Упущенные экономические возможности

Тема недели
Москва, 17.11.2008
«Эксперт Сибирь» №45 (232)
Заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск), член-корреспондент РАН Виктор Суслов

— Какова ваша общая оценка экономической части в выступлении президента Дмитрия Медведева?

— Меня смутило несколько обстоятельств. Прежде всего — некий юридический, правовой фетишизм: принято или будет принято соответствующее законодательство, и все станет хорошо. В частности, удивило не совсем оправданное представление президента о том, что возможно сформировать основу для создания в России одного из мировых финансовых центров, усилить роль рубля в качестве одной из валют международных расчетов. К сожалению, опять же, это станет реальностью, по мнению Дмитрия Медведева, благодаря принятию пакета законов. Декретами такие вещи не решаются. Вот такое явное преобладание подхода с точки зрения права и юрисдикции проходит красной нитью сквозь Послание, не только через его экономический блок. Это, конечно, важные вещи, но не могут экономические процессы быть полностью зависимыми от законотворчества. Может ли страна, которая по уровню ВВП на душу населения находится в пятом десятке, в три-четыре раза отставать по этому показателю от ведущих стран мира, рассчитывать на признание ее валюты в качестве мировой? Наверное, нет. Что-нибудь сделать в этом направлении в рамках СНГ — да, возможно, и то не со всеми. Можно было бы попробовать усилить влияние рубля при международных расчетах, например, с Казахстаном, Белоруссией, хотя постсоветская политика привела к тому, что мы ссорились с некоторыми странами СНГ все больше и больше.

В общем, завиральные идеи по поводу рубля как международной валюты вызывают вопросы, а рассчитывать на признание в изменяющейся мировой финансовой архитектуре страны с такой слабой финансовой системой как у нас, не приходится.

Другое дело, что ситуация сейчас будет меняться, и доллар вряд ли сохранится как главная мировая валюта, я не буду здесь оригинален. Произойдет сегментация финансового рынка, образуются целостные азиатский, европейский и североамериканский рынки. Рубль останется в далеком тылу европейских валют, возможно, какое-то значение будет иметь в азиатских валютах. Но далеко не первостепенное.

— В чем, как вы думаете, причина поверхностного изложения экономического блока?

— Медведев отлично образованный юрист, но, по-видимому, его окружают слабые экономисты. Я не уверен в том, что скажу сейчас, но думаю, что Аркадий Дворкович, помощник президента, далеко не светоч экономической мысли. Получается, что Медведеву в экономической части просто оказалось нечего сказать в Послании. Все остальное — только предположение, мы же не знаем точно, что там происходит.

— Можно ли говорить о том, что эту задачу он переложил на премьер-министра, который практически в ежедневном режиме занимается экономическими вопросами?

— Может быть, между ними и существует негласное разделение труда. Тот же Путин такие вопросы ставил и как президент, и продолжает их решать как глава кабинета министров. Президент сейчас — больше имиджевая фигура, и сейчас он стремится набирать вес во внешней политике. Но президентское Послание есть президентское Послание, и в нем нельзя было обойти вопросы экономики государства.

— Что было упущено в выступлении?

— К сожалению, многое не отражено в отношении внутренней экономики страны, не обозначено никаких стратегических аспектов будущего России. В то время как вопросы, связанные, например, с инновационным путем развития российской экономики, являются центральными. Концепция долгосрочного развития государства до 2020 года, подготовленная Минэконом­разви­тия, построена на основе инновационного сценария. В послании об этом речи не идет, кроме уже немного устаревших лозунгов, типа пятого «И» — «интеллекта».

Ничего не сказано о задачах экономической безопасности страны. А этот вопрос становится очень и очень актуальным. Президент недавно совершил поездку на Дальний Восток, был в Сибири и, вероятно, хорошо представляет экономические и социальные проблемы этих регионов. Сложно поверить, но сегодня Дальний Восток все больше оказывается не в «экономической юрисдикции» остальной части России. У него уже гораздо больше связей с Китаем, Японией, США, чем с центральными территориями нашей страны.

Также совершенно не раскрыта экономическая политика в пределах стран СНГ, хотя именно здесь имеются реальные шансы. Если деловые и торговые связи со многими европейскими странами у нас неплохие, но они не могут быть настолько тесными, как с соседями, являющимися нашими естественными партнерами.

Есть, конечно, позитивные аспекты в области военной безопасности, связанные с решением о не расформировании ракетных бригад, размещением ракет на западной границе страны. Мне кажется, что президент Медведев прекрасно разбирается во внешней политике, в дипломатии, поэтому решения и направления действий в этих сферах становятся у него более яркими и успешными.

У партнеров

    «Эксперт Сибирь»
    №45 (232) 17 ноября 2008
    Послание президента
    Содержание:
    Реклама