Подарочек на Новый год

Игорь Мельник
15 декабря 2008, 00:00
  Сибирь

Драконовские таможенные пошлины существенно увеличат цены на подержанные авто и несущественно — на новые

Правительство приготовило своим гражданам очередной подарок на Новый год: с 9 января будут существенно увеличены таможенные пошлины на ввозимые в Россию автомобили — новые и не очень. 9 декабря Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал Постановле­ние под номером 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств».

Постановление, которое вводится на тестовый срок в девять месяцев, бьет как по официальным дистрибьюторам зарубежных концернов, так и по дилерам, которые ввозят в страну подержанные машины. Для первых увеличиваются налоги — с 25% до 30% от таможенной стоимости автомобиля, на 20% растет и евросоставляющая (налог, который рассчитывается, исходя из объема двигателя). Тяжелее всего придется аукционным и прочим компаниям, поставляющим подержанные иномарки. Во-первых, существенно увеличена заградительная пошлина, которая теперь распространяется и на пятилетние автомобили. Если раньше она составляла 25% от таможенной стоимости либо от 0,4 до 1 евро на 1 куб. см на машины возрастом от пяти до семи лет и от 1,4 до 3,2 евро на 1 куб. см на более старые иномарки, то теперь пошлина на «пятилетки» составит от 2,5 до 5,8 евро на куб. см в зависимости от объема двигателя. До 35% поднимется пошлина на автомобили возрастом от трех до пяти лет, а евросоставляющая возрастет практически до уровня старых заградительных пошлин: диапазон будет от 1,2 до 2,8 евро за «кубик».

Выход постановления совпал по времени с выпуском ноябрьского отчета Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), в котором зафиксировано 15-процентное падение продаж новых иномарок по сравнению с октябрем, и это несмотря на различные дисконты и рекламные акции, которые инициируют автодилеры.

Еще большее падение продаж должен показать декабрь: ряд российских представительств автоконцернов (в основном те, которые используют для расчетов по ввозу доллары) поднимают цены. С начала декабря на 6,4–6,6% увеличились рекомендованные цены на модельный ряд Toyota японской сборки, на 8–10% увеличила свои цены Mazda, с 1 января на 10–15% увеличивает цены Volvo Cars Russia, на 5% поднимает цены Ford (в том числе российской сборки), на 2% намерены поднять цены Hyundai Motors. «Подтянулся» и АвтоВАЗ — он планирует поднять отпускные цены на 2–3% в ближайшее время, мотивируя это увеличившимися расходами на производство. Как стало известно, все эти повышения не включают в себя расчет на увеличение пошлин. Пока российские представительства не успели сориентироваться в ситуации с пошлинами. «Могу сказать только, что повышение, которое мы объявляли с 1 января, не включало в себя предположения, что пошлины будут повышены», — комментирует директор по связям с общественностью Ford Motor Company в России Екатерина Кулиненко

Если учесть, какой спад деловой и потребительской активности наступает в первые три месяца года, возникает резонный вопрос: кто будет приобретать машины с двойной наценкой — из-за курса валют и повышения пошлин. «Все дилеры боятся, что подорожавшие автомобили покупать не станут, но мы надеемся на то, что произойдет определенное замещение спроса: нашими покупателями станут те, кто мог раньше себе позволить более дорогой автомобиль, но не вписывается по финансам. Риски для дилеров, безусловно, присутствуют. Сегодня мы не формируем планы на следующий год, а решаем краткосрочные и среднесрочные задачи. Линейку 2008 модельного года мы реализуем в феврале. Время скидок ушло, и я думаю, их не надо ждать. Есть определенное заблуждение: финансовый кризис придет и в январе всем будет плохо, и можно будет купить машину в два раза дешевле. Такой возможности не будет», — считает директор ООО «Форд Центр Редут» (Красноярск) Сергей Мельников.

Вполне возможно, что согласованное повышение цен дилерами не сильно уронит продажи. Пока же попытки отдельных производителей повысить рентабельность к успеху не приводят: можно вспомнить неудачный пример ТагАЗа, который в октябре увеличил цены на 30 тыс. рублей, а продажи в результате сократились на 40%.

В сегменте подержанных автомобилей произойдет смещение спроса с дорогих машин с многолитровыми двигателями на представителей гольф-класса (до 1,5 литра) — на них повышение пошлин повлияет меньше всего, и цена увеличится на 60–80 тыс. рублей.

Стоит отметить, что аукционные рынки тоже реагируют на повышение пошлин. Цены на них снизятся, как это было раньше с семилетними машинами — после принятия постановления на аукционах они подешевели через два дня. По мнению директора аукционной компании «Автобэст» (Новосибирск) Владимира Нефедова, в конечном итоге цены на подержанные авто увеличатся с коэффициентом 0,7 от суммы повышения пошлины за счет снижения цены на японских аукционах: «Если учесть, что поднимутся цены и на новые автомобили, то будет лишь очередной виток инфляции. Поскольку постановление не действует на физлиц, то фирмы просто будут оформлять машину на покупателя. Сегодня даже у нас на рынках, если машина более-менее на что-то похожа, продавцы не снижают цены, несмотря на спад спроса».

По мнению Нефедова, за последние дни произошел всплеск интереса к подержанным иномаркам. Многие, кто хотел купить машину в январе–феврале, покупают сегодня. Заказы на поставки с аукционов «Автобэст» уже не принимает. «Я бы не советовал сейчас заказывать машину на аукционах — слишком большая зона риска. Сложность не в процессе растаможки, а во времени, за которое происходит покупка, доставка по Японии и в Россию. Растаможить партию можно за три дня – неделю, но нужно ее доставить — а это еще десять дней. Теоретически можно успеть до Нового года, но практически мы уже заказы не принимаем: таможня тоже может посодействовать задержке — устроить, например, «технический день» перед Новым годом», — говорит Владимир Нефедов.