятий и выпуска импортозамещающей продукции гражданского назначения на основе технологий
двойного применения. Коллектив предприятия сформировали из сотрудников оборонных гигантов — ПО «Полет» и «Омсктрансмаша». Любопытно, что в проектных чертежах «Арктика» первоначально была танком. Василий Мамонтов, возглавлявший в свое время КБ транспортного машиностроения, пытался реализовать идею создания плавающего танка. Но его в силу солидного веса так и не удалось научить плавать.

За шесть лет разработана модельная линейка амфибий. Каждая последующая модификация отличается от предшественницы грузоподъемностью (от 1 до 3 тонн) и более усовершенствованной кинематикой.

Не в болото деньги

В переговорах омского предприятия и ТНК-ВР — новая тема. Речь идет о создании самоходной грузовой платформы грузоподъемностью 60 и 100 тонн. Плавучий понтон может не только использоваться для транспортировки крупногабаритных грузов в сильно заболоченные и недоступные районы, но и служить стационарной площадкой для буровой вышки (по принципу шельфовых платформ). Известно, что о принятом решении ТНК-ВР объявит после того, как омская амфибия пройдет испытательный срок. В течение месяца оба везде­хода будет обкатывать «дочка» British Petroleum «ТНК-Уват». Если «Арктика» получает «зачет», то проект первой плавучей платформы станет совместным детищем ТПЦ «СибВПКнефтегаз» и Омского завода транспортного машиностроения. Предварительная стоимость новинки — около 200 млн рублей. По мнению Вячеслава Тимофеева, это невысокая цена в сравнении со строительством дороги, которая обходится в миллиарды рублей и тонет через год в заболоченной местности вместе с не менее дорогостоящей техникой.

По мнению директора ООО «НТЦ «СибНА» Валерия Жильцова, происходит трансферт высоких технологий двойного назначения между оборонкой и гражданкой. Это, по мнению эксперта, обеспечивает технический и технологический прогресс российской экономике. Определенная логика в этом есть. Двойные технологии, заимствованные в 1990-х у военно-промыш­ленного комплекса, позволили диверсифицировать производство оборонных предприятий и переоснастить фонды нефтегазодобывающего комплекса. Благодаря высокой ликвидности углеводородной отрасли и за счет платежеспособного заказчика специальные технологии не только сохранились, но и получили дальнейшее развитие. Иллюстрация тому — «Арктика». Собственно, идея плавучей платформы тоже не что иное, как спецразработка, которую на одном из международных военных форумов «Броня» представлял директор — главный конструктор ФГУП «КБ транспортного машиностроения» Игорь Шумаков. В конечном счете такой постоянный взаимообмен интеллектом поспособствует как развитию гражданских секторов отечественной экономики, так и совершенствованию образцов вооружения. Ведь военные имеют возможность взять на вооружение и амфибию, адаптировав вездеход к боевым действиям.

Перспективные риски

По мнению экспертов, повышенную проходимость на рынке «Арктике» обеспечивает мобильность бизнеса. Небольшой штат, скромная производственная база. Минимизация расходов позволяет корректировать ценник. Спору нет, гибкость в условиях рынка важна и нужна. Другое дело — не обернется ли такой ценовой либерализм повышенными рисками. Однако на предприятии считают риски умеренными и объективно оправданными. Устойчивость позиций гарантируют перспективность освоенного направления и финансовые отношения с заказчиком. Продукция изготавливается только под конкретный заказ и по предоплате. Сам факт наличия такой схемы подтверждает интерес к амфибийным вездеходам.

Но растет спрос — растет и бизнес. В настоящее время ТПЦ «СибВПКнефтегаз» на правах договора аренды размещается в одном из пустующих цехов «Омсктрансмаша». С одной стороны, отсутствие имущественного обременения — это плюс. Себестоимость продукции рассчитывается по облегченному варианту. С другой — предприятие не может предложить залогового обеспечения и оформить кредит. По мнению разработчиков, при таких несколько стесненных возможностях возрастает значимость административного ресурса.

В Омской области в нынешнем году создан Фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Задача некоммерческой организации — обеспечить доступ к кредитным и финансовым ресурсам предприятиям малого и среднего бизнеса. По расчетам областного министерства экономики, годовой кредитный портфель составит порядка 160 млн рублей. Средства фонда могут быть использованы в качестве поручительства при оформлении займа.

Тема «Арктики» начиналась в рамках областной программы «СибВПКнефтегаз-2000». Сейчас проект в качестве приоритетного включен в межрегиональную программу «Сибирское машиностроение». Авторы программы намерены лоббировать вхождение этой и других инновационных тем в «высший эшелон» федеральных целевых программ. Если такое случится, то «Арктика», возможно, и получит какие-то преференции по процентным кредитным ставкам и льготным займам. Но, как показывает практика, инструменты государственной поддержки работают не всегда эффективно. Свои коррективы в возможный расклад внесут, без сомнения, и отголоски кризиса мировой финансовой системы.

Тем временем на омском предприятии продолжают работать над проектом «Арктика», создавая новые образцы везде­ходов, повышая при этом их маневренность и проходимость в условиях российского бездорожья.