Бюджеты меньше, сроки — тоже

8 декабря 2008, 00:00
  Сибирь

Время масштабных ИТ-проектов в банковской сфере прошло, сегодня финансовым организациям придется решать свои зада-чи поэтапно, считает менеджер по работе с партнерами Microsoft Dynamics Дмитрий Шаров

— По вашему опыту, как сегодня рассматриваются ИТ в банковском секторе: как вспомогательное направление, на котором можно сэкономить, или как сегмент, который позволяет уменьшить издержки?

— В зависимости от отрасли кризис по-разному отразился на ИТ. В секторах, основанных на операционной деятельности, — банки, ретейл — издержки на ИТ сокращают только общим фоном оптимизации затрат в компании. Но стимула вкладывать в ИТ больше не появилось, появилась мотивация инвестировать более эффективно, с меньшими финансовыми и временными затратами. Примерами такой тенденции могут послужить длительные проекты внедрения тяжелых ИТ-систем в банковской отрасли со сроками сдачи после 2009 года. Многие заказчики сейчас стали замораживать такие проекты и искать пути решения задач поэтапно с помощью других систем со сжатыми сроками и бюджетами.

— Какие можно найти плюсы и минусы в подходе развития ИТ-составляющей банков в условиях кризиса?

— В данном вопросе банковская отрасль ничем не отличается от других. Основные плюсы развития ИТ: сокращение операционных издержек, оптимизация процессов, минимизация человеческого фактора, повышение производительности труда, повышение эффективности работы. Минус — любое серьезное ИТ-решение требует значительных финансовых инвестиций, которые многие финансовые структуры сейчас себе не могут позволить.

— Сегодня на рынке банковских ИТ-продуктов устойчивое положение занимают российские компании с собственными специализированными банковскими решениями. Есть ли шансы в этом секторе у систем, основанных на ERP-платфор­мах?

— Банк очень сильно отличается от любого другого предприятия. Здесь действуют особые правила бухгалтерского и налогового учета, которые регламентируются положениями ЦБ РФ, поэтому для автоматизации учета в банках необходимы специализированные решения. Обязательное требование к автоматизации внутренних операций — интеграция учетной системы с автоматизированной банковской системой, которая управляет основной деятельностью организации. Банк, в котором неэффективны внутренние процессы, несет дополнительные расходы, и чтобы их избежать, часто применяются решения для банковской сферы на платформе MS Dynamics.

— Программные продукты, закрывающие какие направления банковской деятельности, в ближайшее время будут наиболее востребованы в данном секторе?

— По нашему опыту, самый востребованный ИТ-инструмент в банковской отрасли сейчас — решение для коллекторских агентств на базе Microsoft CRM. Оно позволяет контролировать и управлять деятельностью по возврату задолженностей и оптимизировать весь цикл работ — от упреждающего контроля до фиксации шагов, связанных с их возвратом. Интеграция решения с уже существующими на предприятии системами может существенно расширить возможности последних. Так, например, при интеграции со скоринговой системой, предлагаемое решение может предоставить оценку вероятности того, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок.

Также банки сейчас активно проявляют интерес к системам, автоматизирующим участки бюджетирования и казначейства. Этот интерес вызван в первую очередь ужесточением контроля над денежными потоками.