Социальный ракурс Красноярской магистрали

Мария Анненская
22 декабря 2008, 00:00
  Сибирь

300 миллионов рублей Красноярская железная дорога в ближайшие три года планирует направить на реализацию собственных программ социальной направленности

Это инвестиции в обновление железнодорожных объектов здравоохранения и образования, средства, выделяемые Красноярской железной дорогой (КрасЖД) на выполнение коллективного договора. Железнодорожный холдинг — одно из немногих предприятий, где социальные гарантии работникам, пенсионерам, детям железнодорожников предусмотрены рядом законодательных актов и являются неотъемлемой частью деятельности компании. Более того, на дороге сегодня не рассматривается вопрос о сокращении численности работников путем применения административных методов. Об этом заявил начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт на встрече с губернатором края Александром Хлопониным.

Соцгарантии

Численность работающих на предприятии сегодня превышает 31 тыс. человек, что сравнимо с населением небольшого городка в крае, а с учетом работников дочерних предприятий и членов семей железнодорожников к этой транспортной отрасли и в область ее социальной ответственности можно смело отнести более 100 тыс. человек. Одной из основных мер, реализуемых сегодня для сохранения кадрового потенциала и обеспечения социальных гарантий железнодорожникам, является ограничение приема работников в условиях естественного оттока. Также планируется обучение работников смежным профессиям и их перевод на другие виды деятельности. Среднемесячная зарплата работников дороги по итогам текущего года составляет 24,9 тыс. рублей, что больше уровня предыдущего года на 28,8%. Кроме индексации заработной платы в течение 2008 года в пределах роста цен на потребительские товары и услуги, с 1 июля осуществлено внеплановое ее повышение на 10%. В результате рост реальной заработной платы железнодорожников к 2007 году составил 12,9%. При этом темп роста производительности труда за этот же период обеспечен на уровне 8,9%. Принятые меры помогли повысить покупательскую способность заработной платы красноярских железнодорожников в условиях инфляции. Тем не менее в межотраслевом рейтинге Красноярского края по уровню среднемесячной заработной платы среди 20 ведущих отраслей (за девять месяцев 2008 года) железнодорожники находятся на 10-м месте.

На основании коллективного договора около 90 млн рублей направлено на оказание всех видов материальной помощи, 18 млн рублей израсходовано на под­держание здоровья, реализовано право бесплатного проезда в поездах. На 2008 год сметой коллективного договора предусмотрена сумма в размере 2 млрд 592 млн рублей. В 2007 году выполнение договора обошлось дороге в 2,5 млрд рублей. С учетом всех социальных гарантий, прописанных в cмете, социальный пакет на одного работника в текущем году составил 52 тыс. рублей, а на пенсионера — 18 тыс. рублей. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году.

Региональная черта

Стабильная работа дороги позволила своевременно выплачивать заработную плату, в полном объеме финансировать программы капитальных вложений и капитального ремонта, обеспечить социальные гарантии и льготы работникам и ветеранам дороги, а также производить налоговые отчисления. Дорожный филиал — один из крупнейших налогоплательщиков в крае. В прошлом году красноярские железнодорожники перечислили в консолидированный бюджет края 2,5 млрд рублей, прогноз этого года — 2,6 млрд. По словам Владимира Рейнгардта, красноярские железнодорожники гордятся не только профессией и местом в экономике региона, но и тем, что дорога играет важную роль в социальной жизни большого Красноярского края: «Заботясь об интересах наших сотрудников, мы не отделяем себя от края, поскольку ясно понимаем: железная дорога — это больше, чем просто транспортная отрасль, это важная и органичная часть всего социально-экономического уклада региона».

Год своей работы отметил в ноябре Поезд здоровья — очень востребованный населением Красноярского края социальный проект ОАО «РЖД» и администрации Красноярского края. Передвижной консультативно-диагностический центр «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)» построен в 2007 году в рекордно короткие сроки и теперь работает как краевая передвижная поликлиника. Причем его услугами пользуется в основном население, не имеющее никакого отношения к железной дороге. Работа поезда получила высочайшую оценку прежде всего жителей края — пациентов этого поезда. За год работы на 49 станциях дороги принято 18,2 тыс. пациентов. Из них только 6,7% — железнодорожники и члены их семей. При этом ежегодные затраты ОАО «РЖД» на содержание поезда составляют 34,5 млн рублей.

Совместно с администрацией Красноярска летом запущена «городская электричка». За три месяца действия проекта по развитию городского железнодорожного движения населенность городской электрички выросла с 50 до 450 пассажиров в день. Росту популярности городского «железнодорожного кольца» способ­ствовали высокий спрос на новую услугу КрасЖД. Организация внутригородского кольцевого железнодорожного движения органично вписывается в проект создания Красноярской агломерации, презентованной на V Красноярском экономическом форуме. Помимо городского железнодорожного «кольца», он включает в себя строительство железнодорожной ветки до аэропорта Емельяново и развитие железнодорожного сообщения с городами-спутниками Сосновоборском и Железногорском.

Еще одним значимым совместным социальным проектом Красноярского края и дороги в 2008–2009 годах станет строительство нового детского сада на станции Саянская. Сейчас там работает один дет­ский сад на 95 мест, и он не в состоянии полностью обеспечить потребность (вместо 95 его посещают 173 ребенка). В поселке, где основным работодателем является железная дорога, наблюдается всплеск рождаемости. Очередь на устройство в детский сад составляет 196 человек. В связи с этим администрацией региона и ОАО «Российские железные дороги» принято решение о возведении здесь нового детского сада на условиях паритета. Общая сумма вложений — 240 млн рублей. Владимир Рейнгардт называет этот проект детским садом будущего: «По условиям пребывания в нем детей и комфорту ему не будет равных в крае».

