Бюджет замедленного действия

17 ноября 2008, 00:00
  Сибирь

Секвестирование социальных расходов в бюджете Иркутской области на 2009 год может привести к политическому кризису.

Председатель правительства Иркутской области Игорь Есиповский отозвал проект закона «Об областном бюджете на 2009 год». Решение, по официальной версии, связано с требованием Министерства финансов РФ сформировать бездефицитный бюджет «в связи со складывающейся ситуацией на финансовом рынке, снижением доступности кредитных ресурсов и отсутствием возможности размещения ценных бумаг Иркутской области».

По мнению экспертов, подобное заявление главы региона можно обозначить как кульминацию процесса антикризисного управления в доходной части бюджета Иркутской области: ее уже увеличили на 25 млн рублей за счет повышения госпошлин и оказания платных услуг, а объем областных долговых обязательств (ОДО) Иркутской области уменьшился на 6,7 млрд рублей (в проект бюджета было занесено 1,8 млрд). Вместо средств от размещения облигаций администрация Иркутской области собиралась привлечь кредит в размере 6,5 млрд рублей. Несмотря на это, в проекте, представленном Законодательному Собранию (ЗС), доходная часть составляла 61,8 млрд рублей, расходная — 66,7 млрд, дефицит — 10,4%. Законопроект предполагалось рассмотреть в первом чтении на сессии Законодательного Собрания региона 18 ноября. Однако, похоже, это произойдет намного позже.

«Иркутская область вошла в десятку субъектов страны со значительным уровнем долга, — отметил временно замещающий должность директора департамента финансов Иркутской области Алексей Зезуля. — Но во многих регионах проблема еще острее, чем у нас, там уже преддефолтная ситуация».

От того, насколько успешно иркутское правительство сможет сократить расходы, зависят и эволюция рейтингов Standard & Poor (долгосрочный кредитный рейтинг Иркутской области попал в список CreditWatch с негативным прогно­зом), и карьерные перспективы Игоря Есиповского. В качестве меры по наполнению областного бюджета ЗС Иркутской области может пере­дать часть налоговых отчислений из ведения территорий в областной бюджет — например, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, 5% налога на доходы физических лиц. Тогда процедура принятия бюджета может обернуться для Иркут­ской области новым парламентским кризисом.