Управление гневом

До сих пор услуга управленческого консалтинга, особенно в регионах, имеет низкую востребованность. Между тем именно в сегодняшних условиях привлечение консультантов может стать шансом для дальнейшего развития бизнеса. Но лишь при условии полного понимания, для чего это необходимо компании

Окончание периода бурного экономического роста не могло не ввергнуть в растерянность многие ранее вполне успешные компании. Иного и не произошло бы — в условиях доступности кредитных ресурсов, общей эйфории достаточно легких денег предпринимателям не хотелось размышлять над пессимистическими сценариями развития бизнеса. Будущее представлялось им если не в исключительно радужных, то уж точно не в черных тонах. Возможно, поэтому удар, вдруг нанесенный общим экономическим кризисом по развитию бизнеса, стал таким болезненным, но привел к закономерным послед­ствиям: рисковавшие пострадали первыми.

Наступившее отрезвление рано или поздно заставит компании искать новые стратегии поведения на рынке, и оказать им помощь в этом могут приглашенные специалисты-консультанты. Беда только в том, что за столько лет развития в стране консалтингового направления у бизнесменов, по большому счету, так и не сложилось определенной культуры консультирования у сторонних специалистов.

Сейчас самое время наверстывать упущенное.

Местечковая психология

Для большинства сибирских консалтинговых компаний доля управленческого консалтинга в общем объеме услуг занимает отнюдь не первое место. Так, по данным прошлогоднего исследования сибирского консалтингового рынка (см. «В очередь к клиенту», «Э-С», № 41 (228) за 20–26 октября 2008 г.), самым популярным (по количеству компаний, предоставляющих услугу) из направлений в Сибири был отмечен юридический консалтинг в области хозяйственного права, на втором месте — налоговый консалтинг, на третьем — финансовое управление. По структуре же выручки максимально доходным показал себя консалтинг в области управления персонала и его подбора. Управленческий консалтинг, таким образом, пользовался не слишком большим спросом у бизнеса в Сибири.

Ситуация не изменилась и с кризисом: игроки консалтингового рынка не отмечают всплеска интереса к данной услуге. По их мнению, причину такого неприятия долго искать не приходится, она лежит в области экономической составляющей бизнеса. В столичных регионах и европейской части России больше и денежные потоки, и норма прибыли компаний, что позволяет им вполне предметно задумываться о привлечении управляющих консультантов. Большие прибыли давали возможность отдать ее часть на улучшение бизнеса (во многом, конечно, потому, что так принято во всем мире). Нестоличный же бизнес так поступать не спешил — просто в силу менталитета здесь другая культура принятия менеджерских решений. В регионах только лидеры рынка пользуются услугами управленческого консалтинга, потому что компания-лидер не может позволить себе стоять на месте. И даже в этом случае многое зависит от желания соб­ственника или управленца.

Назревшая необходимость

По определению, управленческий консалтинг представляет собой спектр услуг консалтинговой фирмы, направленный на решение проблем, связанных с непосред­ственной деятельностью предприятия. Это и стратегическое планирование, и управление персоналом, бизнес-процессами. Как правило, обращение к такой услуге происходит тогда, когда необходимо внести изменения в деятельность предприятия или обнаружены ухудшения общих результатов хозяйственной деятельности. Также уместно подумать о приглашении консультантов со стороны, когда неясны перспективы дальнейшей работы.

«Привлечение консультантов для решения управленческих проблем компании всегда оправданно, если ты хочешь взглянуть на осознанную (проявленную) проблему со стороны или у тебя не получается и ты не можешь ее осо­знать. Это происходит вследствие того, что эмоциональная привязанность менеджера или собственника бизнеса всегда имеет очень узкий коридор решений — «объективную зашоренность», — отмечает генеральный директор консалтингового центра «Алтекс» (Новосибирск) Вячеслав Пиксаев. — Консультант со стороны как минимум не вовлечен эмоциями в текущую проблему, а как максимум обладает опытом решения или анализа подобных или близких по сути проблем. Сама услуга управленческого консалтинга, особенно на «провинциальных» просторах, имеет низкую востребованность. У нас считается, что обращаться за помощью — значит показать отчасти свою некомпетентность. А платить в России за советы это в принципе нонсенс».

Особенность кризисной ситуации, в которой разом оказались все, именно в том, что дешевых денежных ресурсов сейчас нет ни у кого. Так что вроде и советом консультанта по управлению в самый раз воспользоваться, а денег нет.

Но независимо от желания и финансового положения существуют объективные индикаторы того, что компании необходимо задуматься о применении услуги управленческого консалтинга. О такой необходимости красноречиво говорит, например, ситуация, когда предприниматель ставит бизнес-цели и не достигает их либо он как владелец или менеджер неудовлетворен достигнутым или еще чем-то в ходе рабочего процесса. Здесь, возможно, сторонняя помощь будет полезна для расшифровки неясных моментов.

Другой распространенный признак того, что не все хорошо в управлении, — наличие кассового разрыва в компании как сигнал, что бизнес где-то дает сбой. Если сидеть и ничего не делать, то, скорее всего, последует спад, а затем смерть, но тот, кто хочет выжить, разбирается в проблеме сам либо обращается к внешним источникам, которые помогут определить, находится ли причина кассового разрыва в финансах, людях, продажах или в падении качества.