Как отмечает Александр Хлопонин, социальная ответственность предприятий, работающих на территории края, должна распространяться не только на их сотрудников, но и на внешнюю среду. Красноярская железная дорога, реализуя крупные инвестиционные проекты, предоставляет сотни новых рабочих мест жителям региона, делится с ними высококачественными социальными услугами в области образования, здравоохранения, спорта, культуры. Помимо вложений в обновление собственных социальных объектов, дорога ежегодно тратит еще до 100 млн рублей на обеспечение теплом и горячей водой городов и поселков, в которых является градообразующим предприятием.

Жилье

Решение жилищных проблем сотрудников ОАО «Российские железные дороги» — важная составляющая социальной политики компании. С 2003-го по 2008 год в «социалку», в том числе и в строительство технологического жилья, КрасЖД инвестировала около 750 млн рублей. Только за два последних года 755 красноярских железнодорожников получили новые квартиры. Сейчас строительно-монтажные работы на новостройках ведутся в различных регионах края. 55-квартирные жилые дома строятся на станциях Иланская и Саянская. Началось возведение 18-квартирного дома в Бискамже. До конца года на территории Красноярского края планируется ввод в эксплуатацию 13 двухквартирных жилых домов на станциях Суриково, Чунояр, Мана, Абакумовка, Кошурниково, Минино.

По Программе ипотечного кредитования, реализуемой ОАО «РЖД» совместно с ТрансКредитБанком, в 2007–2008 годах улучшили свои жилищные условия 453  работника дороги в городах Красноярске, Иланском, поселке Саянском, из них 160 — молодые специалисты.

В инвестиционную программу дороги наряду с важнейшими технологическими приоритетами включены и перспективные вопросы социальной направленности. С октября 2008 года распахнул двери для всех желающих отремонтированный клуб на станции Кошурниково, материальная база которого пополнилась необходимым спортивным инвентарем, музыкальным оборудованием и книжным фондом для библиотеки. К Дню железно­­дорожника в Иланском завершена реконструкция привокзальной площади, обновлены мемориальный комплекс, стадион «Локомотив».

На реализацию жилищной политики на 2007–2008 годах Красноярской железной дорогой направлено почти 2 млрд рублей (строительство и приобретение технологического жилья, а также ипотечное строительство).

Молодежь

Треть от общей численности работающих на магистрали — специалисты в возрасте до 30 лет. По целевым направлениям КрасЖД в железнодорожных вузах сейчас обучается 1 725 студентов, в техникумах — 1 300. В 2008 году коллектив дороги пополнился 340 молодыми специалистами. «Мы хорошо понимаем, что недостаточно обучить молодого человека — необходимо закрепить его на рабочем месте, и именно в том населенном пункте, где его труд будет наиболее востребован. Здесь помощь в приобретении жилья — один из самых действенных методов, хотя и самый затратный», —
утверждает начальник КрасЖД Владимир Рейнгардт.

Красноярская железная дорога — единственное предприятие, которое до сих пор содержит дошкольные учреждения и школы. На магистрали работают 18 детских садов, две общеобразовательные и одна начальная школы (в каждой из школ есть детсадовские группы). 1 930 детей сейчас посещают железнодорожные детские сады, 427 детей — школы. Финансирование ведомственных образовательных учреждений полностью осуществляют РЖД. Средняя родительская плата за содержание детей в детских садах для работников ОАО «РЖД» — 2 100 рублей. Дополнительным образованием охвачены свыше тысячи детей.

Еще одна важнейшая забота железнодорожников — отдых детей. В летнем сезоне 2008 года для отдыха в оздоровительных лагерях «Орленок» и «Юность» (Черноморское побережье) на приобретение путевок профсоюзом КрасЖД было выделено более 2 млн рублей. Родителям, работающим на магистрали, оставалось оплатить лишь 20% от полной стоимости путевки. Еще 1,6 млн рублей дорога направила на оплату путевок в местные оздоровительные лагеря «Восток» и «Салют», при этом родительская доля в стоимости путевки не превысила 15%.

Ветераны

Министр социальной политики Красноярского края Галина Пашинова отмечает: «В Красноярском крае нет ни одного предприятия, которое также заботилось бы о своих ветеранах, как железнодорожники». И это не преувеличение. В сентябре 2008 года в Ачинске открылся Дом ветеранов КрасЖД. Он разительно отличается от привычных приютов для пенсионеров. Это — 20-квартирный жилой пансионат, в котором есть и свой медицинский пункт, и прачечная. Все 20 квартир (17 однокомнатных и 3 — двухкомнатных) за счет дороги были обставлены мебелью, бытовой и видеотехникой. Новоселами его стали ветераны-железнодорожники с дальних станций, которые к своим преклонным годам оказались в трудной жизненной ситуации, в одиночестве. В реконструкцию и обустройство Дома ветеранов Красноярская железная дорога вложила 23 млн рублей.

Дорога оказывает существенную поддержку и неработающим пенсионерам-железнодорожникам. Также гарантировано обеспечение корпоративной пенсией, выплачиваемой дополнительно к государственной через негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние»: 5,5 тыс. человек получают дополнительную пенсию, к установленной государ­ством, в среднем — 3 тыс. рублей.