Не отпустите спасательный круг!

Игорь Мельник
8 декабря 2008, 00:00
  Сибирь

Крупные банки, в отличие от небольших, не будут резать ИТ-«косты» в условиях кризиса, а расходы на информационную безопасность даже увеличат: грядет закон «О персональных данных»

Начиная с 2003 года затраты на новые технологии в российских банках росли на 15–20% в год, достигнув в 2007 году 30 млрд рублей. Многие эксперты говорили о грядущей «второй волне автоматизации»: собственники финансовых организаций пришли к пониманию того, что необходимо инвестировать в высокотехнологичные решения, которые обходятся в эксплуатации дешевле, чем труд работников. ИТ в банках начали относить к стратегической категории, и их роль в развитии новых банковских продуктов оказалась очень важной.

«В последнее время шел достаточно мощный рост бизнеса банков, который было невозможно обеспечить без вложений в ИТ-инфраструктуру и ПО. Увеличивались доходы банков, деньги были дешевыми, поэтому реализовывались стратегии по продаже ресурсов: кредиты юрлицам и населению. А это нельзя было делать без изменений в ИТ-инфраструктуре банков», — считает коммерческий директор сибирского филиала системного интегратора «Энвижн Груп» Сергей Перевозчиков.

Пертурбации на мировом банковском рынке подстегнули финорганизации с начала 2008 года активнее инвестировать в собственную инфраструктуру. К этому моменту уже стало понятно, что меньше всего пострадают компании, которые смогут подойти к «времени Ч» во всеоружии: за счет систем автоматизации, сведя к минимуму число сотрудников фронт-офиса и более тщательно наладив работу удаленных филиалов. Свою роль сыграл кадровый дефицит, который отрасль ощущала вплоть до осени 2008 года. Многие крупные и средние банки начали реализацию масштабных проектов по модернизации ИТ-инфраструктуры: строительству мультисервисных сетей, внедрению средств информационной безопасности. Сегодня каждый день два-три банка заявляют, что внедрили новую систему документооборота, либо решения по безопасности.

Российский банковский рынок очень неоднороден, что проявляется и в стратегии использования новых технологий: небольшие региональные банки заинтересованы в них гораздо меньше. Огромную роль играют и недостаток средств, и слабо проработанный подход к ИТ в целом. Закрывать только самые «больные» места и в силу недостаточных бюджетов делать это низкими темпами — общая практика для таких организаций. Мощные финансовые структуры подходят более взвешенно: у них, как правило,  есть зрелая концепция использования информационных технологий и достаточно средств, чтобы ее придерживаться.

Когда грянул гром

Нынешняя осень стала для многих интеграторов, работающих в банковской сфере, неоднозначной: в «Диасофте» (Москва), например, говорят, что кризис вынудил отечественные банки выжидать с запуском новых проектов, а финансовые учреждения с присутствием зарубежного капитала — наоборот, ускориться. В целом снижение объемов рынка заметили все.

«Если еще в августе–сентябре банки были довольно активны в плане реализации ИТ-проектов, то с октября ранее запланированные неначатые стали попадать в категорию standby. Текущие проекты продолжаются, либо заканчиваются. Но на 2009 год планы явно отложены, потому что не сформированы даже бюджеты, — говорит Сергей Перевозчиков. — Обычно бюджеты утверждаются в ноябре, сейчас прогноз — последняя декада декабря. Сегодня мне неизвестны примеры банков, которые начинали бы крупные ИТ-проекты».

 У технических специалистов банков в любом случае прибавилось работы, в отличие от сотрудников фронт-офисов, над которыми маячит угроза увольнения. Многие финансовые организации не стали урезать свои бюджеты на ИТ: обычно сокращаются бюджеты тех направлений, которые не имеют наивысших приоритетов для развития бизнеса. Зато акценты в направлениях работы ИТ-отделов были пересмотрены. Раньше, например, огромное внимание уделялось системам, которые закрывали функционалом кредитные операции. С прекращением кредитного бума и ростом задолженности заемщиков начались внедрения коллекшн-продуктов: систем, которые автоматизируют процесс сбора просроченных задолженностей. Подход понятен: с ростом числа неплатежей банк, по нормативам ЦБ, должен создавать дополнительные резервы, а это при отсутствии ликвидности резко «подсаживает» по свободным средствам и заставляет активно бороться с ростом задолженности.

И здесь подход региональных и федеральных банков отличается: если первые пытаются организовать сбор «просрочек», расширяя функционал CRM-систем (которые в том или ином виде внедрены практически везде) и интегрируя их со специализированными АБС (автоматизированными банковскими системами), то более крупные компании переводят процессы сбора задолженностей под управление активных ИТ-систем, которые самостоятельно назначают задания сотрудникам. Например, выводят напоминания позвонить клиенту по поводу появившейся задолженности, а в случае негативного результата сразу информируют о провальной попытке сотрудников службы безопасности.

В целом одним из последствий банковского кризиса можно назвать более внимательное отношение банков к эффективности вложений: время «имиджевых» проектов безвозвратно ушло.

Впрочем, отказываться от ИТ — тоже не вариант. Компании, которые стараются высвободить финансы «на сегодня», имеют очень мало шансов на завтрашний день: нельзя экономить на том, что позволит экономить еще большие деньги. Поэтому мощные и сложные проекты по внедрению, скажем, CRM-систем вряд ли будут приостановлены — это стратегические решения, которые не могут быть прекращены без ущерба для их бизнеса. CRM обретают смысл в преддверии вступления России в ВТО, когда, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо тщательно отработать технологию общения с клиентами.

На чем точно не скажется финансовый кризис — так это на расходах на информационную безопасность (ИБ). Постоянные траты на поддержание защищенности сетей банка, его баз данных, на защиту банков от инсайдеров — это данность. Более того, в скором времени интеграторы, которые работают с банками в сфере ИБ, ждут вала заказов: как нормативы Центробанка, так и Закон «О персональных данных», который начнет действовать для банков с 2010 года, предполагают соответствующую инфраструктуру и стандарты безопасности. «До начала действия закона «О персональных данных» банки будут руководствоваться инструкциями Центробанка, которые имеют рекомендательный характер. Но уже сегодня понятно, что в большинстве банков защита информации не соответствует требованиям закона, поэтому в 2009 году мы ожидаем вынужденных вложений в информационную безопасность со стороны компаний финансового сектора», — комментирует Сергей Перевозчиков.