Тем не менее универсальных показателей, которые бы наглядно сигнализировали предпринимателю о патологических тенденциях в компании, нет, поскольку любой показатель — это отражение личности самого менеджера или собственника. Кому-то нипочем и высокая текучка кадров, а для кого-то это очень негативный аспект. Важно, как управленцы сами определяют уровень комфортности ведения бизнеса — возможно, им нужнее не прибыль, а моральное удовлетворение от бизнеса. Такое тоже случается.

Осознание личности

«С моей точки зрения, обращаться к консультанту по управлению — очень сложный момент для бизнесмена, так как придется в первую очередь перестраивать себя лично, — считает Вячеслав Пиксаев. — Ведь многие советы консультанта лежат на поверхности, а в силу, повторюсь, зашоренности большинства предпринимателей они не будут нести полезную нагрузку для обратившегося. Это большая духовная работа над самим собой, что очень тяжело и занимает много времени. Когда приходит клиент, я знаю, какой путь ему надо пройти, но не знаю, хватит ли у него на это воли. Выстроить собственный бизнес извне, при помощи консалтера, по сути, невозможно, владельцу нужно менять прежде всего свою личность под новые задачи».

Другими словами, скорой помощи в бизнесе не бывает. Предприниматель и рад бы решить свои проблемы быстро, легко и недорого, но если он не готов к постоянному труду по совершенствованию бизнес-процессов через преодоление самого себя, с возвращением в начальную точку и работой над ошибками, то ничего у него не получится. В итоге возможен результат, когда бизнесмен, не пройдя и половины намеченного пути, уходит с дистанции, не готовый к столь радикальным переменам. И винит потом во всех бедах консультанта, который вкладывал в проект вывода предприятия из кризиса знания, опыт и силы. Поэтому для последнего важно знать, каковы ожидания клиента, а заказчику важно помимо как материальных показателей эффективности бизнеса, таких, как оборот и прибыль, определять и нематериальные, которые показывают моральное удовлетворение от проделанного. И проводя мониторинг этих ключевых индикаторов развития бизнеса, владелец уже будет знать, в чем проблема.

«Объяснить руководителю компании все это непросто. По большому счету, если человек осознает такие тонкости бизнеса, ему не нужен консультант, если нет — он ему не поможет. Во всяком случае, все не будет очень легко и просто, — рассуждает Вячеслав Пиксаев. — Я помню, как одному из клиентов мы помогли внедрить систему оперативного управления компанией «Мотив». Эта система помогает в онлайне контролировать ход исполнения выданных заданий. Как побочный эффект пришлось переделывать организационно-функциональную структуру, клиент увидел, где у него в структуре управления пере­груз, а где недозагрузка сотрудников. Также был проведен эксперимент для более быстрого внедрения: в случае просрочки исполнения решений автоматически начислялись штрафные санкции, а наиболее эффективные сотрудники поощрялись как материально, так и нематериально. В результате скорость принятия решений возросла — по причине полной прозрачности и соблюдения сроков. Но для привыкания сотрудников к данной системе понадобилось порядка пяти месяцев. Не каждый согласен на такой отложенный во времени эффект, терпеть умеют не все бизнесмены».

Дань традициям

Сегодня уже понятно, что для выживания в период кризиса никто не даст новых рецептов, кроме уже имеющихся — уменьшение издержек, сокращение персонала. Потому что прежний денежный вал выручки по большому счету иссяк, и это заставляет искать ресурсы в уменьшении расходов — но это лишь стратегия выживания, а чтобы бизнес рос, нужно искать новые ниши на рынке. Основная трудность в том, чтобы понять владельцу бизнеса, как это сделать, и начать соответствующие изменения в компании.

Пока же бизнес в сибирском регионе показывает приверженность к традиционным видам консалтинговых услуг, позволяющих снизить издержки. «Сейчас практически все компании стремятся сократить расходы, потому что каждый предприниматель хочет максимально обезопасить себя в период непредсказуемых изменений в экономике, — уверена заместитель директора по бухгалтерскому учету, аудиту и консалтингу Аудитор­ского Центра «Де-Конс» (Барнаул) Яна Коростылева.  Например, многие переходят на внешнюю бухгалтерию, чтобы повысить эффективность собственных бизнес-процессов и защититься от так называемого человеческого фактора — внешний бухгалтер не заболеет, не уйдет в отпуск, не захочет уволиться в разгар отчетного периода. При передаче бухгалтерии на аутсорсинг специализированной компании предприниматель сокращает расходы и получает качественные услуги, подробные отчеты о состоянии дел и гарантированное соответствие бухгалтерии фирмы установленным нормам и стандартам. Думаю, кризис стал определенным стимулом для многих компаний к поиску более рациональных способов ведения бизнеса».

Можно ожидать, что тенденция к выбору традиционных консалтинговых услуг для поиска путей оптимизации бизнеса сохранится в ближайшее время. Ведь, если говорить о сибирском регионе, то сегодня доля компаний, которые предпочли отдать бухгалтерию на аутсорсинг, здесь в среднем в два раза меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому игроки рынка ждут только роста спроса на услуги внешней бухгалтерии.

Что же касается управленческого консалтинга, то его настоящая популярность в Сибири, по всей видимости, придет чуть позже, вместе с пониманием того, что обратить кризис во благо своего бизнеса — задача, решение которой сделает честь любому предпринимателю. А компании, извлекшие преимущества из экономи­ческого спада, окажутся в самом выгодном положении с началом нового экономического подъема.