Есть о чем поговорить

17 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Редакционная статья

Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию стало предметом общего интереса. Ни накануне события, ни после него не было сомнений в том, что его речь будет внимательно выслушана и затем детально препарирована на каждом уровне, в каждом социальном классе и общественном слое.

Причин для такого внимания, помимо того, что выступает глава государства, было более чем достаточно. Например, это первая программная речь вновь избранного президента. И с этой точки зрения были любопытны расставляемые им акценты в развитии страны, его позиция по ключевым вопросам выстраивания административных, социальных и экономических связей.

Общество, как чуткий радиоприемник, ловило малейшие нюансы, интонации и эмоции автора Послания, чтоб затем транслировать в сознание не только понимание сказанного, но и разобраться, насколько едина нынешняя команда Медведев-Путин, является ли новый президент идейным преемником или же он самостоятельная политическая фигура, какими могут быть перемены, по возможности просчитать последствия заявленных тезисов. Ведь было понятно, что первая речь подобного рода — это программа действий на весь срок работы Медведева, его кредо, которое затем будет лишь развиваться.

Кроме того, обязывала быть внимательными к словам президента и нынешняя ситуация в мировой и отечественной экономике. Была надежда увидеть в Послании стройную программу антикризисных мер, своего рода гарант того, что серьезных потрясений не будет не только потому, что их не обещают в официальных выступлениях, но исходя из самой логики решений высшего эшелона власти — из программных, последовательных мер, продуманных и озвученных президентом.

Каков же итог? На самом деле общество и политологи испытали смешанные чувства. Очевидно, что это выступление не сблизило, а разделило общество. Не на сторонников и оппонентов действующего президента, а на группы людей, которые придерживаются той или иной трактовки выступления главы государства. Одни солидарны друг с другом в том, что Медведев заявил о себе как о самостоятельном политике, никоим образом не связанным узами преемничества. Другие, напротив, считают, что его речь — логическое продолжение предыдущих выступлений предыдущего главы государства. Какая-то часть общества увидела самостоятельный курс и усиление роли власти с традиционной для последних лет критикой чиновничества и бюрократизации власти, возрастающим, несмотря ни на что, уровнем коррупционности.

В нашей трактовке Послания мы склоняемся к тому, что регионы получат еще больше самостоятельности и, соответственно, возрастет их груз ответственности за развитие территорий. Говоря о российском федерализме, Дмитрий Медведев отмечает, что необходимо «достигнуть оптимального баланса разграничения полномочий между федерацией и регионами». Давно отмеченная всеми тенденция изменения приоритетов центральной власти во внутренней политике к последовательному вовлечению субъектов в социальный, экономический и другие процессы в эту формулу вполне укладывается.

А вот готовы ли власти на местах к большей включенности, к активному участию в развитии экономики — непростой вопрос. Тем более что для этого сегодня требуется не только политическая воля губернаторов, но и понимание того, что наращиванием темпов добычи ресурсов для процветания отдельно взятого региона уже не обойтись — спрос на сырье во время кризиса в мире падает, внутренней экономике его тоже надо все меньше.

Перестроиться придется всем. «Наш приоритет — это производство (а в перспективе — и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, в образовании, в искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни», — говорит президент. По инерции жить не получится, по крайней мере, об этом в Послании сказано ясно и четко.