Оптимизировать персонал

Спецвыпуск
Москва, 19.01.2009
«Эксперт Сибирь» №1-2 (238)
Директор по персоналу ООО «Стройкомплект» (Кемерово, розничная сеть «Большой ремонт»), кандидат психологических наук Наталья Аксенова рассказывает о возможных мерах по оптимизации персонала на предприятии в условиях кризиса

— Наталья Михайловна, в каких случаях компания прибегает к оптимизации персонала и что входит в это понятие? Как ваша компания решает такие вопросы?

— Оптимизация персонала — это приведение в соответствие его количественного и качественного состава под актуальные задачи компании. Это оптимизация фонда оплаты труда, численности персонала, различные программы по повышению лояльности и мотивации сотрудников, создание мощной базы кадрового резерва, внедрение развивающих и обучающих программ, методов по наращиванию компетенций и многое другое. Менеджерские решения в части управления персоналом корректируются в зависимости от стратегических планов компании. Согласно нынешней кризисной ситуации мы скоординировали работу в области HR.

Так, в период кризиса пересмотрены некоторые аспекты управления персоналом. Например, произошел переход от окладной системы оплаты труда к окладно-премиальной, что позволило, с одной стороны, выявить наиболее эффективных работников, с другой — сэкономить в случае минимальной эффективности. Также мы более широко, нежели раньше, внедряем программы по повышению лояльности, по укреплению команды. У нас стали популярны малобюджетные корпоративные мероприятия, которые не менее ценны. Особое внимание мы уделяем информационной поддержке всех сотрудников —  изменения, которые происходят в компании, регионе и отрасли, оперативно доводятся до персонала.

Мы отчасти пересмотрели функциональные обязанности сотрудников. Например, с позиции менеджеров оптовых продаж специалисты перешли в статус менеджеров активных продаж. В рамках процесса перераспределения функций изменены регламенты и должностные инструкции, обязанности, которые устарели или потеряли смысл, были заменены на новые. В связи с этим проводилось переобучение сотрудников собственными силами.

— Какие решения по оптимизации численности персонала возможны в период кризиса? Как в условиях сокращений сохранить кадровый резерв?

— Здесь есть несколько способов — либо поиск других, оптимальных вариантов для сотрудника в рамках компании, либо, если это невозможно, активная поддержка уволенного персонала. Если мы определяемся, что направление работы сотрудника не востребовано в данный период, однако он может успешно выполнять иные необходимые функции, мы предлагаем специалисту другую должность в нашей же компании. В докризисный период у нас было порядка 30 вакансий в месяц, а сейчас мы их закрыли из числа собственных кадров.

Для сохранения рабочего места и удержания ценного сотрудника в случае, когда происходит частичное закрытие направления его деятельности, мы используем перевод специалиста на неполную рабочую неделю либо на неполный рабочий день.

Так как в компании регулярно проводили различные оценочные меро­приятия: это и наблюдение, и аттестация, и оценка по компетенциям, и оценка в процессе внутренних обучающих тренингов — то уровень компетенций всех сотрудников был достаточно высок. Тем не менее малая доля специалистов, которые не доказали свою нужность компании или не смогли переквалифицироваться, были сокращены. Помимо того, что они были заранее предупреждены за период до сокращения, мы оказывали им активную под­держку в поиске другой работы.

Данной категории сотрудников мы помогли в постановке на учет на бирже труда, составляли рекомендации для каждого индивидуально, готовили информационные листки по ресурсам и агентствам города, где можно разместить информацию о себе, а также при необходимости составляли грамотное резюме. Кроме того, мы создали банк данных сотрудников, которые покинули компанию в разные времена, что позволит нам в период наращивания оборотов вернуть или как минимум предложить специалистам вновь открываемые вакансии.

Новости партнеров

«Эксперт Сибирь»
№1-2 (238) 19 января 2009
Антикризисные решения
Содержание:
Время темного ящика

Время перемен увлекательно тем, что оно уравнивает шансы и компетенции профессионалов и любителей от управления. Поскольку успешными могут оказаться самые неожиданные и парадоксальные на первый взгляд решения

Реклама