Главное — правильно назвать

10 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Корпорация Intel помогла Искитимской центральной районной больнице компьютерным обо-рудованием и придумала звучное название этому проекту

Сегодня в большинстве поликлиник для того, чтобы получить лекарство по рецепту врача, пациент должен совершить ряд несложных, но утомительных телодвижений. Сначала отстоять очередь к терапевту или узкому специалисту. Потом подождать, пока доктор напишет направление на льготное получение медикаментов. Затем постоять в очереди в регистратуру. Получить рецепт. Вернуться к врачу, подписать у него рецепт. И снова в регистратуру, где поставить штамп. Потом подождать дома, пока работники регистратуры внесут рецепт в базу данных заказов медикаментов. И через пару дней получить лекарства в аптеке. В Искитимской центральной районной больнице (ЦРБ) с недавних пор подход немного другой. Здесь в кабинетах поликлиник установили компьютеры с доступом в Интернет и специализированным программным обеспечением и принтеры. Врач выписывает рецепт, заносит его в базу данных, распечатывает, подписывает, а пациент должен только поставить штамп в регистратуре и получить льготные лекарства в аптеке.

Впрочем, с последним этапом — получением лекарств — случилась небольшая заминка. Две аптеки, которые уполномочены департаментом здравоохранения выдавать льготные лекарства пациентам поликлиники, не торопятся с подключением компьютеров к сети больницы. Они все так же делают по старинке — в конце дня распечатывают на бумаге данные о товарных запасах для ЦРБ и получают заказы на медикаменты. Когда лекарство заканчивается на складе, узнать об этом раньше вечера врачи не могут. В результате пациенты, отстояв несколько очередей, иногда сразу не получают лекарство просто потому, что оно уже закончилось, а врач об этом не знал. «Было указание департамента здравоохранения, чтобы аптеки еще в середине октября соединили свои компьютеры с нашей сетью, но до сих пор никаких движений нет. А нам нужно, чтобы врач мог сразу видеть на экране, что в ассортименте на данный момент есть, а чего нет, и назначать препараты, учитывая их наличие», — поясняет главный врач Искитимской ЦРБ Алексей Кайгородов.

Слыша словосочетание «цифровая поликлиника», представляешь сверкающие коридоры и суперсовременное оборудование, системы электронной очереди и другие технологические штучки, которые для российских медучреждений пока в новинку. В реальности все оказывается несколько проще — обычное здание советского образца с облупленными стенами в коридорах и полами, покрытыми линолеумом. Зато в кабинетах сделан ремонт и стоят новенькие компьютеры с принтерами и Интернетом. Правда, у психиатра, кабинет которого в самом конце коридора (больные здесь специфические), первое, что мы увидели — врача и медсестру, которые заполняли гору медицинских карточек. «Мы не можем отменить бумажной работы, юридически у нас все документы должны быть в печатном виде», — пояснила руководитель отделения. Прогресс, впрочем, есть. Если раньше один больной обслуживался минимум минут тридцать, из которых половина уходила на выписку рецепта, то сегодня время приема сократилось вдвое. Рецепт готов в течение одной минуты. «Мы выписали сразу три–четыре, вывели их на печать — и больной спокойно ушел, а не ждет и не нервничает», — прокомментировал психиатр.

На обучение медиков основам работы на компьютере и автоматизированной выписке рецептов уходит три недели. В классе одновременно могут заниматься десять врачей и медсестер. Как правило, в нерабочее время. Обучение идет непрерывно — каждый день в две смены. Его проводят волонтеры Intel (каждый сотрудник компании обязан отработать минимум 12 часов в год на волонтерских программах) и специалисты отдела автоматизированных систем управления ЦРБ. Врачи признаются, что система удобная, но учиться сложно.

Если говорить о сути проекта «цифровой поликлиники», анонсированной Intel, то все выглядит довольно просто. Участие Intel выражается в том, что компания передала в октябре 30 компьютеров, а также несколько серверов первой и второй поликлиникам ЦРБ Искитима и обучила врачей и медсестер компьютерной грамотности. Сегодня специалисты отдела АСУ больницы готовят персонал к работе в системах, которые используются в больнице. Общий объем помощи оценивается в 700 тыс. рублей. Системы автоматизации управления (в том числе и автоматизации льготного рецепта) больница внедряет самостоятельно и уже не первый год работает в клинической информационной системе «Дока+» (новосибирская разработка). На вопрос, смогла бы поликлиника оборудовать каждый кабинет врача компьютерной техникой самостоятельно, Алексей Кайгородов ответил положительно. «Но произошло бы это году к 2010-му», — добавил он.

Внимание Intel к Искитиму сегодня неслучайно. Этот город входит в программу корпорации World Ahead как один из концептов Digital Village (руководство Intel в Новосибирске переводит это словосочетание как «цифровой городок»). Первым крупным проектом стало оснащение нескольких школ Искитима компьютерной техникой и мобильными ПК для учеников. Правда, управляющий филиалом Intel в Новосибирске Виталий Саяпин пока затрудняется назвать сроки и направления дальнейшего развития этой концепции в Искитиме. Как и то, будет ли оказываться дальнейшая поддержка искитимской ЦРБ.

Сегодня руководство больницы раздумывает насчет внедрения системы централизованного управления всей клиникой, но на вопрос, возможно ли будет в ближайшее время записываться к терапевту, оставив заявку на портале или через электронную почту, главврач ответил отрицательно. Пока рано.